Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Изучив эти исследования, я сделала для себя ряд важных выводов, которые я
подробно рассмотрела в курсовой работе:
- отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от
возраста, пола и образования;
- наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и
женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции
с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в условиях безработицы
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
П Р И Л О Ж Е Н И Я
1. Сегмент
рынка труда, где
квалификации с
стабильна.
2. Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент занимают специалисты с
высшим и среднем образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и
занятость относительность
3. Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно
сокращается, что ведет сокращению доходов и снижению гарантий
занятости. Роль
4. Рынок
труда малоквалифицированных
Предложение рабочей силы как правило, превышает спрос. Отсюда
доходы невысоки, занятость нестабильна.
5. Остаточный рынок труда. Здесь предлагают свои услуги либо те, кто
впервые объявился на рынке труда, либо давно утратившие с ним
связь: безработные, молодежь и т.д.
Если проанализировать признаки по которым сегментируется рынок труда,
то можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-
демографический, профессионально-отраслевой.
Современное производство, основанное на информационных технологиях,
предлагает гибкость, мобильность в отношениях «спрос-предложение» на рынке
труда. Поэтому в теоретических разработках наших дней для характеристики
развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок
труда», где спрос и предложения находятся в оптимальной зависимости,
соответствующей нуждам и потребностям современного производства.
В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего – в гибкой
организации производственного процесса: не полный рабочий день,
использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость на
рабочих местах, подвижность смен и т. д. Вторым компонентом является
гибкость в регулировании заработной платы, третьим – гибкость регулирования
выпускаемой продукции.[1]
Важнейшими
элементами рынка труда
спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных
профессий и квалификаций, под предложением – потребность работников при
действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила
как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.
Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он
регулируется посредством различных инструментов: законодательства,
государственных программ занятости населения, соглашений между
работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов,
занимающихся трудоустройством населения.
1.1. Классификация безработицы
Активная политика занятости тесно связана с организацией
профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не
установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и
содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория
занятости характеризуется такими признаками как рациональность,
продуктивность, эффективность.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной
защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице,
информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя
возможность переучиться),
так и с помощью
экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом
случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение
(подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения
и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным
обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на
методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют
естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную);
искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую,
структурную, региональную, циклическую) и скрытую.
Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики
резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и
межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о
потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение
незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям
работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения
не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального
безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что
профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида
безработицы.
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной
и добровольной безработицы.
1.
Фрикционная безработица
в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается
добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование
кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-
квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле
деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы
требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция
имеющихся знаний, умений и навыков.
2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой
активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы,
действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная
защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует
специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения
незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное,
влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов
активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.
Здесь
особое влияние следует
воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность
процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени
определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований
профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному
развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности,
оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны
тем, о которых
говорилось применительно к
3.
Технологическая безработица,
прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий
профессионального обучения.
Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям
производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных
просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и
специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное
обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее
перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и
дистанционная форма организации рабочего процесса.
4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим
прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической
безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития
технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием
профессионально-
производства.
В
отличие от «фрикционных»
свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5.
Региональная безработица
демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев
именно профессиональное обучение незанятого населения может решить
тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике
региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной
составляющей стандарта образования.
6.
Циклическая безработица,
на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем
профессионального обучения.1
Некоторые
условия для роста циклической
социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия
по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты.
Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и
для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными
периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели
снижение зарплаты занятых.
Этот
вид безработицы затрагивает
квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим
профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути
человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в
ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения
профессионального образования (если нет гарантированного направления на
работу, или оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие
перспектив на будущее в
Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов
экстремистских политических течений.
Поэтому
трудоустройство молодежи
экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих
устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить
квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать
молодежное
Женская безработица – один из наиболее распространенных видов
безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин
на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз
(декретные отпуска,
больничные по уходу за
детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины
имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство
должно применять ряд мер как административного, так и правового
регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и
поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными
проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.
В
заключении следует
и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо
рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы,
характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно
строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения
незанятого населения.
1.2. Причины и формы безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности
процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот
процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от
того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-
климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в
этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по
численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других
факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но