Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа
Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37
Во-первых, дети, стремящиеся уйти из жизни, отличаются от других детей, как и от взрослых суицидентов, тем, что воспитывались в условиях, которые помешали им сформировать глубокие привязанности к своим родителям. Это, в свою очередь, воспрепятствовало появлению каких-либо серьезных интересов, которые могли бы удерживать их от суицида. Совершая покушения, они без серьезных сожалений оставляют родителей, братьев, сестер, прародителей. Они были лишены опыта переживания глубоких чувств и не могут представить их у других людей.
Во-вторых, детские суициды в отличие от таковых у взрослых и даже подростков провоцируются незначительными событиями в жизни.
В-третьих, применяемые средства для ухода из жизни не соответствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья, либо практически не приносят никакого вреда.
В-четвертых, характер суицидального поведения зависит от степени понимания детьми необратимости смерти.
В-пятых, суицидальное поведение детей определяется констелляцией многих неблагоприятных факторов, рассмотренных выше.
В психолого-педагогической литературе выделяют группы повышенного риска подростков, склонных к проявлению суицидального поведения.
Это подростки со сниженной самооценкой, чувством неполноценности и ненужности. Суициду могут предшествовать переживания утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь.
Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у подростков рассматриваются социологами и психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
Когда ребенок загнан в угол, нередко появляется мысль об уходе из жизни. По данным исследований26, в 90% случаев суицидальное поведение подростка - сигнал бедствия. При помощи самоубийства решают свои проблемы чаще подростки из асоциальных семей. Так, например, с 1990 г. в кризисную психологическую службу объединения «Детская психиатрия» комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга обратилось около 35 тыс детей и подростков, причем 20% из них подвергались как моральному, так и физическому насилию.27 А сколько не обратилось? Этого никто не знает.
В местах заключения риск самоубийств у подростков в 5-6 раз выше, чем за их пределами28.
Имитационное поведение играет значительную роль в совершении суицидов у подростков. Чем больше телеканалов показывало суициды, тем больше совершалось самоубийств. В свое время под впечатлением прочитанной книги И. В. Гете «Страданий юного Вертера» среди молодых людей учащались самоубийства. Школьные самоубийства одних учеников могут отозваться повторением другими уходов из жизни.
В местах заключения риск самоубийств у подростков в 5-6 раз выше, чем за их пределами.
Молодые люди гомосексуальной ориентации предпринимают суицидальные попытки в 2 - 7 раз чаще, чем гетеросекуалы. Проведенный Д. Н. Исаевым (1992) опрос подростков-гомосексуалов показал, что 11,3% из них совершали суицидальные попытки. Почти 81% всех попыток приходился на возраст до 23 лет (среди 16-18-летних - 29% , 19-20-летних - 25,8%, в возрасте 21-22 лет - 25,8%)29.
Такие изменения поведения, как алкоголизация, экспериментирование с лекарствами и токсическими веществами, раздаривание своих вещей окружающим, уходы из дома и т. д. также могут оказаться предтечей самоубийства.
Типологию
суицидального поведения
Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов, при аресте - органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами.
Различают также типологию возрастного критерия в суицидальном поведении подростков: ранний суицид - 5-12 лет, суицид собственно подросткового периода – 12-15 лет; юношеский суицид -16-21 год.
Возможна классификация суицидального поведения подростков по типу группы риска и виду девиантного поведения: суицид подростков из неполных семей (так называемый социально-психологический, бытовой, экономический суицид); суицид наркоманов, токсикоманов, и подростков с сексуальной дезориентаций; суицид подростков, попавших в места лишения свободы и др. Однако вне зависимости от типологии суицида подростков, в основе каждого из них – желание (или нежелание) решить проблему, найти выход из создавшегося трудного положения. Помощь в решении таких проблем – задача психологов, педагогов и врачей.
Актуальность
проблемы подросткового суицида
и особенности проявления суицидального
поведения подростков в сфере
межличностных отношений требуют
специфической организации
Глава 2.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
2.1 Сущность,
функции и цели социально-
Учитывая комплексность проблемы суицидального поведения подростков, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями.
Проявление
суицидального поведения
Социально-педагогическая работа в сфере суицидального поведения подростков включает две основных составляющих: психологическую помощь и социальную адаптацию (поддержку)30.
Исходя
из этого, основными функциями социально-
-
мониторинг дезадаптированных
- реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после диагностических данных;
-
постреабилитационная защита
-
профилактика суицидального
Задачами социально-педагогической работы в данном направлении являются:
Иными словами, основная цель деятельности социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Итак, цели и задачи социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков направлены на снижение уровня его проявления и развитие адаптационных механизмов подростков.
Представляется, что основной акцент сущности социально-педагогической работы с подростками должен быть направлен на разработку педагогических программ по воспитанию подростков.
2.2 Направления
социально-педагогической
Выделяются следующие основные направления и методы социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков31:
I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных
направлений в деле
1.
Прежде всего, требуется решить проблему
подготовки будущих родителей к семейной
жизни и воспитанию своих детей.
Подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов: основы взаимоотношения в семье; внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления; основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения необходимо учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.
2.
Создание благоприятной
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
3.
Предупреждение ошибок в
Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков