Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Изучив эти исследования, я сделала для себя ряд важных выводов, которые я
подробно рассмотрела в курсовой работе:
- отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от
возраста, пола и образования;
- наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и
женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции
с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в условиях безработицы
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
П Р И Л О Ж Е Н И Я
вскоре улучшится» считают 23 % опрошенных, «шансы есть, нужно лишь
продолжить поиск подходящей работы» - 39 %. Для получения дополнительных
профессиональных знаний или новой специальности каждый пятый в нашей
выборке посещал в течение последних 2-х лет какие-либо курсы: бухгалтеров,
секретарей, программистов, дистрибьютеров, водителей, скорняков и т.д.
Важным направлением нашего исследования было изучение возможностей
социальной, интеграции безработных. Прежде всего мы пытались выяснить их
взаимоотношения с социальными организациями.
Отметим,
что для большинства
социальной организацией,
с которой они
жизни. Причем, профсоюз наряду с администрацией предприятий участвовал в
социальном обслуживании и социальной защите, организованными прежде в
советской системе, главным образом, по месту работы. С потерей работы
человек утрачивает связи с профсоюзом.
Испытав отторжение от своей профессиональной среды и переживая
психологически неопределенность социального статуса, безработный имеет мало
шансов вступить во, взаимоотношения с какими-либо социальными организациями
(кроме службы занятости). В настоящее время не существует целостной сети
социальных организаций, специализирующихся на поддержке населения, оказании
разнообразных услуг - юридических, консультативных, психологических. Где-то
создаются организации типа клубов, но членство в них избирательно,
информация о них недостаточна. Каждый пятый респондент заявил, что он
вообще не знает организаций, которые оказывали бы помощь. Лишь 19 % наших
респондентов назвали организации, в которые они обращались за помощью, -
Отдел защиты населения и районная служба занятости (примечательно, что ни
один не обратился в профком по месту прежней работы). Им была оказана
помощь в виде талонов на питание, одежду, разовых денежных выплат. Все
обращения за помощью в поиске подходящей работы остались
неудовлетворенными. Причины необращения за помощью объясняются не только
слабой информированностью безработных, но и отсутствием опыта социального
взаимодействия, неясным осознанием нуждаемости в различных видах поддержки,
кроме материальной помощи.
Безработные, не требуя помощи извне, не претендуя на всестороннюю
поддержку общества (за исключением формальных взаимоотношений со службой
занятости), в свою очередь, сами сознательно отделяются от социальной,
политической жизни. Вопрос об участии безработных в общественной
деятельности, по сути, остался без ответа, лишь 6 % респондентов отметили,
что они входят в спортивные общества. 1 % - в общественное движение. Из
всех гражданских прав их заботит в основном право на пособие по
безработице. Они формируют свое автономное существование, замыкаются в мире
собственных проблем.
Однако общеполитические процессы не оставляют их равнодушными:
большинство смотрят программы телевидения, слушают радио, а некоторые
интересуются программами политических партий. Лишь 29 % респондентов
ответили, что они совсем не интересуются политикой.
Трудно с уверенностью утверждать, насколько использованные показатели
гражданской активности безработных соответствуют средним показателям
активности россиян. В основном они сохраняют интерес к общественной жизни.
А формированию процесса самоизоляции безработных от внешнего мира, который
наблюдался в нашем обследовании 1994г., противостоит рост потенциала
социальной самоорганизации безработных на протяжении последующих двух лет.
Безработные, так же как и основная часть российского населения, имеют
невысокий уровень правового сознания. В этом отношении не является
исключением трудовая сфера. В исследовании предприняли попытку выяснения
рефлексии безработных по поводу трудовых прав и анализа их правового
поведения в процессе поиска доходной занятости.
Прежде
всего, можно отметить в
несмотря на уязвимость положения безработного, в их взаимоотношениях с
работодателями присутствуют элементы «торгов», споров (1996г.).
«Переговорная сила» безработного довольно слабая и тем не менее 90 % наших
респондентов отметили, что они обсуждают с работодателями условия найма.
Больше всего обсуждается оплата труда, ее размер и своевременность выплат
(87 % респондентов), далее – условия труда (56 %), продолжительность
рабочего дня и режим труда (44 %). В меньшей степени предметом торгов
является заключение
письменного контракта/
Таким образом, безработные, которые вытеснены из системы
организованных трудовых отношений, вынуждены вступать в трудовые отношения
с частными лицами (самые неустойчивые отношения, не защищенные нормами
трудового права и институтом социального обеспечения). Согласно
социологическим обследованиям, социальное обеспечение полностью отсутствует
при работе на частных лиц, далеко не всегда обеспечивают социальные
гарантии частные фирмы. Уяснение этой ситуации одновременно с пониманием
узкого спектра подходящих работ приводит к тому, что при поиске работы лица
около четверти соискателей предъявляют работодателю требования относительно
гарантий социального обеспечения. В 80 % таких случаев это касалось оплаты
больничных листов, медицинской страховки и начисления трудового стажа. В
период вынужденной не занятости три четверти наших респондентов выполняли
временные или разовые (поденные работы для получения дохода, при этом
письменные контракты, трудовые договора с работодателем заключали 32 % этой
категории безработных. Контрактами оформлялся, как правило, наем в
строительный бизнес и на работы по интеллектуальному обслуживанию фирм
(консультации, художественное оформление офисов, компьютерные работы и
т.п.).
Таким образом, становится очевидным, что в период вынужденной
незанятости более трети безработных, выполнявших временные работы, вступали
в полулегальные или нелегальные отношения с работодателями, что сильно
ограничивает возможности работника в защите своих прав и настаивании на
своих требованиях.
Занятость
обеспечивает социальную
доходам. На противоположном полюсе - безработица и случайные, социально не
защищенные работы, которые ведут к отторжению как от материальной, так и от
символической сфер общества. Открытая безработица все в возрастающей мере
становится критическим фактором, исключающим людей не только из мира работ
и доходов, но и нарушающим их социальную идентичность. Из всех
обследованных нами категорий населения (работники госпредприятий,
находящиеся в состоянии скрытой безработицы; занятые в частном секторе;
микропредприниматели) безработные являются самыми незащищенными, наиболее
нуждающимися в поддержке государства. Они не защищены трудовым
законодательством, утратили социальные связи с институтами труда, не
подлежат социальной защите, «выпали» из системы социального контроля. Они,
в основном, находят опору в родственно-дружеских связях.
Имеется явное несовпадение ожиданий безработных социальной защиты
«человека труда» (действенная помощь в поиске работы со стороны учреждений
инфраструктуры рынка труда, гарантии получения работы в нормальных
условиях, своевременная выплата «хороших» денег за выполненную работу и
т.д.) и официальной доктрины социальной защиты, направленной исключительно
на оказание разовой материальной помощи отдельным категориям малоимущих
(деньгами, продуктами, одеждой, предоставлением ночлега бездомным).
Различные формальные социальные институты могли бы действовать как
амортизаторы негативного действия на индивидов экономического коллапса и
социальных и культурных шоков переходного периода.
Реально государство могло бы помочь людям интегрироваться в рыночную
экономику посредством
организации системы
бесплатной, нацеленной на создание конкурентоспособной рабочей силы. В
настоящее время система переподготовки является узкоутилитарной и доступна
лишь для ограниченного круга официально зарегистрированных безработных.
2.1. Структура поведения
Проблемам формирования рынка труда в переходный период, занятости
населения и социальным вопросам безработицы в отечественной социологической
и экономической литературе уделяется в последние годы достаточно много
внимания. Между
тем особенности поведения
личностные характеристики практически остаются еще не известными. В то же
время радикальные
общественные и экономические
затрагивать поведения человека, его установок и ценностных ориентаций.
Формирование новой экономики и рынка предполагает и формирование нового
субъекта труда.
Проблеме
поведенческих особенностей
труда было посвящено исследование, проведенное в апреле-мае 1999 г. Целью
его являлась типологизация безработных по поведенческим стилям в
соответствии с типом личности и особенностями психоэмоционального
реагирования на жизненно неблагоприятные ситуации. Комплексный характер
исследования обусловил использование социологических и психологических
методов.
Социологические методы. Для получения информации о социально-
демографических параметрах, материальном и социально-профессиональном
положении респондентов, их трудовых мотивациях, социальных ориентациях и
душевном состоянии
использован метод
интервьюер ориентировался на список из 39 вопросов, используемой для
подсказок.
Психологические методы. Использовалась экспертная оценка поведения,
темперамента и отдельных черт характера респондента. Поскольку в качестве
интервьюеров выступали психологи, надежность экспертных оценок достаточно
высока; они коррелировали с аналогичными тестовыми данными (тест самооценки
Дембо-Рубинштейна; тест–опросник выявления типа стратегии поведения в
конфликте К.Томаса; тест индивидуальной иерархии терминальных ценностей
М.Рокича в модификации Ю.М.Плюснина; тест инверсии эмоционального отражения
для оценки уровня стрессированности индивида В.П.Леутина – Е.И. Николаевой;
тест-опросник оценки адаптивности поведения Е.И.Николаевой). Применялись
основные параметрические и непараметрические методы анализа данных
(описательные статистики, корреляционный анализ, ANOVA, факторный анализ).
Объект исследования – безработные в России, опрашивавшиеся 10 районных
отделах службы занятости населения (N = 380, 173 мужчины и 207 женщин в
среднем возрасте 35 лет). Поскольку исследование являлось
социопсихологическим, обращалось внимание на равное, а не пропорциональное
представительство мужчин и женщин и преимущественное преобладание лиц в
возрастном интервале 24-45 лет как наиболее активном трудоспособном
возрасте. Таких в выборке 68 %; лиц в возрасте до 25 лет – 14 %; старше 45
лет – 18 %. Большинство безработных женаты (70 % мужчин) или замужем (68 %
женщин). Большинство безработных имеет высшее или средне-специальное
образование (39 % с высшим и незаконченным высшем; 29 % мужчин и 37 %
женщин – со средне-специальным образованием). Среднее образование имеют 25
% мужчин и 16 % женщин. Незаконченное среднее – 7 % всех безработных. В
выборке представители 220 специальностей. По продолжительности пребывания а
статусе безработного респонденты распределяются очень неравномерно.
Наибольшая группа – те, кто является безработным менее 1 месяца (46 %
мужчин и 35 % женщин). Безработных со стажем более 1 года – 5 % среди
мужчин и 10 % среди женщин. «Профессиональных» безработных - со стажем
более 2-х лет - 1,2 % мужчин и 3,4 % женщин. Средняя продолжительность
пребывания в
качестве зарегистрированного
6 месяцев, у мужчин - 4 месяца.
В советское время модель поведения работника определялась набором
профессиональных функций в жесткой системе отраслевого и профессионального
разделения труда,
фиксировавшей и