Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37

Работа состоит из  1 файл

Социально-педагогическая проблема суицидальных нгаклонностей подростков.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как  объект социально-   

               педагогической работы…………..........................................................

 
6
         1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
         1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении

               суицидального поведения подростков……………………………….

 
20
         2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в

               сфере суицидального поведения  подростков………………………..

 
20
         2.2 Направления социально-педагогической  работы в сфере 

               суицидального поведения подростков………………………………

 
22
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список  использованной литературы…………………………………………... 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ежегодно  в мире 500 миллионов человек кончают  жизнь самоубийством, т.е. осознано лишают себя жизни. Число незавершенных  суицидальных действий превышает миллионы1

     Количество  самоубийств среди подростков за последние 15 лет удвоилось, а в  некоторых странах даже утроилось (Франция) и стоит на 2-3 месте среди  причин смертей подростков. Наибольшая частота самоубийств приходится на возраст в 15-24 года. За прошедшие 30 лет число суицидов у 5-14- летних выросло в 8 раз2.

     Показатели  суицидов в России в возрастной группе 15-21 год в 1990 г. составляли 28,6 / 100 000 у  юношей и 6,6 у девушек, а в 2003 г. выросли  до 53,2 и 9,0 соответственно, что выше в сравнении с США в 2-3 раза3

     Приведенная статистика свидетельствует о чрезвычайной ситуации в психологическом состоянии  подростков и отсутствии должной  социально-педагогической поддержки  в направлении такого объекта, как  суицидальное поведение подростков.

     Актуальность  исследования решения проблем суицида  подростков с точки зрения социально-педагогических технологий подтверждается отсутствием  научных работ в данной области. В любом учебнике по социальной работе можно найти различные программы  и системы работы с инвалидами, пожилыми людьми, беспризорниками, наркоманами, детьми-сиротами, беженцами и другими социальными группами, но только не с подростками, имеющими проявления суицидального поведения.

     Отсутствует и достаточный практический опыт (либо его освещение в печати) в педагогической работе по профилактике суицидального поведения подростков. Как правило, работа с такими подростками включена в рамки программ социально-психологической поддержки неполных семей, детей-сирот и беспризорников. Однако, довольно часто проявление суицидального поведения подростков отмечаются в «нормальных» обеспеченных семьях.

     Проблеме  суицидального поведения посвящено  достаточно большое количество исследований в психологической науке. Среди  них следует отметить фундаментальные работы таких авторов, как: Э. С. Шнейдман и И. Паперно. Так, исследования ведущего американского суицидолога, основателя и руководителя центров исследований и профилактики самоубийств в США и основателя Американской Ассоциации Суицидологи, Э.С. Шнейдмана представлены множеством статей и книг. В работе использована его монография «Душа самоубийцы» (2001)4, в которой предпринимается попытка по-новому рассмотреть суицидальные явления и их психологические корни.

     Самоубийство  как культурный институт рассматривается в одноименном исследовании Ирины Паперно5. В ее работе анализируются медицинские и исторические источники, газетные хроники и журнальные дискуссии, предсмертные записки самоубийц и художественная литература.

     Проблемам суицидального поведения подростков и молодежи посвящена отдельные главы в учебных изданиях А.Н. Исаева «Детская медицинская психология»6 и «Социология молодежи».7

     Представляет  интерес с точки зрения социальной работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения, учебное пособие С.В. Тетерского8, книга для учителя А.Д. Андреевой9; публикации практического характера в специализированной прессе10.

     Однако, анализ литературы по проблеме суицидального  поведения подростков позволяет  отметить, что в большинстве исследований представлен в большей степени психологический аспект рассматриваемой проблемы, нежели социально-педагогический. Как отмечалось выше, недостаточно литературы по организации социольно-педагогической помощи и технологиям  работы с подростками, имеющими проявления суицидального поведения.

     Вышеизложенное  подтверждает актуальность и необходимость  изучения проблемы организации социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков 

     Цель  настоящего исследования – проанализировать основные направления организации социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть суицид (суицидальное  поведение) как объект социально-педагогической  работы;

     - представить содержание социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.

