Социальный портрет менеджера в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является теоретическое обоснование понятия и сути профессии менеджера в современном обществе, выявление основных характеристик и черт его деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
Указать основные характеристики белорусского менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4
1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4
1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12
2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12
2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 22
3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22
3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Готово.docxир.docx

— 75.88 Кб (Скачать документ)

          Проведенный анализ множества источников показал, что наиболее характерными чертами американского стиля управления являются деловитость, организаторские способности, обеспечение компетентности персонала и развитость «индустрии совершенствования» менеджмента.

  • Американская деловитость и умение организовывать. Большинство специалистов в области менеджмента, государственных и политических деятелей ставили и ставят эту черту на первое место.

          К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. Эффективность любой организационной системы или организации определяется в первую очередь ее отработанностью с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

         Наиболее часто в сравнительных исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента:

  • Стимулирование профессиональной подготовки. Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю).
  • Техническая подготовленность менеджеров. Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент  как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное «предприимчивый», «инициативный», чем «управленческий». Как отмечает Г.Хофштеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.

        В 1980-х годах были созданы две бизнес - школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Для немецких менеджеров более типично высшее техническое образование.       Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

  • Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам и производственным подразделениям. Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свой контроль.

        Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ - менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.

  • Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года.[22].                                                         

          По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара,    есть шесть характерных признаков японского управления:

  • Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
  • Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие   и повышает производительность.      
  • Постоянное присутствие руководителя на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую  размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.[22].

        В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

 

3.2.Особенности  профессии белорусского менеджера

 

       Исследуя систему белорусского менеджмента, можно сказать, что он не настолько развит, как американский. В Беларуси не в такой степени развита корпоративная культура, как в Японии. Но в то же время государственная политика направлена на поддержание развития системы менеджмента.

       С целью описания совокупности свойств исполнительской деятельности было проведено специальное исследование.  В результате исследования были выделены социально – психологические типы исполнительской деятельности.

       Представленная система выделения и интерпретации социально – психологических типов исполнительской деятельности была разработана прежде всего в результате анализа управленческого взаимодействия низовых руководителей (начальников участков и отделов, различных рангов мастеров и бригадиров) с рядовыми работниками – исполнителями. Поэтому естественным является вопрос о том, насколько широко может быть использована разработанная типология исполнительской деятельности? Может ли она быть перенесена на описание типов руководства в процессе управленческого взаимодействия других категорий работников?

       Уже отмечалось, что каждый руководитель в иерархической структуре организации может рассматриваться одновременно и как исполнитель относительно вышестоящих уровней управления. В целом, с помощью представленной выше социально – психологической терминологии (свойств и типов исполнения) можно характеризовать и руководителей, причем разных рангов, однако при этом необходимо иметь в виду и появляющуюся специфику.

       Можно выделить следующие характеристики руководительской деятельности:

  • целенаправленность руководства характеризуется его сосредоточенностью, сконцентрированностью на достижении тех целей и задач, которые требуют решения;
  • под заинтересованностью (или мотивированностью, увлеченностью) руководства понимается оценка субъектом данных управленческих решений, отношение к ним, как к значимым или незначимым для себя;
  • самостоятельность руководства характеризует реализацию принятия управленческих решений, указаний, поручений и т. п. собственными силами конкретного субъекта без дополнительной помощи со стороны;
  • под организованностью руководства понимается планомерная и дисциплинированная реализация принятия управленческих решений или указаний, отличающихся строгим порядком и точностью;
  • ответственность руководства высокий уровень переживания субъектом своей обязанности, необходимости принимать управленческие решения, в то же время выполнять указания и поручения своего руководителя. Высокая ответственность выражается в переживании чувства долга, стремлении сделать работу как можно лучше;
  • компетентность (или профессиональность) руководительской деятельности характеризует подготовленность субъекта к принятию управленческих решений, т. е. наличие требуемых знаний, умений и навыков, а также опыта и мастерства руководительской деятельности;
  • под творческим характером (или креативностью) руководства понимается созидательность, создание чего – то нового, оригинального, принятие не только важных управленческих решений, но и интересных для исполнителя.[9, с. 61-62].

        Еще одной отличительной характеристикой белорусского менеджера является конкурентоспособность. Говоря о менеджере, как конкурентоспособной личности, следует включить такие качества, как многомерность, плюралистичность, амбивалентность. Следует учитывать и общечеловеческие характеристики личности, такие, как способность к познанию, деятельности, взаимопомощи, состраданию.

        В целом, в профессиональном блоке конкурентоспособной личности могут фигурировать самые разнообразные, но необходимые ей свойства. Заслуживает внимания следующее мнение: «В конкурентоспособной стране ее гражданам необходимо иметь: высокий средний уровень функциональной грамотности, определенные основы знаний в области математики, статистики, научной методологии, способности наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия; знания о мире; умение работать в коллективе; способность нести ответственность; способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям».[6, с.253]. Данные качества, безусловно необходимы современному менеджеру. Следует добавить, что современному руководителю также необходимы способность к инновациям и риску. Важно, чтобы в характере и поведении руководителя доминировали социально и морально значимые ценности.[7, с. 38].

       Учитывая особенности экономического поведения населения Республики Беларусь в современных условиях, следует отметить, что белорусскому общественному сознанию и поведению характерно осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая оценка социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ.           Характер современных рыночных преобразований оказывает противоречивое влияние на экономическое поведение жителей Беларуси. С одной стороны, у людей развиваются такие черты, как самостоятельность, инициатива, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции. Граждане страны через опыт, порой негативный, все более осваиваются с рыночными структурами. В обществе становится востребованной свобода выбора, возможность заниматься предпринимательством, работать за границей. На первый план выдвигаются деловые качества, умение зарабатывать, которые позволяют адаптироваться к новым экономическим условиям.[14, с. 118].

       Для менеджеров это играет немаловажную роль, т. к. они имеют возможность перенимать опыт у других европейских стран, где система менеджмента, вероятно, функционирует более эффективно.

       Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного в мае 2007 г., более половины респондентов демонстрируют готовность устроиться еще на одну работу, сменить сферу своей деятельности, повышать свои профессиональные знания, навыки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди четко осознают, что материальное благополучие зависит в значительной степени от собственных усилий и личной активности.[14, с. 122].

         Следующий, важный аспект связан с характеристикой готовности наших сограждан заняться бизнесом. Результаты исследования (май 2007 г.) свидетельствуют, что чуть более трети опрошенных (35, 3%) хотели бы открыть свое дело, заняться бизнесом. Более половины (58, 5%) молодых респондентов (18 – 29 лет) видят себя предпринимателями. Установки молодежи на частный бизнес, открытие своего дела свидетельствуют о готовности больше трудиться, нести ответственность, проявлять предприимчивость, быть инициативным и активным.[14, 123].

         Хотелось бы отметить, что обеспечение устойчивого развития современного белорусского общества существенно актуализирует социологическое исследование комплекса проблем, связанных с трансформацией социально – стратификационной структуры, с изменением положения и роли всех стратификационных слоев и групп. При этом необходимо учитывать, что все эти социальные общности раскрепостились, вследствие чего высвободилась и получила небывалые раньше возможности для своей многообразной реализации энергия социального действия и созидательного творчества.

         Одним из наиболее существенных социально – стратификационных факторов обеспечения устойчивого развития страны является повышение в ее социальной структуре численности и удельного веса среднего класса.           Основными критериями отнесения индивида или социальной группы к данному социальному слою, являются:

  • наличие образования не ниже среднего социального;
  • нефизический характер труда или предпринимательская деятельность;
  • уровень благосостояния не ниже среднего медиального в стране;
  • самооценка человеком своего положения в обществе как среднего.

       Соответствие этим критериям дает основание для включения в состав среднего класса массовой интеллигенции, служащих, менеджеров низшего и среднего уровня, мелких и средних частных собственников (в том числе владеющих интеллектуальной частной собственностью), высококвалифицированных рабочих.

         Все это позволяет определить менеджера, как представителя среднего класса, и, соответственно, как высококвалифицированного, ориентированного на профессиональную деятельность, понимающего труд не только как источник средств существования, но и как пространство самореализации, человека активной жизненной позиции, способного через обеспечение собственного благополучия содействовать благополучию всего общества.[2, с. 140].

Информация о работе Социальный портрет менеджера в современном обществе