Социология М.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил классическую гимназию в Берлине и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889 защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..1
1. Теория «социального действия»…………………………………………..2
2. Тенденция «рационализации» и феномен бюрократии…………………7
3. Типы господства…………………………………………………………..12
4. Социология религии……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

«методологический индивидуализм»  Вебера,  так  и  его  вполне  определенную социальную позицию. 

Теории  бюрократии  —  в  западной  социологии   концепции   “научного

управления” обществом, отражающие реальный процесс  бюрократизации  всех  его сфер в период перехода от свободного предпринимательства  к  государственно- монополистическому  капитализму.  Начиная  с  Макса   Вебера   исследователи бюрократии Мертон, Бендикс, Ф.  Селзник,  Гоулднер,  Крозье,  Липсет  и  др. главное  внимание  уделяли  анализу  функций  и  структуры   бюрократической организации,  стремясь  представить  процесс  бюрократизации  как   явление, характеризующееся    внутренне    присущей    капиталистическому    обществу “рациональностью”.  Теоретические истоки  современной   теории   бюрократии восходят к Сен-Симону, который первым обратил внимание на  роль  организации в развитии общества, считая, что в организациях будущего  власть  не должна

передаваться  по наследству,  она  будет  сосредоточиваться  в  руках  людей,

обладающих  специальными знаниями. Определённый  вклад  в  теорию  бюрократии внес Лонг. Однако систематическое развитие проблематика  бюрократия  впервые  получила у Вебера. В качестве основной черты бюрократии  как специфической формы организации современного  общества  Вебер выделяет  рациональность, считая    бюрократическую    рациональность    воплощением    рациональности капитализма вообще. С этим  он  связывает  решающую  роль,  которую должны играть в бюрократической организации технические специалисты,  пользующиеся

научными  методами  работы.  Согласно  Веберу,  бюрократическая  организация характеризуется:

 а)  эффективностью, которая  достигается   за  счет  строгого разделения обязанностей между членами организации,  что дает  возможность использовать    высококвалифицированных    специалистов    на    руководящих должностях; 

б)  строгой  иерархизацией  власти,  позволяющей   вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль над выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т. д.;

 в)  формально  установленной   и  чётко  зафиксированной  системой правил, обеспечивающих  единообразие управленческой  деятельности  и применение  общих  инструкций  к  частным  случаям  в  кратчайший  срок;

 г)  безличностью административной  деятельности  и  эмоциональной   нейтральностью отношений, складывающихся  между функционерами  организации,  где  каждый  из них  выступает   не  как  индивид,  а   как   носитель   социальной   власти, представитель определённой должности.     

Признавая  эффективность  бюрократии, Вебер  выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие  приведет  к подавлению   индивидуальности,   утрате    ею    личностного    начала.    В послевеберовский  период  происходит  постепенный  отход  от  “рациональной” модели бюрократии  и  переход  к  построению  более  реалистической  модели, представляющей бюрократию как “естественную систему”,  включающую  наряду  с рациональными моментами — иррациональные, с формальными  —  неформальные,  с эмоционально нейтральными  —  личностные  и  т.д. 

В   рамках   теории бюрократии в западной социологии  рассматривается  и  более  общая  проблема соотношения  бюрократии и демократии. Вебер видел угрозу  демократии  со стороны бюрократии, связывая её с процессом “деперсонализации”  индивидов  в бюрократических организациях. Современные  представители  теории  бюрократии также отмечают эту угрозу, но тем не менее  не  видят  перспективы  развития без бюрократии. 
 

3. Типы  господства. 

1. Значение легитимности

"Господством"  называется возможность встречать  повиновение определенных групп  людей cпецифическим (или всем) приказам. Господство ("авторитет") в этом  смысле может основываться в  конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое  господство над большим количеством  людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в  надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей  для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

Каждое  господство старается возбудить  веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

Существует  три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального  характера, т.е. основывается на  вере в легальность установленного  порядка и законность осуществления  господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного  характера, т.е. основывается на  обыденной вере в святость  традиций и вере в легитимность  авторитета, основанного на этих  традициях; или, наконец, 

3) харизматического  характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

В случае легального господства люди подчиняются  законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.  
 
2. Легальное господство с бюрократическим штабом управления.

Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что:

1. любой  закон может устанавливаться  путем заключения договора, ориентированного  рационально, целерационально или  ценностнорационально, с правом  на последующее уважение со  стороны товарищей по союзу, а также (что является закономерным) со стороны личностей, которые находятся или действуют внутри сферы влияния союза..;

2. каждый  закон по своей сущности есть  абстрактные, специально установленные  правила, за применением которых  имеется судебный надзор;

3. легальный  господин — начальник, который,  распоряжаясь и приказывая, сам  подчиняется безличному порядку,  ориентирует на него свои распоряжения. Это справедливо и для легального  господина, который не является "чиновником", например, избранного президента государства.

4.подчиняющийся  подчиняется только как товарищ  или только "закону". Это может  быть товарищ по союзу, товарищ  по общине, член церковной общины, в государстве — гражданин. 

5. в  соответствии с п.3 товарищи по  союзу, подчиняясь господину, подчиняются не его личности, а безличному порядку и поэтому обязаны повиноваться только в рамках деловой компетенции, рационально разграниченной этим порядком.

В социальном отношении бюрократическое господство в общем означает:

1. Тенденцию к усреднению набора из числа наиболее профессионально квалифицированных в целях универсальности,

2. Тенденцию  к плутократизации в целях  профессионального обучения, длящегося  довольно долго (часто до конца  третьего десятилетия жизни),

3. Господство  формализованной обезличенности:.. идеальный чиновник управляет своим делом "без уважения к личности", формально одинаково для "каждого".  

3. Традиционное  господство 

Господство  называется традиционным, если его  легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий — это не "начальник", а господин собственной персоной; его штаб управления — в основном не "чиновники", а личные "слуги", подчиненные — это не "члены" союза, а:

1.  либо "традиционные товарищи",

2.  либо "подданные". Не объективный служебный долг, а личная преданность слуги определяет отношение штаба управления к господину. Подчиняются не уставу, а личности, призванной для этого по традиции, приказы которой легитимны по двум причинам:

а) отчасти  в силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);

б) отчасти  в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую  возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.

Т. о., существует две области действия господина:

а) материально  связанная с традицией,

б) материально  свободная от традиции.

В рамках последней господин может оказывать "благосклонность" в форме милости  или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками... Так как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой ("традиционалистическая революция").

В штабе  управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:

a)объективно  распределенная устойчивая "компетенция";

б) устойчивая рациональная иерархия;

в) упорядоченное  определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение  по службе;

д) профессиональное обучение (как норма);

e) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание.

1. К  основным типам традиционного  господства при отсутствии личного  штаба управления господина относятся: 

a)  геронтократия и

b)  ранний патриархализм.

Геронтократией  называется такое положение, при  котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные экономические или семейные союзы.

Патриархализмом называется положение, когда внутри первичного (в большинстве случаев) экономического и семейного (домашнего) союза господство осуществляет один человек, согласно непоколебимому праву наследования.

Геронтократия и патриархализм нередко стоят  рядом... При этом типе господства полное отсутствие чисто личного ("патримониального") штаба управления господина является определяющим.., поэтому товарищи — все еще "товарищи", а не "подданные". Они являются "товарищами" в силу традиции, а не "членами" в силу устава. Они должны повиноваться господину, а не установленному правилу, правда, и господину только согласно традиции. Господин, со своей стороны, также строго связан традицией.  

Информация о работе Социология М.Вебера