Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:35, реферат
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил классическую гимназию в Берлине и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889 защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии.
Введение………………………………………………………………………..1
1. Теория «социального действия»…………………………………………..2
2. Тенденция «рационализации» и феномен бюрократии…………………7
3. Типы господства…………………………………………………………..12
4. Социология религии……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..25
Вебер
путем эмпирического наблюдения
и сравнения фиксирует, где и
при каких социальных условиях, среди
каких социальных слоев и групп
преобладает в религии
Так, согласно Веберу, магические элементы наиболее характерны для религии земледельческих народов и, в рамках высокоразвитых культур, для крестьянского сословия. Вера в судьбу, рок составляет характерную принадлежность религии народов-завоевателей и военного сословия. Религия городских сословий, в частности ремесленников, как показывает Вебер, носит рационалистический характер, поскольку они в меньшей мере, чем земледельцы, зависят от внешних, природных условий, а в большей степени - от ритмически правильного, рационально организованного трудового процесса. Однако в виду того, что мировые религии, как правило, возникают и распространяются не только среди одного сословия, то в них присутствует, причем в весьма своеобразных сочетаниях, ряд моментов.
Очень показателен по отношению к мировоззрению и методологии Вебера его анализ конфуцианства. Хотя' конфуцианство в строгом смысле слова нельзя назвать религией, ибо в нем отсутствует ряд моментов, существенных для религиозной установки, например, вера в загробную жизнь. Вместе с тем по своему социальному значению и той роли, которую оно сыграло внутри китайской культуры, его, согласно Веберу, можно отнести к мировым религиям.
Конфуцианство, считает он, предельно рационалистично, ему чужд интерес к потустороннему миру, имеющий место, скажем, в буддизме или христианстве или - из еще более древних образований - в древнеегипетской религии.
Важнейшие блага с точки зрения конфуцианской этики, это долголетие, богатство, то есть благополучная земная жизнь. Поэтому ни мотивы, связанные с верой в загробную жизнь, ни мотивы искупления, спасения не характерны для конфуцианства. Хотя в Китае и существовала мессианская надежда на потустороннего спасителя - императора - она все же не принимала форму той веры в "утопию", которая характерна для иудаизма и христианства.
Государственный культ был подчеркнуто трезвым и простым: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический танец. Здесь не было никакого экстаза, аскетизма и вообще иррационального начала, вносящего дух беспокойства и беспорядка в строго рациональную этику. Здесь не было и индивидуальной молитвы в западном смысле слова. Отсутствовало и индивидуально-личностное отношение между человеком и богом. Конфуцьанство было только этикой - этикой внутримирской.
Строй, порядок и гармония - вот основные принципы этой этики, равноприменимые как к государственному состоянию, так и к состоянию души человека. Как отмечал Вебер, "разум конфуцианства был рационализмом порядка и этому были подчинены задачи воспитания и образования". Спецификой конфуцианской этики являлось то, что, несмотря на рационализм, она не была враждебна магии. Правда, этические добродетели признавались выше магических чар и заклинаний.
Все это говорит о том, что в конфуцианстве было соединено два начала: этически-рациональное и рационально-магическое. Как показывает Вебер, рационализм здесь носит характер существенно отличный от западного типа рационализма, ибо китайский рационализм был объединен с магией и традиционализмом. Поэтому, по Веберу, здесь не могла возникнуть та форма науки, которая развивалась на западноевропейской почве, а также не мог сложиться сходный с западным тип рационального хозяйствования и формально-рациональный тип управления.
Рассматривая
далее индивидуальный облик других
мировых религиозно-этических
- носителем
конфуцианства является
- индуизма - упорядочивающий мир маг;
- буддизма
- странствующий по миру монах-
- ислама - покоряющий мир воин;
- христианства - бродячий ремесленник.
Особое внимание уделил Вебер так называемой "религии париев", то есть групп, стоящих на низшей ступеньке и даже вне социальной иерархии. По его мнению, если для наиболее привилегированных, аристократических слоев, как правило, характерен интерес к посюстороннему миру, то в "религии париев" ярко выражены эсхатологические мотивы, устремления к потустороннему.
