Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа
Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава
1. Суицид (суицидальное поведение) как
объект социально-
педагогической работы…………..... |
6 |
1.1 Сущность и причины |
6 |
1.2 Типология суицидов подростков… |
14 |
Глава
2. Содержание социально-педагогической
работы в направлении
суицидального поведения |
20 |
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической
работы в
сфере суицидального поведения подростков……………………….. |
20 |
2.2 Направления социально-
суицидального поведения |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
35 |
Список использованной литературы…………………………………………... | 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в мире 500 миллионов человек кончают жизнь самоубийством, т.е. осознано лишают себя жизни. Число незавершенных суицидальных действий превышает миллионы1.
Количество самоубийств среди подростков за последние 15 лет удвоилось, а в некоторых странах даже утроилось (Франция) и стоит на 2-3 месте среди причин смертей подростков. Наибольшая частота самоубийств приходится на возраст в 15-24 года. За прошедшие 30 лет число суицидов у 5-14- летних выросло в 8 раз2.
Показатели суицидов в России в возрастной группе 15-21 год в 1990 г. составляли 28,6 / 100 000 у юношей и 6,6 у девушек, а в 2003 г. выросли до 53,2 и 9,0 соответственно, что выше в сравнении с США в 2-3 раза3.
Приведенная статистика свидетельствует о чрезвычайной ситуации в психологическом состоянии подростков и отсутствии должной социально-педагогической поддержки в направлении такого объекта, как суицидальное поведение подростков.
Актуальность
исследования решения проблем суицида
подростков с точки зрения социально-педагогических
технологий подтверждается отсутствием
научных работ в данной области.
В любом учебнике по социальной работе
можно найти различные
Отсутствует
и достаточный практический опыт
(либо его освещение в печати) в педагогической
работе по профилактике суицидального
поведения подростков. Как правило, работа
с такими подростками включена в рамки
программ социально-психологической
Проблеме
суицидального поведения
Самоубийство как культурный институт рассматривается в одноименном исследовании Ирины Паперно5. В ее работе анализируются медицинские и исторические источники, газетные хроники и журнальные дискуссии, предсмертные записки самоубийц и художественная литература.
Проблемам суицидального поведения подростков и молодежи посвящена отдельные главы в учебных изданиях А.Н. Исаева «Детская медицинская психология»6 и «Социология молодежи».7
Представляет интерес с точки зрения социальной работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения, учебное пособие С.В. Тетерского8, книга для учителя А.Д. Андреевой9; публикации практического характера в специализированной прессе10.
Однако, анализ литературы по проблеме суицидального поведения подростков позволяет отметить, что в большинстве исследований представлен в большей степени психологический аспект рассматриваемой проблемы, нежели социально-педагогический. Как отмечалось выше, недостаточно литературы по организации социольно-педагогической помощи и технологиям работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения.
Вышеизложенное
подтверждает актуальность и необходимость
изучения проблемы организации социально-
Цель настоящего исследования – проанализировать основные направления организации социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
Задачи исследования:
-
рассмотреть суицид (суицидальное
поведение) как объект
- представить содержание социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
В соответствии с поставленными задачами построена и структура курсовой работы. Так, в первой главе рассмотрены вопросы понятия, и причин суицидального поведения подростков; выявлены особенности суицидального поведения подростков и представлена типология подростковых суицидов. Вторая глава посвящена непосредственно сущности, функциям и целям социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков. Здесь же рассмотрены основные технологии (методы) социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.
Предмет
исследования – технологии социально-педагогической
работы. Объект исследования - суицидальное
поведение подростков.
1 СУИЦИД
(СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
1.1 Сущность
и причины суицидального
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом «самоубийство» обозначается и индивидуальный поведенческий акт, и относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление. «Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи)»11.
С.В. Тетерский, давая определение понятию самоубийство, отмечает, что «под самоубийством понимают:
1)
индивидуальный поведенческий
2)
относительно массовый
В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины.
В широком смысле суицид – вид саморазрушительного поведения, к которому относятся пьянство, курение, употребление наркотиков, переедание, альпинизм, мотогонки и т.п.»12.
Самоубийство - очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни)13 и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь, психическое расстройство).
Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, при анализе данного социального отклонения выясняется, что не все так очевидно. Дело в том, что самоубийство зачастую граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью.
К самоубийству нельзя относить причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.
Для лишения себя жизни может быть использован любой способ. Чаще всего встречаются: повешение, отравление ядом или газом, применение оружия, падение с высоты, утопление.
Развернутое представление о том, что считать суицидом, дано в книге «Определение самоубийства» одного из создателей суицидологии Е.С. Шнейдмана (1985)14. В ней он сформулировал общие характеристики самоубийства.
Эти характеристики мотивационной теории суицидального поведения относятся как к взрослым, так и к подросткам. План в отношении самоубийства у любого суицидента одинаков - утолить душевную боль, уменьшить страдания, возникшие в силу фрустрированных психологических потребностей.
В исследованиях психологов отмечается, что самоубийство не происходит случайно. Для людей с суицидальными наклонностями это способ разрешения жизненной проблемы, это единственно доступное из всех возможных решений на почти неразрешимый вопрос о том, что делать в сложившейся сложной ситуации.
Самоубийство
порождается комбинациями нереализованных,
заблокированных или
Важно подчеркнуть, что в суицидальном состоянии у суицидента проявлением эмоционального состояния является нe враждебность, а бессильная внутренняя опустошенность, унылое ощущение, что все вокруг совершенно безнадежно, а сам человек беспомощен, что-либо изменить.
Суициденты испытывают двойственное отношение к жизни и смерти, даже в тот момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли. Именно эта их амбивалентность дает деонтологическое основание для терапевтического вмешательства.
Суицид - более или менее преходящее психологическое состояние и аффективной и интеллектуальной сферы. Туннельное сознание - резкое ограничение выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо - либо; все или ничего). Ответственность, например, отсутствует в поле сознания. Суицидент находится вне пределов досягаемости воспоминаний.
Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций морали, следует признать, что такой способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. В связи с этим обоснована постановка вопроса о дифференцированном подходе к оценке лишения себя жизни. Исключения составляют лишь те случаи, когда они совершаются в состоянии крайней необходимости - чтобы спасти жизнь других людей или самопожертовование.
Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. Самоубийства являются одной из распространенных причин смертности населения. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.
Одна их главных тенденций - это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике, культурной жизни общества и увеличения - при общественных" спадах.
Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков