Социальный портрет менеджера в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является теоретическое обоснование понятия и сути профессии менеджера в современном обществе, выявление основных характеристик и черт его деятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить понятие и суть профессии менеджера, как специалиста в области управления;
Выявить качества, необходимые эффективному менеджеру;
Обосновать функции и роли, выполняемые менеджером в процессе руководства;
Определить основные характеристики и черты менеджера как члена социальной группы;
Охарактеризовать основные европейские системы менеджмента;
Указать основные характеристики белорусского менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА 4
1.1. Менеджер как специалист в области управления. Качества, необходимые эффективному менеджеру……………………………………….4
1.2. Роли и функции, выполняемые менеджером в процессе руководства……………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 12
2.1. Личностные качества и основные характеристики менеджера как члена социальной группы 12
2.2. Характерные черты эффективного менеджера. Идеальная модель менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 22
3.1. Особенности профессии менеджера в различных европейских странах (германская, американская и японская модели менеджмента) 22
3.2. Особенности профессии белорусского менеджера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Готово.docxир.docx

— 75.88 Кб (Скачать документ)

Безусловно, способности  каждого менеджера лучше всего  выявляются на практике. Только на практике можно определить, насколько полно  он может использовать свой потенциал, преодолевать трудности, добиваться успеха. Действительно, менеджер, являющийся профессионалом и преуспевающий в своем деле, придерживается принципа: всегда добиваться лучших результатов. Немаловажную роль в этом занимают сотрудники.  Организация,  заинтересованная в улучшении своих показателей, нуждающаяся в высококвалифицированных кадрах, оказывает содействие в повышении квалификации своих кадров. Например, крупная компания, «Вим – Биль – Данн», производящая молочную продукцию различных видов и соки, занимающая значительную долю рынка, осуществила кадровую политику на местах, повысив уровень компетенции и знаний за свой счет, и тем самым добилась увеличения производственных показателей. Например, в 2000 г. Реализованная продукция на 10 млрд. руб., за 5 месяцев 2001 года – на 6 млрд. руб.

Эффективный менеджер должен понимать, что его авторитет непосредственно  зависит от уважения подчиненных, а  не от его формального статуса. Опыт ведущих фирм убеждает в том, что  авторитет – высокий профессионализм и стремление к современному стилю управления – помогает эффективно и умело управлять людьми, пробуждать в них заинтересованность делами фирмы, активность, творчество. Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение, верно, оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнениям и предложениям, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе[10, c. 31-35].

 

1.2.Функции и  роли, выполняемые менеджером в  процессе руководства.

 

Каждый менеджер в процессе многогранной деятельности выступает  как администратор, специалист, дипломат, предприниматель, мотиватор и т. д. Исполнение многочисленных обязанностей предполагает владение им тремя ключевыми  ролями менеджера: по принятию решений, информационной и ролью руководителя.

  • Менеджер имеет право и обязан принимать управленческие решения в рамках своих полномочий. В этом состоит главное отличие менеджера от работников других категорий. Принимаемые им решения влияют на результаты деятельности подчиненных ему людей и организации.
  • Информационная роль менеджера состоит в том, что он собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, и управляет знаниями. От уровня информированности менеджера, его умения ясно и четко доводить информацию зависят результаты его работы и успех организации.
  • Менеджер выступает в роли руководителя, управляя процессами формирования состава сотрудников, приобретения ими знаний, умений, навыков, мобилизуя их на достижение целей и решение задач, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

Менеджер должен быть профессионально подготовленным управляющим и личностью, вызывающей доверие и готовность идти за ним. Поддержка со стороны членов коллектива является базой, без которой ни один менеджер, каким бы грамотным специалистом он ни был, не может успешно управлять[11, c. 32].

В процессе своей деятельности менеджер выполняет следующие функции:

  • постановка целей и задач, соответствующих интересам и возможностям предприятия;
  • выбор стратегии, адекватной существующей рыночной системе и поставленным целям;
  • анализ деятельности конкурентов, их перспектив развития;
  • постановка проблемы и принятие соответствующего управленческого решения и т. д.[10, c. 34-35].

           К каждому менеджеру предъявляются определенные требования. Как пример, можно привести требования, предъявляемые к менеджерам в корпорации «Дженерал Моторс»:

  • Компетентность. Это означает, что каждый менеджер должен знать: что делать и как делать свою работу наилучшим образом. Это, конечно, не исключает того, что каждый менеджер работает в своей, только ему присущей манере. Компетентность культивируется среди менеджеров «Дженерал Моторс» достаточно оригинальным способом: а именно исходя из идеи о том, что менеджер не может позволить себе учиться на собственных ошибках. Знания по управлению могут быть получены в результате специального обучения либо в результате тщательного анализа ошибок других и собственного опыта.
  • Достоинство и ответственность. Требование подходить ко всем делам с достоинством и ответственностью – это больше чем просто деловая этика. Каждый менеджер точно знает: за какую работу, и по каким критериям он несет абсолютную ответственность. Эта ответственность, никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть передана кому – то другому (подчиненному) даже в тех случаях, когда руководителя нет на рабочем месте. Отсюда и достоинство ведь, оно определяется постоянным кругом ответственности.
  • Чувство нового и умение рисковать. Чувство нового развивается в результате постоянного изменения способов выполнения задач. Новые способы и средства выполнения старых, стандартных задач. Новые способы и средства выполнения старых, стандартных задач имеют преимущественно хотя бы потому, что они новые. Чувство нового возникает как устойчивый результат постоянного поиска нового, который поощряется в деятельности каждого менеджера. С другой стороны, важно желание не просто рисковать и способность идти на риск, но именно умение рисковать. Менеджер, умеющий рисковать, должен быть:

- готов эффективно использовать  все имеющиеся у него ресурсы;

- готов к риску;

- способен планировать  свои действия (планирование не  исключает риска, скорее наоборот  – хорошее планирование вооружает  тех, кто способен рисковать).

  • Высокая работоспособность. Это управленческое качество понимается весьма своеобразно. Работоспособность – это не только способность долго и качественно работать. Это умение наиболее оптимальным образом организовывать свой труд (понимаемое как количество решаемых важных решений в единицу времени). Это и терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа.

        Едва ли можно представить себе менеджера, в равной степени обладающего всеми перечисленными качествами. Речь здесь скорее идет об идеале, о том, к чему надо стремиться. В реальности каждый менеджер ищет и находит свой стиль, свое собственное сочетание личностных качеств, управленческих способностей и менеджерских умений.[12, c. 28].

         Таким образом, можно сформулировать  качества, необходимые современному  руководителя.

          Современный менеджер – это:

  • всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей;
  • это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей;
  • это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами;
  • специалист, стремящийся к развитию своих способностей, работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно;
  • член организации, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.[10, c. 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И  СОЦИАЛЬНЫЕ

 

ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА КАК ЧЛЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

2.1.Личностные качества и основные  характеристики менеджера как

члена социальной группы

 

         Термин менеджер трактуется довольно  широко, поэтому любое его определение  будет недостаточно полным. С  некоторой степенью приближения  можно сказать, что менеджер  – это человек, который составляет  систему текущего и перспективного  планирования, прогнозирования и  ориентации производства, реализации  продукции и услуг с целью  получения прибыли. Иными словами,  менеджер – человек планирующий  организацию, мотивацию и контроль  производства для максимального быстрого достижения целей.[1, c. 158].

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно  использовать творческие способности  каждого из работников, обеспечивая  тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.

 Основными менеджерскими  характеристиками являются следующие  факторы:

  • Первый фактор — возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а, следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту (хотя и не автоматически) происходит карьерное продвижение. В-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства — в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной (за исключением наиболее старших возрастных групп руководителей). 
  • Следующий фактор — фактор пола также оказывает определенное влияние,  как на качество, так и особенно на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления — это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост (хотя не всегда, последствия чего, однако, подтверждают его значимость).
  • Фактор социально - экономического статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Филлер, «...один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет компанией».

         Вторую группу характеристик  эффективного менеджера составляют  личностные качества, обусловливающие  успешность управленческой деятельности  и выступающие тем самым в  функции способностей.[15].

        Главные личностные менеджерские  качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность.

  • Доминантность (дословно — господство, преобладание, влияние) — черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности — механизма властных отношений в ней. Показано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой «рабочий потенциал» на 60—65%. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства.
  • Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. А недостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей - флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации.

        Во-вторых, подчиненные, как правило, очень  хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации,  эмпатии они воспроизводят поведенческие  установки руководителя в своей  деятельности.

  • Три следующие черты эффективного менеджера — эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. В отношении эмоциональной стабильности надо отметить, что она важна не только для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности — у ее лидера, индуцируется на других членов группы — как осознанно, так и, в основном, неосознанно. Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместной деятельности группы.
  • Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление к достижениям (как личным, так и профессиональным) базируется на одной из фундаментальных потребностей — мотивации достижения.[16].

Информация о работе Социальный портрет менеджера в современном обществе