Анализируя религиозную "этику париев", прежде всего на материале иудаизма, особенно "религию пророков", а также различных внутрихристианских течений и сект, Вебер показывает, что носителями "религии париев" никогда не были рабы или свободные поденщики. Исключение здесь не составляет, по его мнению, и современный ему пролетариат. Наиболее активными в религиозном отношении среди непривилегированных слоев являются, как считает Вебер, мелкие ремесленники, обедневшие выходцы из более привилегированных слоев. В этой связи Вебера интересовал тип миросозерцания русских разночинцев.
При рассмотрении "религиозности париев", которая, как отмечалось, ориентированна на эсхатологизм и потусторонний мир, Вебер отмечает, что эта направленность не исключает интеллектуализма.
Вебер классифицирует религии также и на основании различного отношения к миру. Так, для конфуцианства характерно принятие мира; напротив отрицание и неприятие мира характерно для буддизма. Индия, по Веберу, является колыбелью религиозно-этических учений, теоретически и практически отрицающих мир. Некоторые религии принимают мир на условиях его улучшения и исправления. Таковыми являются христианство, ислам, зороастризм. От того, принимается ли мир и в какой мере, зависит отношение религиозной этики к сфере политики, вообще к насилию. Так, религия, отвергающая мир, как правило, аполитична. Здесь наиболее последователен буддизм, хотя идеи ненасилия характерны также и для христианства. Там, где мир полностью принимается, религиозные воззрения, по Веберу, легко согласуются со сферой политики.
Мировые
религии носят, как правило, сотерический
характер (Сотер - в пер. с греч. - спаситель).
Проблема спасения - одна из центральных
в религиозной этике. Пути решения
этой проблемы внутри той или иной
религии, в большой степени определяют
образ жизни исповедующих ее. И здесь Вебер
анализирует религиозно- этические установки
в зависимости от того, какие пути спасения
они предполагают. Возможны, прежде всего,
два варианта: спасение человека через
собственное действие (в буддизме) и с
помощью посредника-спасителя (иудаизм,
христианство, ислам). В первом случае
методами спасения являются либо ритуальные
культовые действия и церемонии, либо
действия социальные (любовь к ближнему,
благотворительность, забота о близких
- в китайской религии), либо самоусовершенствование.
Что касается второго случая, здесь также
возможно несколько вариантов спасения.
Например, спасение через институционализацию,
то есть принадлежность к церкви как условие
спасения. Это характерно для католицизма,
православия. Другой вариант - спасение
через веру (иудаизм, лютеранство). В-третьих
- спасение через милость предопределения
(ислам, кальвинизм).
Заключение.
Таким образом, кратко рассмотрев основные момента творчества М. Вебера, можно подвести некоторые итоги.
Во-первых, ученый создал качественно новую целостную, самодостаточную и непротиворечивую социологическую систему.
Во-вторых, в ее построении он использовал качественно новый подход к обществу: не как к природному элементу, идеалистическому институту или результату производственной деятельности, а как к самобытной части мира, развивающейся по своим особенным, уникальным законам.
В-третьих, он выдвинул тезис о том, что общество развивается в результате постоянной борьбы и согласия его членов.
В четвертых, М. Вебер впервые применил новый социологический метод - концепцию идеального типа - важнейшего инструмента для препарирования социума.
В-пятых, заслуживает внимание концепция государственного устройства ученого, в основе которой социологическая категория господства, также детально и убедительно им разработанная.
Наконец, написанная М. Вебером работа «Протестантская этика и дух капитализма» до сих пор современна, фундаментальна и энциклопедична, а главное она положило начало новой школы в историческом обществознании.
Велико
значение творчества М. Вебера и для
современной социологии. В первую
очередь, его наследие может применяться
в историко-социологических
Список
литературы:
1. Волков
Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко
В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под
ред. Проф. Ю.Г.Волкова. – Изд. 2-е, испр.
и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
2. Вебер
М. Основные социологические
3. http://www.socjournal.ru/
4. http://society.polbu.ru/