Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью моей работы является теоретическое обоснование понятия и сути профессии менеджера в современном обществе, выявление основных характеристик и черт его деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
Указать основные характеристики белорусского менеджера.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4
1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4
1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12
2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12
2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 22
3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22
3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Проведенный анализ множества источников показал, что наиболее характерными чертами американского стиля управления являются деловитость, организаторские способности, обеспечение компетентности персонала и развитость «индустрии совершенствования» менеджмента.
К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. Эффективность любой организационной системы или организации определяется в первую очередь ее отработанностью с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.
Наиболее часто в сравнительных исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента:
В 1980-х годах были созданы две бизнес - школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Для немецких менеджеров более типично высшее техническое образование. Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.
Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ - менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
3.2.Особенности
профессии белорусского
Исследуя систему белорусского менеджмента, можно сказать, что он не настолько развит, как американский. В Беларуси не в такой степени развита корпоративная культура, как в Японии. Но в то же время государственная политика направлена на поддержание развития системы менеджмента.
С целью описания совокупности свойств исполнительской деятельности было проведено специальное исследование. В результате исследования были выделены социально – психологические типы исполнительской деятельности.
Представленная система выделения и интерпретации социально – психологических типов исполнительской деятельности была разработана прежде всего в результате анализа управленческого взаимодействия низовых руководителей (начальников участков и отделов, различных рангов мастеров и бригадиров) с рядовыми работниками – исполнителями. Поэтому естественным является вопрос о том, насколько широко может быть использована разработанная типология исполнительской деятельности? Может ли она быть перенесена на описание типов руководства в процессе управленческого взаимодействия других категорий работников?
Уже отмечалось, что каждый руководитель в иерархической структуре организации может рассматриваться одновременно и как исполнитель относительно вышестоящих уровней управления. В целом, с помощью представленной выше социально – психологической терминологии (свойств и типов исполнения) можно характеризовать и руководителей, причем разных рангов, однако при этом необходимо иметь в виду и появляющуюся специфику.
Можно выделить следующие характеристики руководительской деятельности:
Еще одной отличительной характеристикой белорусского менеджера является конкурентоспособность. Говоря о менеджере, как конкурентоспособной личности, следует включить такие качества, как многомерность, плюралистичность, амбивалентность. Следует учитывать и общечеловеческие характеристики личности, такие, как способность к познанию, деятельности, взаимопомощи, состраданию.
В целом, в профессиональном блоке конкурентоспособной личности могут фигурировать самые разнообразные, но необходимые ей свойства. Заслуживает внимания следующее мнение: «В конкурентоспособной стране ее гражданам необходимо иметь: высокий средний уровень функциональной грамотности, определенные основы знаний в области математики, статистики, научной методологии, способности наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия; знания о мире; умение работать в коллективе; способность нести ответственность; способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям».[6, с.253]. Данные качества, безусловно необходимы современному менеджеру. Следует добавить, что современному руководителю также необходимы способность к инновациям и риску. Важно, чтобы в характере и поведении руководителя доминировали социально и морально значимые ценности.[7, с. 38].
Учитывая особенности экономического поведения населения Республики Беларусь в современных условиях, следует отметить, что белорусскому общественному сознанию и поведению характерно осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая оценка социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ. Характер современных рыночных преобразований оказывает противоречивое влияние на экономическое поведение жителей Беларуси. С одной стороны, у людей развиваются такие черты, как самостоятельность, инициатива, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции. Граждане страны через опыт, порой негативный, все более осваиваются с рыночными структурами. В обществе становится востребованной свобода выбора, возможность заниматься предпринимательством, работать за границей. На первый план выдвигаются деловые качества, умение зарабатывать, которые позволяют адаптироваться к новым экономическим условиям.[14, с. 118].
Для менеджеров это играет немаловажную роль, т. к. они имеют возможность перенимать опыт у других европейских стран, где система менеджмента, вероятно, функционирует более эффективно.
Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного в мае 2007 г., более половины респондентов демонстрируют готовность устроиться еще на одну работу, сменить сферу своей деятельности, повышать свои профессиональные знания, навыки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди четко осознают, что материальное благополучие зависит в значительной степени от собственных усилий и личной активности.[14, с. 122].
Следующий, важный аспект связан с характеристикой готовности наших сограждан заняться бизнесом. Результаты исследования (май 2007 г.) свидетельствуют, что чуть более трети опрошенных (35, 3%) хотели бы открыть свое дело, заняться бизнесом. Более половины (58, 5%) молодых респондентов (18 – 29 лет) видят себя предпринимателями. Установки молодежи на частный бизнес, открытие своего дела свидетельствуют о готовности больше трудиться, нести ответственность, проявлять предприимчивость, быть инициативным и активным.[14, 123].
Хотелось бы отметить, что обеспечение устойчивого развития современного белорусского общества существенно актуализирует социологическое исследование комплекса проблем, связанных с трансформацией социально – стратификационной структуры, с изменением положения и роли всех стратификационных слоев и групп. При этом необходимо учитывать, что все эти социальные общности раскрепостились, вследствие чего высвободилась и получила небывалые раньше возможности для своей многообразной реализации энергия социального действия и созидательного творчества.
Одним из наиболее существенных социально – стратификационных факторов обеспечения устойчивого развития страны является повышение в ее социальной структуре численности и удельного веса среднего класса. Основными критериями отнесения индивида или социальной группы к данному социальному слою, являются:
Соответствие этим критериям дает основание для включения в состав среднего класса массовой интеллигенции, служащих, менеджеров низшего и среднего уровня, мелких и средних частных собственников (в том числе владеющих интеллектуальной частной собственностью), высококвалифицированных рабочих.
Все это позволяет определить менеджера, как представителя среднего класса, и, соответственно, как высококвалифицированного, ориентированного на профессиональную деятельность, понимающего труд не только как источник средств существования, но и как пространство самореализации, человека активной жизненной позиции, способного через обеспечение собственного благополучия содействовать благополучию всего общества.[2, с. 140].
Информация о работе Социальный портрет менеджера в современном обществе