     В соответствии с поставленными задачами построена и структура курсовой работы. Так, в первой главе рассмотрены  вопросы понятия, и причин суицидального  поведения подростков; выявлены особенности  суицидального поведения подростков и представлена типология подростковых суицидов. Вторая глава посвящена непосредственно сущности, функциям и целям социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков. Здесь же рассмотрены основные технологии (методы) социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков.

     Предмет исследования – технологии социально-педагогической работы. Объект исследования - суицидальное поведение подростков. 
 

1  СУИЦИД (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

1.1 Сущность  и причины суицидального поведения  подростков 

      Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui - себя, caedere - убивать) - намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом «самоубийство» обозначается и индивидуальный поведенческий акт, и относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление. «Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи)»11.

      С.В. Тетерский, давая определение понятию самоубийство, отмечает, что «под самоубийством понимают:

      1) индивидуальный поведенческий акт,  лишение себя жизни конкретным  человеком;

      2) относительно массовый добровольный  уход из жизни некоторого количества  людей.

      В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины.

      В широком смысле суицид – вид саморазрушительного  поведения, к которому относятся  пьянство, курение, употребление наркотиков, переедание, альпинизм, мотогонки и т.п.»12

      Самоубийство - очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни)13 и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь, психическое расстройство).

      Вопрос  о том, что считать самоубийством, на первый взгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, при анализе данного социального отклонения выясняется, что не все так очевидно. Дело в том, что самоубийство зачастую граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью.

      К самоубийству нельзя относить причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.

      Для лишения себя жизни может быть использован любой способ. Чаще всего встречаются: повешение, отравление ядом или газом, применение оружия, падение с высоты, утопление.

      Развернутое представление о том, что считать  суицидом, дано в книге «Определение самоубийства» одного из создателей суицидологии Е.С. Шнейдмана (1985)14. В ней он сформулировал общие характеристики самоубийства.

      Эти характеристики мотивационной теории суицидального поведения относятся как к взрослым, так и к подросткам. План в отношении самоубийства у любого суицидента одинаков - утолить душевную боль, уменьшить страдания, возникшие в силу фрустрированных психологических потребностей.

      В исследованиях психологов отмечается, что самоубийство не происходит случайно. Для людей с суицидальными  наклонностями это  способ разрешения жизненной проблемы, это единственно  доступное из всех возможных решений на почти неразрешимый вопрос о том, что делать в сложившейся сложной ситуации.

      Самоубийство  порождается комбинациями нереализованных, заблокированных или неудовлетворенных  психологических потребностей. Они причиняют душевную боль и толкают на суицидальные действия. С точки зрения суицидента,  именно суицид направлен на преодоление фрустрации стремлений.

      Важно подчеркнуть, что в суицидальном состоянии у суицидента проявлением  эмоционального состояния является нe враждебность, а бессильная внутренняя опустошенность, унылое ощущение, что все вокруг совершенно безнадежно, а сам человек беспомощен, что-либо изменить.

      Суициденты  испытывают двойственное отношение  к жизни и смерти, даже в тот  момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли. Именно эта их амбивалентность дает деонтологическое основание для терапевтического вмешательства.

      Суицид - более или менее преходящее психологическое  состояние и аффективной и интеллектуальной сферы. Туннельное сознание - резкое ограничение выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо - либо; все или ничего). Ответственность, например, отсутствует в поле сознания. Суицидент находится вне пределов досягаемости воспоминаний.

      Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций  морали, следует признать, что такой  способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. В связи с этим обоснована постановка вопроса о дифференцированном подходе к оценке лишения себя жизни. Исключения составляют лишь те случаи, когда они совершаются в состоянии крайней необходимости - чтобы спасти жизнь других людей или самопожертовование.

      Самоубийства  свидетельствуют о наличии в  обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может  или не считает необходимым разрешить  обычным общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. Самоубийства являются одной из распространенных причин смертности населения. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность.

      Одна  их главных тенденций - это связь  самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике, культурной жизни общества и увеличения - при общественных" спадах.

Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков