Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37

Работа состоит из  1 файл

Социально-педагогическая проблема суицидальных нгаклонностей подростков.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      Во-первых, дети, стремящиеся уйти из жизни, отличаются от других детей, как и от взрослых суицидентов, тем, что воспитывались в условиях, которые помешали им сформировать глубокие привязанности к своим родителям. Это, в свою очередь, воспрепятствовало появлению каких-либо серьезных интересов, которые могли бы удерживать их от суицида. Совершая покушения, они без серьезных сожалений оставляют родителей, братьев, сестер, прародителей. Они были лишены опыта переживания глубоких чувств и не могут представить их у других людей.

      Во-вторых, детские суициды в отличие  от таковых у взрослых и даже подростков провоцируются незначительными  событиями в жизни.

      В-третьих, применяемые средства для ухода  из жизни не соответствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья, либо практически не приносят никакого вреда.

      В-четвертых, характер суицидального поведения  зависит от степени понимания детьми необратимости смерти.

      В-пятых, суицидальное поведение детей определяется констелляцией многих неблагоприятных факторов, рассмотренных выше.

      В психолого-педагогической литературе выделяют группы повышенного риска  подростков, склонных к проявлению суицидального поведения.

      Это подростки со сниженной самооценкой, чувством неполноценности и ненужности. Суициду могут предшествовать переживания утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь.

      Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у подростков рассматриваются социологами и психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

      Когда ребенок загнан в угол, нередко  появляется мысль об уходе из жизни. По данным исследований26, в 90% случаев суицидальное поведение подростка - сигнал бедствия. При помощи самоубийства решают свои проблемы чаще подростки из асоциальных семей. Так, например, с 1990 г. в кризисную психологическую службу объединения «Детская психиатрия» комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга обратилось около 35 тыс детей и подростков, причем 20% из них подвергались как моральному, так и физическому насилию.27 А сколько не обратилось? Этого никто не знает.

      В местах заключения риск самоубийств  у подростков в 5-6 раз выше, чем за их пределами28.

      Имитационное  поведение играет значительную роль в совершении суицидов у подростков. Чем больше телеканалов показывало суициды, тем больше совершалось  самоубийств. В свое время под  впечатлением прочитанной книги  И. В. Гете «Страданий юного Вертера» среди молодых людей учащались самоубийства. Школьные самоубийства одних учеников могут отозваться повторением другими уходов из жизни.

      В местах заключения риск самоубийств  у подростков в 5-6 раз выше, чем  за их пределами.

      Молодые люди гомосексуальной ориентации предпринимают суицидальные попытки в 2 - 7 раз чаще, чем гетеросекуалы. Проведенный Д. Н. Исаевым (1992) опрос подростков-гомосексуалов показал, что 11,3% из них совершали суицидальные попытки. Почти 81% всех попыток приходился на возраст до 23 лет (среди 16-18-летних - 29% , 19-20-летних - 25,8%, в возрасте 21-22 лет - 25,8%)29.

      Такие изменения поведения, как алкоголизация, экспериментирование с лекарствами и токсическими веществами, раздаривание своих вещей окружающим, уходы из дома и т. д. также могут оказаться предтечей самоубийства.

      Типологию суицидального поведения подростков можно также классифицировать по способу его совершения: отравление, повешение, порез вен, сбрасывание  с крыш домов и др.

      Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов, при аресте - органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами.

      Различают также типологию возрастного  критерия в суицидальном поведении  подростков: ранний суицид - 5-12 лет, суицид собственно подросткового периода  – 12-15 лет; юношеский суицид -16-21 год.

      Возможна  классификация суицидального поведения подростков по типу группы риска и виду девиантного поведения: суицид подростков из неполных семей (так называемый социально-психологический, бытовой, экономический суицид); суицид наркоманов, токсикоманов, и подростков с сексуальной дезориентаций; суицид подростков, попавших в места лишения свободы и др. Однако вне зависимости от типологии суицида подростков, в основе каждого из них – желание (или нежелание) решить проблему, найти выход из создавшегося трудного положения. Помощь в решении таких проблем – задача психологов, педагогов и врачей. 

      Актуальность  проблемы подросткового суицида  и особенности проявления суицидального  поведения подростков в сфере  межличностных отношений  требуют  специфической организации социально-педагогической работы в  данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 

2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической  работы в сфере суицидального  поведения подростков 

      Учитывая  комплексность проблемы суицидального  поведения подростков, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность  ее решения зависят от степени  интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями.

      Проявление  суицидального поведения подростков – это одна из форм дезадаптации личности: как правило, это - заниженная самооценка и нарушение отношений  с окружающими: родителями, сверстниками. Поэтому сущность и цели социальной работы в сфере суицидального поведения подростков должны быть направлены в первую очередь на адаптацию таких подростков.

      Социально-педагогическая работа в сфере суицидального  поведения подростков включает две  основных составляющих: психологическую помощь и социальную адаптацию (поддержку)30.

      Исходя  из этого, основными функциями социально-педагогической работы  в сфере суицидального  поведения подростков являются:

      - мониторинг дезадаптированных подростков (диагностическая работа);

      - реабилитация, программа которой  основана на данных, полученных  после диагностических данных;

      - постреабилитационная защита подростка; 

      - профилактика суицидального поведения  подростков. 

      Задачами  социально-педагогической работы в  данном направлении являются:

  • профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
  • психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
  • формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с: окружающими людьми;                                                         
  • выполнение попечительских функций по отношению к тем,  кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
  • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • содействие возвращению в семью;
  • обеспечение возможности получить образование;
  • забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

      Иными словами, основная цель деятельности социально-педагогической работы в сфере суицидального  поведения подростков - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

      Итак, цели и задачи социально-педагогической работы в сфере суицидального  поведения подростков направлены на снижение уровня его проявления и  развитие адаптационных механизмов подростков.

      Представляется, что основной акцент сущности социально-педагогической работы с подростками должен быть направлен на  разработку педагогических программ по воспитанию подростков.

2.2 Направления  социально-педагогической работы  в сфере суицидального поведения  подростков 

      Выделяются  следующие основные направления  и методы социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков31:

      I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.                 

          Это одно из наиболее важных  направлений в деле профилактики  формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

      1. Прежде всего, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.                                                                        

      Подготовка  молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:  основы взаимоотношения в семье;  внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;  основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

      Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения необходимо учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.

      2. Создание благоприятной нравственной  обстановки в семье и во  внутрисемейных взаимоотношениях.

      Обстановка  в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения  растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

      Следует подчеркнуть, что безнравственная  обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

      3. Предупреждение ошибок в семейном  воспитании. Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков