Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:35, реферат
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил классическую гимназию в Берлине и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889 защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии.
Введение………………………………………………………………………..1
1. Теория «социального действия»…………………………………………..2
2. Тенденция «рационализации» и феномен бюрократии…………………7
3. Типы господства…………………………………………………………..12
4. Социология религии……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..25
Тема
№ 7. Социология М.Вебера.
Введение…………………………………………………………
1. Теория
«социального действия»……………………
2. Тенденция
«рационализации» и феномен
3. Типы
господства……………………………………………………
4. Социология
религии……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Макс
Вебер родился 21 апреля 1864 года в
городе Эрфурт, в Германии.
В 1882 году окончил классическую гимназию
в Берлине и поступил в
Гейдельбергский университет. В 1889 защитил
диссертацию. Работал
профессором в университетах Берлина,
Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Вебер был крупнейшим специалистом в области
политической экономии,
права, социологии, философии. Он выступал
как историк хозяйства,
политических институтов и политических
теорий, религии и науки.
Научная продукция Вебера огромна по охвату
и спорна по содержанию и
интерпретации. Первые работы М. Вебера
– «К истории торговых обществ в
средние века» (1889), «Римская аграрная
история и ее значение для
государственного и частного права» (1891)
– сразу поставили его в ряд
видных ученых. В них он анализировал связь
государственно-правовых
образований с экономической структурой
общества. В 1904 г. Вебер становится редактором
немецкого социологического журнала «Архив
социальной науки и социальной политики».
Здесь выходят его наиболее важные произведения,
в том числе и программное исследование
«Протестантская этика и дух капитализма»
(1905). Этим исследованием
начинается серия публикаций Вебера по
социологии религии, которой он
занимался вплоть до своей смерти.
Одновременно
он занимался проблемами логики и
методологии
социальных наук. С 1916 по 1919 годы он печатал
одну из своих основных
работ – «Хозяйственная этика мировых
религий». Из последних выступлений
Вебера следует отметить доклады «Политика
как профессия» (1919) и «Наука как профессия».
Умер
М.Вебер в 1920 г. Посмертно был издан
его фундаментальный труд
«Хозяйство и общество» (1921), где подводились
итоги его социологических
исследований.
1. Теория
«социального действия»
Макс Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».
Методологические принципы
другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
Особо отмечается влияние
баденской школы
всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер разграничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки. В отличие от Риккерта, рассматривающего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов. Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип «утопией». Чем резче и однозначные сконструированы идеальные типы, чем они, следовательно, в этом смысле более чужды миру, тем лучше они выполняют своё назначение – как в терминологическом и классификационном, так и в эвристическом отношении.
Итак, по Веберу, социолог «должен соотнести анализируемый материал с
экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования». Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».
Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство
позволяет:
. во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях;
. во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.
Предполагается, что если будут
выполнены идеальные условия,
любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально – типического – прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. Идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо для начала выстроить идеально – типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием.
Через конструирование идеально – типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.
Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера,
необходимо проанализировать это понятие с содержательной точки зрения. Для этого необходимо ввести ещё одну категорию социологии Вебера – категорию понимания. Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку «изучает
поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл».
«Действие человека обретает характер социального действия, если в нём
присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)». Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт – наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире.
С принципом «понимания»
Вот как Вебер определяет
называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое – либо природное явление» (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).
И ещё одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя
понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что
эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».
Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два
момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет ещё и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.
Категория социального
мотивов отдельного индивида, есть тот решающий пункт, в котором
социологический подход Вебера отличается от социологии Э. Дюркгейма. Вводя понятие социального действия, Вебер по существу даёт свою трактовку социального факта, полемически направленную против той, которая была предложена Дюркгеймом. В противоположность Дюркгейму Вебер считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны, если подходить к вопросу строго научно, рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Коллективы, согласно Веберу, социология может рассматривать как производные от составляющих их индивидов; они представляют собой не самостоятельные реальности, как у Дюркгейма, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов. Нельзя не отметить, что в своём «методологическом индивидуализме» Веберу трудно быть последовательным; у него возникает ряд затруднений, когда он пытается применить категорию социального действия, особенно при анализе традиционного общества.
Итак, понимание мотивации, «