Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

Сущность и причины суицидального поведения подростков, типология суицидов подростков,Содержание социально-педагогической работы в направлении суицидального поведения подростков. Объем работы 37 страниц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Суицид (суицидальное поведение) как объект социально-
педагогической работы…………..........................................................
1.1 Сущность и причины суицидального поведения подростков…….. 6
1.2 Типология суицидов подростков…………………………………….. 14
Глава 2. Содержание социально-педагогической работы в направлении
суицидального поведения подростков……………………………….
2.1 Сущность, функции и цели социально-педагогической работы в
сфере суицидального поведения подростков………………………..
2.2 Направления социально-педагогической работы в сфере
суицидального поведения подростков………………………………
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы…………………………………………... 37

Работа состоит из  1 файл

Социально-педагогическая проблема суицидальных нгаклонностей подростков.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

      - структурные подразделения, работающие  по определенным направлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

      - специально подготовленные специалисты  широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, а также специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выготский, компенсаторные возможности, при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие

и коррекция;

      - техническое оснащение диагностического  центра и педагогических кабинетов.  Без этого в современных условиях  невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добиться наиболее оптимального результата; ♦ широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и на-

правлять  их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

      - взаимосвязь центров педагогической  коррекции со специальными детскими  садами и школами для взаимодействия  и способствования своевременной  адаптации детей, проходящих или  прошедших педагогическую коррекцию.

      Центры  педагогической реабилитации. Потребность в таких центрах также велика. Они могут быть ориентированы на работу с различными категориями людей, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации, - восстановлении утраченного опыта общения, поведения и пр. Предметом особого внимания является реабилитация подростков с проявлениями суицидального поведения, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий таких подростков требует особенной индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации. Особого внимания заслуживают педагогические приемы работы с жертвами насилий. В современных условиях детей, ставших жертвами, к сожалению, становится все больше. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилий.

      Рассмотренные направления организации социально-педагогической работы в сфере суицидального  поведения подростков должны быть дополнены  еще одним важным положением, которое  базируется на роли средств массовой информации.

      Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния – важное направление в данном аспекте.

      Известна  большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.

      Следует, однако, подчеркнуть, что ежедневно по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно, имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этих условиях резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет способствовать разностороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение.

      Сегодня издается множество разнообразной  печатной продукции, которая может  как использоваться в воспитании, так и способствовать извращению духовных взглядов и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции в разностороннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.

      Одним из направлений, способствующих повышению  воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного  центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи. В современных условиях особенно остро стоит вопрос о формировании информационной культуры у подрастающего поколения, которая позволит, в определенной степени, оградить молодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими СМИ.

      И безусловно, основную нагрузку в воспитательном плане подрастающего поколения  несут учреждения культурно-просветительского и спортивного направлений.

      Приобщение  детей и подростков к участию  в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.) – важнейшее направление в организации социально-педагогической работы с подростками в сфере суицидального поведения.

      Такие центры создаются в городах. Многие из них открываются как общественные негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

      Следует, однако, иметь в виду, что имеют  место и такие организации, центры, которые предусматривают чисто коммерческие цели, не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегающие нравственным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности таких центров могут быть негативными. Важно предупредить участие в них детей.

      Важным  направлением работы с подростками, является активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению  и преодолению негативных качеств  и привычек, помощь подростку в  работе над собой.

      Следует помнить, что активизация самовоспитания подростков - дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитания и исправления. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Особенно важным выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки), приказывать себе.

      Рассмотренные направления социально-педагогической работы с подростками призваны создать практическую организацию по предоставлению помощи в адаптации подростков и уменьшению риска проявления суицидального поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Анализ  сущности суицидального поведения  подростков свидетельствует о том, что это – реакция а на психологическую боль, проявляющаяся в намерениях (идеях), суицидальных попытках (покушениях на свою жизнь) и завершенном самоубийстве подростков, в основе которых лежат причины низкой самооценки и сложных взаимоотношений  с родителями и сверстниками.

      Вместе  с тем, самоубийство подростка –  это способ оказать влияние на других людей: продемонстрировать свое состояние, избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния  на другого; призыв к помощи.

      Основными причинами суицидального поведения подростков являются:

      - семейные проблемы - непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей;

      -  личностные проблемы - одиночество,  бездарность, наличие врагов, провал  на экзамене, болезнь, инвалидность;

      - любовные проблемы - несчастная любовь, измена любимого изнасилование, ранняя беременность, импотенция (у мужчин) или бесплодие (у женщин);

      - экономические проблемы - безденежье, отсутствие жилья, безработица.

      В основе проявления суицидального поведения  подростков – причины низкой самооценки и дезадаптации в сфере взаимоотношений с окружающими.

      Различают три вида проявления суицидального  поведения: демонстративное, аффективное  и истинное. Однако, применительно  к подросткам, вряд ли оправданно, выделение  всех трех видов. У детей невозможно убедительно отдифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение преимуществ, льгот или желаемых вещей.  В силу этого, формирование положительной самооценки подростка, его конструктивное поведение со сверстниками, а также – адекватное восприятие мира представляется основными факторами, предотвращающими проявление суицидального поведения подростка.

      Успешность  и эффективность социально-педагогической работы в сфере суицидального  поведения подростков зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям.

      Основная  цель деятельности социально-педагогической работы в сфере суицидального поведения подростков - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

      Все технологии работы с подростками  в сфере суицидального поведения  можно классифицировать на  три  группы:

      - диагностическая работа;

      - реабилитационная работа;

      - профилактическая работа.

      По  субъектам, участвующим в социально-педагогической работе в сфере суицидального поведения подростков, данная работа должна бать представлена со стороны:

      - семьи,

      - образовательных учреждений;

      - специальных социально-реабилитационных  и медицинско-

психологических центров. 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреева, А.Д. Как помочь ребенку пережить горе / А.Д. Андреева // Развивающие и  коррекционные программы с младшими школьниками и  подростками: Кн. для  учителя / Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Тула, 1993. – С.76-79.
  2. Гаврилова, Т.А. Страх смерти в подростковом возрасте / Т.А. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2004. – 6. – С.63-71.
  3. Зазорина, Т. Зло за зло  / Т. Зазорина // Санкт-Петербургские ведомости. – 1994. – 2 нояб. – С. 4.
  4. Исаев, А. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / А.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2004. – С.317-371.
  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1974.
  6. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт / И.Паперно. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 256 с.
  7. Поляков, Ю. Никого не ставьте в угол, тем более не загоняйте // Час пик / Ю. Поляков. – 1990. – 26 марта. – С.5.
  8. Пренебрежительное отношение к детям – жестокость к ним // Психическое здоровье детей. – Кострома, 2002. – С.72-76.
  9. Прюсс, Ф. Исследование трудностей проблем школьников и ресурсов их социальной поддержки в России / Ф. Прюсс, О. Буркова // Социальные технологии, исследования. - 2006. - №1-5.
  10. Психическое здоровье детей и подростков / Ред. И.В. Дубровина. – Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 325 с.
  11. Психология подростка  / Ред. Ю.И. Фролов. – М.: РПА, 1997. – 634с.
  12. Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств. Психодиагностика / Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – С.255.
  13. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшидт. – М., 1994. – 448 с.
  14. Социология молодежи: учебник / Под ред. Проф. Т.В. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1996. – С.301-309.
  15. Стецкая, О. Общественная приемная на защите прав детей / О. Стецкая // Социальная работа. – 2003. - №2. – С. 51-52.
  16. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2001. – С.433-436.
  17. Технологии социальной работы: учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М., 2003. – 400 с.
  18. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебник / М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: Академический проект, 2005. – С.249-253.
  19. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990. – 542 с.
  20. Шипицина, Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи / Л.М. Шипицина // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи – М., 1998. – С.19 -28.
  21. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман; Пер с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315с.

Информация о работе Социально-психологическая проблема суицидальных наклонностей подростков