Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37

Работа состоит из  1 файл

Социально-педагогическая проблема суицидальных нгаклонностей подростков.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      - антипедагогическое поведение родителей  как при-. мер для подражания. Характерное  проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа;  - утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;

      - типичные ошибки, совершаемые родителями  в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность - активное утверждение «достоинств чада в его присутствии; педантичная подозрительность; жесткоавторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательность, несогласованность воспитателей; и др.

      4. Формирование у ребенка твердых  нравственных ориентиров, нравственной позиции.

      Нравственное  воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.

      5. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

      Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.                                                           

      6. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. 

      Специалисты-психологи  рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании:

  • не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;
  • воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
  • не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;
  • не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.

      Следует знать, что на воспитании ребенка  отрицательно сказывается также постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.

      Применяя  наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказывать.

      7. Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

      Приобщение  подростка к наркотикам способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД).

      В процессе воспитания с раннего детства  постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример ближних и старших товарищей.

      8. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

      С давних пор известно, что важнейшая  задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем выше у него тяга к самосовершенствованию. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

      Однако  в не меньшей степени проблему адаптации подростков решают и образовательные  учреждения. В связи с этим можно  выделить следующее направление  социально-педагогической работы:

      II. Повышение роли воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

      В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для Дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на* себе их влияние.

      Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы и т. д.

      Путями  повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

      - повышение качества подготовки  преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

      - создание наиболее благоприятной  обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

      -  побуждение преподаватеяьского  состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического маеэрерства и педагогической культуры;

      - создание при образовательных  учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми я подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

      -  развитие системы внеучебной  воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

      Два рассмотренных направления социально-педагогической работы с подростками (повышение  роли семьи и повышение воспитательной роли  образовательных учреждений) не могут существовать отдельно друг от друга. Из практики педагогической работы известно, что усилия учителей-воспитателей могут быть тщетными, если нет должной поддержки в семейном воспитании. Отсюда вытекает следующее важное направление:

      Ш.Развитие целесообразного взаимодействия семьи  и образовательных учреждений в  преодолении суицидальных попыток подростков.

      Семья и школа должны объединиться и  усилить воспитательное влияние  на детей и подростков. С этой целью практикуется:

      - организация методических семинаров  при школах для родителей (родительский  лекторий, родительский семинар);

      - повышение роли родительских  комитетов в жизни школы, детского  сада, усиление связи родителей  и учителей;

      - создание попечительских родительских  организаций при образовательном учреждении;

      -  приобщение к активному участию  родителей в мероприятиях класса, школы;

      -  посещение учителями детей на  дому (проявление заинтересованного  участия в том, как живут  ученики);

      -  помощь и поддержка родителей  в воспитательной работе с  детьми со стороны учителя,  социального педагога школы.

      Прописные истины «основных воспитателей»: семьи и школы (и даже успешного их взаимодействия) могут быть бесполезными, если нет влияния на круг общения подростка. Не случайно о данном возрастном периоде говорят, что здесь доминирует  так называемое «уличное воспитание»: компания, в которой общается подросток. В силу вышесказанного четвертым немаловажным направлением социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков является:

      IV. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

      Значительное  влияние на развитие и воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.

      Ребенок уже в детском саду оказывается  в окружении определенного круга  лиц, впоследствии он становится членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Поэтому от родителей, воспитателей требуется большое искусство при управлении воспитательным процессом ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется умение ограничить взаимодействие их воспитанника от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

      Безусловно, что не всегда назревшую проблему подростков могут решить обозначенные выше направления социально-педагогической работы. Как отмечалось выше, в основе факторов суицидального поведения подростков могут быть и причины психических заболеваний, с которыми не в состоянии справиться ни родители, ни школа, ни иные воспитательные  учреждения.  В этом плане огромную роль играют медицинско-психологические центры. Поэтому следующим направлением социально-педагогической работы с подростками в сфере суицидального поведения подростков является:

      V. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении суицидального поведения.

      В настоящее время создаются как  государственные, так и негосударственные  центры по работе с семьей. Эти центры состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику  и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализированные центры по работе с подростками  девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др.

      При центрах по работе с семьей открываются  отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на caмые малообеспеченные слои населения.

      Однако  таких центров и отделений  дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

      Немаловажная  роль в решении проблем суицидального  поведения подростков принадлежит  специальным учреждениям по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.  Это также одно из направлений социально-педагогической работы с подростками в сфере суицидального поведения.     

            В настоящее время существуют  различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности по работе с детьми и подростками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.

      В это плане важно развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

      В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного  поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.

      Центры  педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимы:

Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков