Социальный портрет менеджера в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является теоретическое обоснование понятия и сути профессии менеджера в современном обществе, выявление основных характеристик и черт его деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
Указать основные характеристики белорусского менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4
1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4
1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12
2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12
2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 22
3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22
3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Готово.docxир.docx

— 75.88 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

2.2. Характерные  черты эффективного менеджера.  Идеальная модель менеджера.

      

       Характерные черты менеджеров с высоким уровнем мотивации: во-первых, несклонность подвергать себя чрезмерному риску, умение ставить перед собой достаточно взвешенные, умеренные цели. Вместе с тем они отнюдь не избегают риска как такового, отчетливо понимая, что риск — неотъемлемое условие достижений. Во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них, а успех при этом зависит, в основном, от личных усилий и способностей, т.е. они предпочитают те ситуации, в которых они находятся в позиции «хозяина» своего поведения. В-третьих, эти люди не только не избегают обратной связи, информирующей их о результатах своего поведения, а наоборот — позитивно относятся к ней и стремятся получить как можно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения. Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно и нужно корректировать свое поведение с целью придания ему большей эффективности и достижения более высоких результатов.[17].

  • Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак — как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей.
  • Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» — со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми и сильными внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, «теплые отношения» в коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов.
  • Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества — социабельности. Это способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и заканчивая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они являются сквозными, связующими — т.е. основными во всей структуре управленческой деятельности.[18].

        Таким образом, эффективный менеджер  должен:

1) Менеджер должен помнить,  что менеджер высокого класса  способен превращать вредное  (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели).

2) Менеджер должен выработать  привычку: все, с чем он сталкивается, должно рассматриваться с точки  зрения пользы  дела.

3) Выполнять обещания  в срок. Если же обещание не  удалось выполнить в срок - не  оправдываться, а определить новый  срок и сдержать слово, пусть  с опозданием.

4) Быть внимательным и  объективным к “бесполезным”  предложениям.

5) Отклонять ненужные  предложения, но тактично и  вежливо.

6) Будучи уверенным в  себе, избегать быть самоуверенным,  самоуверенность - предпосылка использования  не лучших приемов и методов  в работе.

7) Менеджер должен помнить,  что ничто так не компрометирует  руководителя, как  его растерянность.

8) Чтобы эффективно подчинять,  надо уметь подчиняться, хотя  бы обстоятельствам.

9) Воспитывать подчиненных ненавязчиво,  но верно, поощрять их плодотворный  труд и инициативу.

10) Никогда не забывать, что мнение руководителя вовсе  не всегда хорошо, есть и другие  мнения, отнюдь не худшие.

11) Руководствоваться в  работе тремя “не”: не раздражаться, не теряться, не распыляться.

12) Быть терпимым к недостаткам  людей, если эти недостатки  не мешают в достижении поставленных  целей

13) Хвалить не на людях,  поощрять с глазу на глаз.

14) Уметь слушать, иметь  бесконечное терпение.

15) Предоставлять сотрудникам  максимум свободы для достижения  целей предприятия.

Итак, в число наиболее важных способностей менеджера, понимаемых как: сочетание знаний, поведения  и опыта, входят: умения реализовывать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, обработке и формированию информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.[19].

          С конца XIX века начались попытки создать и реализовать научные принципы организации труда, задача которых – максимально эффективно использовать работников в рамках высокоорганизованного и высокотехнологичного производства, а, следовательно, повысить эффективность управления человеческими ресурсами. Все управленческие действия по отношению к персоналу базируются на тех этических взглядах на человеческую природу, которые сознательно или подсознательно присутствуют у менеджера.

В  связи  с этим было много попыток разработать идеальную модель менеджера, и одной из наиболее удачных считается модель "с целью помочь сотрудникам выполнить работу",  разработанная аналитиками "Чейз Манхэттен Бэнк":

1.Гуманное отношение к  работникам

100%

2.Дружеские отношения  с сотрудниками

75%

3.Саморепрезентация

30%

4.Использование работников  в своих сферах

40%

5.Зависимость от чего - либо

20%

6.Избегать принятия решений

40%

7.Не воспринимать альтернативных  решений

20%

8.Применять административное  давление

25%

9.Стремление к цели, не  смотря ни на что

30%

10.Неудовлетворенность получаемыми  результатами

60%

11.Целеустремленность

100%

12.Получать удовлетворение  от своей работы

100%


 

Примечания к модели:

Дружеские отношения с  сотрудниками (п.2) не означают панибратства. Необходимо относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий; обращаться к сослуживцам по имени и отчеству; в деловой обстановке обращаться  к подчиненным на "Вы".

Без саморепрезентации (стремления к тому, чтобы нравиться людям) (п.3) менеджеру не обойтись, но главное  для каждого специалиста фирмы  самоутверждение благодаря достижению конкретных результатов. Кстати, в нашем  обществе длительное время правилом движения по иерархической лестнице была саморепрезентация (способность, хорошо преподнести себя), а не самоутверждение (достижение конкретных результатов). Не удивительно, что с течением времени, не имея прочной основы самоутверждения,  многие руководители стремительно срывались  со своих командных высот или  попадали в зависимость от "лапы" ради сохранения карьеры.

При 100% самоутверждении происходит полная ориентация на достижение результатов  при отсутствии способности объяснить  достижения окружающим; при 100% саморепрезентации  происходит полная ориентация на себя с целью продвижения по служебной  лестнице. Оптимальное соотношение для эффективного управления персоналом: самоутверждение – 70%, саморепрезентация – 30%.

Необходимо помнить (п.4) о  том, что никто и на одну десятую  не будет решать проблему начальника,  пока будет озабочен своими проблемами; показателем мастерства менеджера  является способность оказать помощь подчиненным в решении их проблем  и,  таким образом, стремиться к  достижению целей.

Избегать принятия решений (п.6) - это  качество  является  отрицательным для американского  менеджера, но положительным для  японского, который использует групповую  форму  принятия  решения.

Не воспринимать альтернативных решений (п.7) - само по себе это качество отрицательное, но так как для  американских  менеджеров самым  ценным является время, то для них  допустимо на 20% не воспринимать то, что заведомо нецелесообразно.

Менеджер может быть внутренне  не удовлетворен (п.10), но не должен этого  показывать: вознаграждая результаты, он тем самым мотивирует подчиненных  на достижение более значимых целей.[20].

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем  своих служебных полномочий, возможность  действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать  под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям  людей, не мешающим работать, и нетерпимостью  ко всему, что препятствует успешному  решению стоящих перед ним  и коллективом задач.

Он должен установить четкий порядок, при котором максимально  уменьшится вероятность того, что  ему кто-то помешает в работе; и порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос.

Он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет.

И основное - он всегда выполняет  обещания в срок.

Подводя итог, можно сказать, что все названное выше действительно  имеет важное значение для удачного ведения дел руководителем, но нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

 

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

1.1 Особенности профессии  менеджера в различных европейских  странах (германская, американская  и японская модели менеджмента)

        Рассматривая  развитие менеджмента, можно заметить, что в нем произошли значительные  изменения. Некоторые, конечно  происходили и до начала  XX столетия. Люди, можно сказать, «занимались менеджментом», даже если они имели недостаточную базу для своей деятельности. Все изменилось с появлением заводов, движущихся сборочных линий, и стандартизованных компонентов. Мир труда стал с тех пор иным и, наверняка, никогда прежним не будет. Менеджмент стал общепринятым институтом, и тот хаос, которым характеризовался период поиска менеджмента, рассеялся, приняв определенную форму. С тех пор развитие менеджмента ускорилось, и на сегодняшний день характеризуется непрерывным возрастанием объема знаний и технологических усовершенствований.

          На сегодня в мире действуют три основные модели построения системы менеджмента.

          Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе.[21].

          Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Большинство западноевропейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживаются  смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской.

          Далее мы более подробно рассмотрим американскую, германскую и японскую системы управления.

          Для американской модели управления характерны следующие черты:      

  • Американский стиль управления. В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными, честолюбивыми и изобретательными иммигрантами.

Информация о работе Социальный портрет менеджера в современном обществе