Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа
Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37
-
антипедагогическое поведение
- типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность - активное утверждение «достоинств чада в его присутствии; педантичная подозрительность; жесткоавторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательность, несогласованность воспитателей; и др.
4.
Формирование у ребенка
Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
5. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые
качества - это тот инструментарий,
который позволит человеку самореализоваться,
отстоять свою позицию, сохранить свое
«Я». Отсутствие волевых качеств превращает
человека в стадное существо и может привести
его под влияние другого, нередко социально-негативного
лидера. В такой ситуации безвольный человек
вполне может оказаться соучастником
социально опасных действий группы. Нравственная
основа развития личностных качеств человека
определяет направленность его волевой
активности.
6.
Недопущение насилия над
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании:
Следует знать, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.
Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказывать.
7. Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
Приобщение подростка к наркотикам способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД).
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример ближних и старших товарищей.
8. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем выше у него тяга к самосовершенствованию. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
Однако в не меньшей степени проблему адаптации подростков решают и образовательные учреждения. В связи с этим можно выделить следующее направление социально-педагогической работы:
II. Повышение роли воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для Дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на* себе их влияние.
Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы и т. д.
Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
- повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
-
создание наиболее
-
побуждение преподаватеяьского
состава к
- создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми я подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Два
рассмотренных направления
Ш.Развитие целесообразного взаимодействия семьи и образовательных учреждений в преодолении суицидальных попыток подростков.
Семья и школа должны объединиться и усилить воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
-
организация методических
-
повышение роли родительских
комитетов в жизни школы,
-
создание попечительских
-
приобщение к активному
- посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
- помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.
Прописные истины «основных воспитателей»: семьи и школы (и даже успешного их взаимодействия) могут быть бесполезными, если нет влияния на круг общения подростка. Не случайно о данном возрастном периоде говорят, что здесь доминирует так называемое «уличное воспитание»: компания, в которой общается подросток. В силу вышесказанного четвертым немаловажным направлением социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков является:
IV. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.
Значительное влияние на развитие и воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок
уже в детском саду оказывается
в окружении определенного
Безусловно,
что не всегда назревшую проблему
подростков могут решить обозначенные
выше направления социально-
V. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении суицидального поведения.
В
настоящее время создаются как
государственные, так и негосударственные
центры по работе с семьей. Эти центры
состоят из квалифицированных
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на caмые малообеспеченные слои населения.
Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.
Немаловажная
роль в решении проблем
В настоящее время существуют различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности по работе с детьми и подростками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.
В
это плане важно развитие сети
центров по преодолению социально-педагогических
проблем детей, подростков, юношества;
педагогической коррекции, педагогической
реабилитации; медико-социально-
В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимы:
Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков