Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
Содержание.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список
используемой литературы. 39
Жизнь
человека в обществе довольно строго
обусловлена множеством правил, процедур,
норм и предписаний. Можно сказать
, что инстинкты заменены в нем
разнообразными социальными условностями,
а бытие индивида в коллективе
представляет собой сплошной компромисс,
соглашение с требованием многочисленных,
давно установленных “традиций”
Общество
– это система реальных отношений,
в которые вступают люди в своей
повседневной деятельности. Как правило,
они не взаимодействуют друг с
другом случайным или произвольным
образом. Их отношения характеризуются
социальной упорядоченностью. Социологи
эту упорядоченность –
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализации, а также малой группы касаются микроуровня и размещаются на самом нижнем этаже.
Этажом выше – на промежуточном уровне – расположены культура, состоящая из совокупности норм, обычаев и традиций, и социальная структура, первоисточниками которой служат социальные статусы и роли. Здесь же находится механизм социального контроля, включающий нормы и санкции.
На самом верхнем этаже – на макроуровне – рассмотрим строение общества в целом. Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризует именно его. Однако картина остается не полной без такого крупного блока, каковым являются социальные институты – те самые столпы, на котором покоится любое общество, благодаря которым оно выживает и функционирует.
Институты
– базисный механизм регулирования
общества.
Термин “институт” имеет много значений. В Европу он пришел из латинского: institutum – установление, учреждение. Со временем он приобрел два значения – узкое техническое т.е название специализированных научных и учебных заведений; и широкое социальное совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений: институт брака, институт наследования и др.
Социальные
институты – относительно устойчивые
типы и формы социальной практики,
посредством которых
В
каждом обществе формируются пять групп
основных институтов:
1)
экономические институты,
Социальные
институты образуются на основе социальных
связей, взаимодействий и отношений
конкретных индивидов, социальных
групп, слоев и иных общностей. Но
они, как и другие социальные системы,
не могут быть связаны с суммой
этих лиц, общностей и взаимодействий.
Социальные институты носят
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут характеризоваться с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Социальный
институт, таким образом, определяет
ориентацию социальной деятельности и
социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы
Важнейшими
социальными институтами
Под
социальным институтом ученые понимают
комплекс, охватывающий, с одной
стороны, совокупность нормативно-ценостно
обусловленных ролей и
Таким
образом, социальные институты - это
специфические образования, обеспечивающие
относительную устойчивость связей
и отношений в рамках социальной
организации общества, некоторые
исторически обусловленные
Появление
социального института
• потребностью общества;
• наличием операционных средств удовлетворения этой потребности;
• наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
• возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
К числу общих признаков социального института можно отнести:
-
выделение определенного круга
субъектов, вступающих в
-
определенную (более или менее
формализованную) организацию;
-
наличие специфических норм и
предписаний, регулирующих
-
наличие социально значимых
Эти
признаки не являются нормативно закрепленными,
они скорее вытекают из обобщения
аналитических материалов о различных
социальных институтах современного общества.
Но в целом они являются удобным
инструментом для анализа процессов
институциолизации социальных образований.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга “теория праздного класса” появилась в 1899г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношение при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.