Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:09, контрольная работа
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутри социальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. Они призваны обеспечить надежность , регулярность удовлетворения потребностей субъектов, групп, общества в целом.
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутри социальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. Они призваны обеспечить надежность , регулярность удовлетворения потребностей субъектов, групп, общества в целом.
Термин "социальный институт" употребляется в самых разно образных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:
1. постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
2. четкое определение функций , прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;
3. регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов ;
4. наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.
Рассмотрим один пример из социальных институтов, чтобы яснее понять, что такое социальный институт.1
Институт
семьи – принятая обществом форма
постоянной совместной жизни мужчины
и женщины, связанной с продолжением
рода. Этот институт включает в себя нормы
взаимоотношений в семье, правила образования
семьи, распределение ролевых обязанностей
и прав, систему символов, в которой общество
фиксирует свои представления, связанные
с этой сферой жизни. Так, в современном
обществе семья понимается как моногамный
союз мужчины и женщины, имеющих свободное
равное право, расторжения брачного союза,
несущих совместную ответственность за
детей, родившихся в их браке, имеющих
право самостоятельно планировать семью,
регулировать число детей и прерывать
не желательную беременность. Все это
образует развернутую характеристику
института семьи в современном обществе.1
1) Ю.Г. Волков Учебник Социология 2010г стр. 308
В каждом обществе, утверждают социологи, обязательно наличествует поменьше мере пять социальных институтов:
Экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг;
Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;
Институты стратификации, регулирующие распределение в обществе статусных позиций и доходов;
Институты родства, организующие отношения между родственниками , супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традицией.
Институты культуры, отвечают за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.
Система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, сформируется, если существуют необходимые условия.
А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
______________________________
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят над индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.1
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом
институционализации является организационное
оформление социального института.
Внешне социальный институт представляет
собой совокупность лиц, учреждений,
снабженных определёнными материальными
средствами и выполняющими определённую
социальную функцию. Так, институт высшего
образования состоит из определённой
совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего
персонала, чиновников, которые действуют
в рамках таких учреждений, как
вузы, министерство или Госкомитет
по высшей школе и т. д., которые
для своей деятельности располагают
определёнными материальными
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Каждый институт выполняет
свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определённых видов социальной
системы. Эти функции очень
Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, обмен, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но утверждать , что этот институт и другие, например политические, социальные, разделяет «великая китайская стена», было бы ошибочно. В реальной жизни их функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политический институты- государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации-занимаются вопросами производства, обмена, социальной защиты и санкций. Кроме того, они регулируют воспроизводство и нравственных, правовых, идеологических ценностей, поддерживают сложившиеся социально - классовые структуры.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные
институты ставят целью освоение
и последующее воспроизводство
культурных и социальных ценностей,
включение индивидов в
Нормативно-ориентирующие
— механизмы морально-
Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.
Дисфункция социального института
Нарушение нормативного взаимодействия
с социальной, средой, в качестве
которой выступает общество или
сообщество, называется дисфункцией
социального института. Как отмечалось
ранее, основой формирования и функционирования
конкретного социального
Одним из явных выражений
дисфункции социального института
является персонализация его деятельности.
Социальный институт, как известно,
функционирует по своим, объективно
действующим механизмам, где каждый
человек, на основе норм и образцов
поведения, в соответствии со своим
статусом, играет определенные роли. Персонализация
социального института
Неудовлетворенная общественная
потребность может вызвать к
жизни стихийное появление
Простая форма существования социальных институтов
Исследователи
выделяют две формы существования
социальных институтов: простую и
сложную. Простые социальные институты
— организованные объединения людей,
которые выполняют определённые
социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе
выполнения членами института своих
социальных ролей, обусловленных социальными
ценностями, идеалами, нормами. На этом
уровне управляющая система не выделилась
в самостоятельную систему. Социальные
ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают
устойчивость существования и
Современное общество характеризуется появлением сложной системой институтов. С одной стороны,одна и та же базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей – в коммуникации, производстве услуг, распределение благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля,
Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящийся в самих институтах (обычно из-за функционирования данного института в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение).