Социальный портрет менеджера в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является теоретическое обоснование понятия и сути профессии менеджера в современном обществе, выявление основных характеристик и черт его деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
Указать основные характеристики белорусского менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4
1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4
1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12
2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12
2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 22
3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22
3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Готово.docxир.docx

— 75.88 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ ЯНКИ  КУПАЛЫ»

Факультет истории  и социологии

Кафедра социологии и специальных социологических  дисциплин

 

Рассоха Виктория Александровна

 

Социальный портрет менеджера  в современном обществе

 

Курсовая работа

Студентки III курса дневной формы обучения

 

 

Научный руководитель:

Кандидат  философских наук,

доцент

Глина Валентин Николаевич

 

 

 

Гродно 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4

1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4

1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА  СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12

2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12

2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ  МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ                   ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ  22

3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22

3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       С развитием общества возрастает роль и престиж такой профессии, как менеджер. Развитие инновационных технологий, малого и среднего бизнеса в стране ведет к увеличению числа организаций, которым требуются грамотные, способные, высококвалифицированные руководители. Перед менеджером, в свою очередь, ставится ряд задач и целей, требующих решения для эффективного функционирования организации.

       Сегодня  почти в каждой организации  требуется человек, который управляет  персоналом, координирует и систематизирует  его деятельность. В западноевропейских  странах большое внимание уделяется  подготовке менеджеров. Открываются  школы, которые занимаются подготовкой  менеджеров, существует перспектива  карьерного роста, ценится ответственность,  компетентность и работоспособность.

        Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что менеджер – это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер – человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.[1, с.158].

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно  использовать творческие способности  каждого из работников, обеспечивая  тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

        Целью  моей работы является теоретическое  обоснование понятия и сути  профессии менеджера в современном  обществе, выявление основных характеристик  и черт его деятельности.

       Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
  2. Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
  3. Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
  4. Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
  5. Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
  6. Указать основные характеристики белорусского менеджера.

            Объектом моего изучения выступает менеджер, как член социальной группы, с присущим ему набором качеств и черт, необходимых для эффективного руководства. Следовательно, предмет изучения включает общие характеристики и социальные черты менеджера как члена социальной группы.

          В настоящее время существует  ряд работ различных авторов,  касающихся данной проблемы. При написании работы были использованы различные источники и литература, включая учебные пособия и периодические издания.

          Весьма продуктивной для изучения рассматриваемой темы выступила работа А. Н. Кошелева и Н. Н. Иваненко «Основы менеджмента», где наиболее фундаментально изложено рассматриваемая проблема. Авторы дают четкое определение профессии менеджера, выделяя основные аспекты и функции его деятельности; приводят основной набор качеств, которыми должен обладать менеджер.

        Весьма четко выделяет роли и функции менеджера в своей работе “Менеджмент” В. И. Тележников.

Широко рассматривают  изучаемую проблему в своих работах  Н. П.Белицкий, А. А. Урбанович, А. П. Егоришин, А. А. Басс, О. М. Володько.

        Таким  образом, в современном обществе  достаточно фундаментально представлены  вопросы, касающиеся профессии  менеджера, его имиджа, основных  качеств и характеристик, различных  аспектов его деятельности.

        Работа  состоит из введения, трех глав, первая, состоящая из двух подпунктов, которые содержат краткий очерк  профессии менеджера, указываются  основные качества, необходимые  ему в процессе профессиональной  деятельности. Вторая глава демонстрирует  личностные качества и основные  характеристики менеджера как  члена социальной группы, приводится  модель идеального менеджера. В третьей главе, состоящей из двух подпунктов, дается характеристика з – м европейским системам менеджмента; указываются основные характеристики белорусского менеджера. Имеется заключение, где представлены основные выводы по проведенной работе. Прилагается список использованных источников и литературы, который содержит 22 позиции. По объему работа составляет 40 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА

1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру

 

Менеджер – специалист в области управления, наемный  управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных  ему работников и выполняющий  одновременно определенные управленческие функции[10, с.27].

Менеджером будем называть члена организации, который объединяет и координирует работу других ее членов для достижения желаемого результата. Это определение соответствует современному подходу к управленческой деятельности. Оно может быть отнесено  к управлению организацией в целом, управлению конкретным подразделением или отдельным сотрудником в организации, определяя, прежде всего, ответственность менеджера за координацию деятельности коллектива или отдельного работника при решении конкретных задач для достижения целей организации. При этом следует иметь в виду, что менеджеры могут выполнять в организации и другую работу (иметь и другие обязанности) в дополнение к управленческим функциям[5, c.22-23].

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения  комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от способностей среды, в которой работает менеджер. Например, для руководителей технических служб необходимое требование – наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела – знание организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет менеджер, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Профессиональный менеджер понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Чтобы соответствовать требованиям рынка, общества в целом, менеджеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию, уровень компетентности, совершенствовать свои способности, знания, имеющие навыки. Он должен быстро и правильно находить и принимать решения относительно разнообразных проблем, возникающих в процессе производства. Здесь будет уместным привести слова известного американского менеджера Ли Яккока, работавшего и сделавшего свою карьеру сначала в компании «Форд», а затем и в «Крайслере»: «Качество хорошего менеджера – это решительность. Многие менеджеры оттягивают момент принятия решения, надеясь со временем получить больше информации, гарантирующей надежную реализацию определенной программы. Это вполне естественное желание, особенно когда речь идет о большом риске. Однако настоящий руководитель не может действовать так. В теории все это выглядит эффективно и целесообразно, но реальная жизнь не укладывается в эту схему. Разумеется, менеджер обязан собрать как можно больше информации и прогнозных оценок. Но в какой – то момент приходиться довериться интуиции, пойти на риск. Во – первых, потому, что даже правильное решение может оказаться ошибочным. Если оно принято слишком поздно. Более того, когда преобладающая часть информации уже собрана, наступает момент, когда можно оказаться во власти закона убывающей доходности. Во – вторых, потому, что, как правило, абсолютной уверенности, не существует».

Совсем недавно важнейшим  аспектом деятельности руководителей  считалось выполнение ими непосредственных управленческих функций, т. е. планирование, организация, регулирование, контроль деятельности предприятий, изучение различных технологий производства и т. д. В настоящее время основной акцент сделан на умение управлять коллективом, т. к. человеческому фактору стало уделяться большее внимание.

На менеджера возлагается  большая ответственность и обширный круг обязанностей, поэтому он должен обладать Определенным набором качеств. Основные из них сформулированы Альфредом Стоуном(20 – е годы):

  • умение управлять на основе опыта, знаний, воображения;
  • приверженность к фактам и неустанный поиск истины;
  • открытость мышления и стремление к беспрестанному анализу;
  • готовность идти на риск, предварительно рассчитав его цену;
  • справедливость и уважение прав других людей и также целей организации;
  • принципиальность и стремление отстаивать свою точку зрения;
  • лояльность и готовность пожертвовать личным в интересах дела;
  • движение вперед и создание условий для лучшего выбора.[10, c. 27-30].

Научный центр по подготовке менеджеров одного из крупнейших банков в мире «Чейз Манхетен Банк» разработал современную идеальную модель менеджера, согласно которой современный менеджер должен обладать следующим набором  качеств:

  • гуманное отношение к работникам;
  • дружеские отношения с сотрудниками( отношения не могут доходить до панибратства);
  • стремление нравиться людям;
  • использование работника в интересах организации через оказание ему помощи в решении проблем;
  • способность управлять ситуацией, т. е. менеджер должен только на 20%  зависеть от воздействия окружающей среды, а на 80% - управлять ситуацией;
  • способность  к принятию решений;
  • способность к альтернативному мышлению;
  • неудовлетворительный результат не должен отражаться на персонале;
  • получение удовлетворения от своей работы на 100%.

Для эффективного функционирования и развития организации необходимо сделать так, чтобы этого захотели работники, а для достижения такой ситуации, менеджер дожжен выбрать правильный стиль руководства.

В Советском Союзе формировалась  командно – административная система  управления производством, а соответственно, готовились руководители хозяйственных  звеньев с ярко выраженным авторитарным стилем управления. Их деятельность ориентировалась  на контроль и исполнение решений, указанных  вышестоящими органами.

В условиях рыночной экономики, авторитарный стиль исчерпал свои возможности, все большую популярность приобретает демократический стиль руководства, существенно повышающий заинтересованность работников предприятия в конечном результате, мобилизующий энергию людей, создающий благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.

Управленческий демократизм  выражается в следующем:

  • происходит смена отношений от «начальник – подчиненный» к отношениям сотрудничества. Вместо указаний и приказов менеджеры предпочитают использовать приемы убеждения, строгий контроль уступает место доверию;
  • менеджер стремится к созданию сплоченной единой команды, что значительно усиливает эффективность труда персонала взаимный обмен информацией между членами рабочих групп;
  • менеджер поощряет инициативу и самостоятельность своих подчиненных в соответствии с их способностями и профессиональными качествами. Без необходимости не вмешательства в работу подчиненных,  а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи. При выдвижении на должность в первую очередь рекомендует выдающихся и перспективных сотрудников организации использует рациональную систему мотивации и воздействует на своих работников так называемой харизмой.

В настоящее время в  развитых западных странах, получил  широкое распространение принцип  делегирования полномочий, позволяющий  руководителю избавиться от выполнения рутинной работы и дающий время для  решения вопросов, требующих творческого  подхода. Такое делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на определенных участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и помогает продвинуться вверх по служебной лестнице.

Организаторские способности  управляющего складываются из его личных и деловых качеств, особенностей характера, способностей к управлению в целом. По мнению ученых и специалистов, основные черты профессионального  менеджера сводятся к следующему: компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность рисковать, инициативность, целеустремленность, коммуникабельность, творческое мышление, аналитические способности, деловая хватка, ответственное отношение к делу.

Информация о работе Социальный портрет менеджера в современном обществе