Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа
Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37
Итак, сущность суицида заключается в намеренном лишении себя жизни, которое порождается комбинациями нереализованных, заблокированных или неудовлетворенных психологических потребностей. Это способ решения проблемы, возникающий на фоне туннельного сознания - резкого ограничения выбора вариантов поведения.
Суицидальное
поведение подростков, так же как
и у взрослых, основано на желании
уменьшить страдания, возникшие
в силу фрустрированных
Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегодня существенны в нашем обществе? По мнению исследователей15, на первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Причинами суицидов, по мнению А. Е. Личко, могут быть:
1) потеря любимого,
2) состояние переутомления,
3) уязвленное чувство собственного достоинства,
4)
разрушение защитных
5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство,
6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам16.
К этиологическим факторам суицидального поведений у здоровых подростков относят:
1) дезадаптацию из-за нарушения социализации, при несоответствии притязаний;
2) конфликты с семьей, в связи с неприятием системы ценностей старшего поколения;
3) алкоголизацию и наркотизацию как почву для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации17.
В.
Т. Кондратенко причинами
По мнению X. Ремшмидта (1994)19, среди этиологических факторов суицидальных попыток в период взросления наиболее распространены (наряду с психическими заболеваниями) проблемы идентичности и специфические для данного возраста конфликты. Суицидальные мысли и фантазии в этот период очень широко распространены: около половины молодых людей сообщают, что в тот или иной период переживали подобные состояния.
К
факторам, обусловливающим и
М. В. Горская указывает на следующую этиологию суицидального поведения подростков.
1.
Проблемы во взаимоотношениях
с родителями, которые зависят
от степени понимания ими
2.
Проблемы в школе, чаще
3. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: обращение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом)20.
Выявлено 4 вида причин, в которые группируются 17 ситуаций, субъективно для подростков не разрешимых и не совместимых с жизнью:
-
семейные проблемы —
одного из родителей;
-
личностные проблемы —
-
любовные проблемы - несчастная любовь,
измена любимого изнасилование,
-
экономические проблемы - безденежье,
отсутствие жилья, безработица2
Выделяют 5 групп психологических потребностей, фрустрации которых объясняют большинство самоубийств:
1) неудовлетворенные потребности в любви и принятии, которые связаны с фрустрацией стремления к поддержке и аффилиации;
2) нарушение контроля, предсказуемости и организованности, связанные с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию;
3) нарушение образа «Я» и избегание стыда, поражения, унижения или позора, обусловленные фрустрированными потребностями в аффилиации, самооправданием и избеганием стыда;
4)
разрушенные значимые
5)
чрезмерный гнев, ярость и враждебность,
вызванные фрустрированными
Однако в жизни существует более пяти типов самоубийств. Профессионал, работающий с подростками, дожжен исполнять роль «поводыря», помогающего пациенту пройти критический этап взросления. Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Такой их характер встречается и в период взросления, но в большинстве случаев у подростков суицидальные попытки становятся завершением длительного кризиса или ситуации, которую, как показывает ретроспективный анализ, во многих случаях можно было предусмотреть.
Представляется, что все рассмотренные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, можно объединить в 3 группы: психологические, социально-педагогические и медицинские (клинико-патологические).
В основе первой группы факторов лежит низкая самооценка подростков; в основе второй группы факторов – дезадаптация как нарушение взаимоотношений в коллективе: в семье (с родителями), в школе ( с педагогами и сверстниками); третью группу факторов отличает психическая патология (врожденные заболевания психического характера).
Вне зависимости от типа факторов, лежащих в основе суицидального поведения подростков, отличительной чертой исследуемого явления (суицидального поведения подростков) является имитационное поведение.
Таким образом, анализ сущности суицидального поведения свидетельствует о том, что это – реакция подростка на психологическую боль, проявляющаяся в намерениях (идеях), суицидальных попытках (покушениях на свою жизнь) и завершенном самоубийстве подростков, в основе которых лежат причины низкой самооценки и сложных взаимоотношений с родителями и сверстниками.
Вместе с тем, самойбиуйство подростка – это способ оказать влияние на других людей: продемонстрировать свое состояние, избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния на другого; призыв к помощи.
Определяющую
роль в суицидальном поведении подростков
занимают факторы нарушения
1.2 Типология
суицидов подростков
Как отмечалось выше, суицидальное поведение объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности.
Психотерапевт Юрий Поляков на основе длительных наблюдений выделил три основных типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное23.
Демонстративный тип (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут) характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений. Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Как правило, такие суицидные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип (суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки) определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Здесь также могут быть элементы демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием "произвестивпечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме - это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже - порезы вен.24
И, наконец, в случае истинного суицидного поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются все меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно. В таких ситуациях поведение строится так, чтобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики - самоповешение, реже отравление.
Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, неодинаково. Например, семейные проблемы послужили причиной демонстративного поведения в 52% случаев, аффективного - в 51%, истинного - в 13%. Сексуальные проблемы -соответственно в 24, 29 и 61%; школьные - в 26-29% случаев суицидных попыток.25
Эти цифры красноречиво говорят о том, что семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицидного поведения. При этом стоит знать, что подростки формируют свое сексуальное поведение по образу и подобию того, что видят ежедневно, и на основе той информации, которая им становится доступной. Уровень их понимания собственной сексуальной полноценности и соответствующих притязаний зависит прежде всего от установок семьи, от такта, культуры и интеллекта родителей, иными словами, значительная часть трагических последствий неумелого решения подростком своих сексуальных проблем также должна быть предупреждена в семье.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений с родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом и подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу: «Я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят «ситуативные самоубийства» - импульсивные, неподготовленные и собственно не связанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
В связи со сказанным вряд ли оправданно, как это делается при анализе суицидального поведения взрослых, выделять в детском суицидальном поведении истинные покушения и демонстративные поступки. У детей невозможно убедительно отдифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение преимуществ, льгот или желаемых вещей. В то же время суицидальное поведение детей имеет несколько особенностей.
Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков