Социология М.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, в Германии. В 1882 году окончил классическую гимназию в Берлине и поступил в Гейдельбергский университет. В 1889 защитил диссертацию. Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..1
1. Теория «социального действия»…………………………………………..2
2. Тенденция «рационализации» и феномен бюрократии…………………7
3. Типы господства…………………………………………………………..12
4. Социология религии……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

кр.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

необходимый  момент   социологического   исследования.   Что   же,   однако,

представляет собой «понимание», коль скоро Вебер не отождествляет его с  той трактовкой понимания, какую предлагает психология?

       Психологическое понимание  чужих   душевных  состояний  является,  по

Веберу, лишь подсобным, а не главным средством  для историка и  социолога.  К нему  можно  прибегать  лишь  в  том  случае,  если   действие,   подлежащее объяснению,  не  может  быть  понято  по   его   смыслу.   «При   объяснении иррациональных  моментов  действия  понимающая  психология,   действительно, может оказать, несомненно, важную услугу. Но это, - подчёркивает он, -  ничего не меняет в методологических принципах».

       Каковы же эти методологические  принципы?  «Непосредственно  наиболее понятным по своей смысловой  структуре  является  действие,  ориентированное субъективно  строго  рационально  в  соответствии  со  средствами,   которые считаются  однозначно  адекватными  для  достижения   однозначных   и   ясно осознаваемых целей».

       По мнению  Вебера  социология  должна  ориентироваться  на  действие индивида  или  группы  индивидов.  При  этом  наиболее  «понятным»  является действие осмысленное, т.е. направленное к достижению ясно сознаваемой  самим действующим  индивидом  целей  и  использующее  для  достижения  этих  целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим  индивидом.  Сознание действующего индивида оказывается,  таким  образом,  необходимым  для  того, чтобы  изучаемое  действие  выступало  в  качестве  социальной   реальности. Описанный  тип  действия  Вебер  называет  целерациональным.  Для  понимания целерационального действия, согласно  Веберу,  нет  надобности  прибегать  к психологии.

       Целерациональное действие –  это идеальный  случай.  Всего   же  Вебер

выделяет  четыре  вида  деятельности,  ориентируясь  на  возможное  реальное поведение   людей   в   жизни:   целерациональное,   ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Обратимся к самому  Веберу:  cоциальное  действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1)  целерационально,  то  есть  через   ожидание   определенного   поведения

   предметов внешнего мира и  других людей и при использовании  этого ожидания как «условий» или как «средства»  для рационально   направленных   и    регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2) ценностно  –  рационально,  то  есть  в  сознательную  веру  в   этическую,    эстетическую, религиозную или какую – либо иначе понимаемую  безусловную собственную  ценность  (самоценность)  определенного  поведения,  взятого    просто как таковое и независимо от успеха;

3) аффективно, особенно эмоционально – через  актуальные аффекты и чувства;

4) традиционно,  то есть через привычку

       Строго говоря, лишь первые два  типа действия полностью  относятся   к

социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних  типах общества,  социолог  отмечает,  что  в  них   преобладали   традиционные   и аффективные действия, а в  индустриальном  обществе  –  целе-  и  ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. 
 

2. Тенденция  «рационализации» и феномен бюрократии. 

       Понятие  «рационализация»   являлось   основным   понятием   анализа

современного  капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая  множество взаимосвязанных  процессов,  в  ходе  которых  каждый  аспект  человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

       Согласно Веберу, рационализация  предполагает следующее: 

1) в  области экономической организации -  организацию производства на  основе  бюрократии и калькуляцию прибыли посредством  систематических  бухгалтерских  процедур;

2) в  религии –  развитие  теологии  интеллектуальной  стратой,  исчезновение

магии и замену  роли  религиозных  таинств  личной  ответственностью;

3)  в области  права  –  вытеснение  практики  выработки  законов   на   основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового  мышления на  основании  универсальных  законов;

4)  в   политике  –  уход  в  прошлое традиционных  норм  легитимности   и   замену   харизматического   лидерства партийной машиной;

5) в  области морали –  больший   акцент  на  дисциплине  и воспитании;

6) в  науке  –  снижение  роли  индивидуального  новаторства   при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов  и

при определении  политики в области науки государством; 

7)  в   обществе  в целом   –   распространение   бюрократии, государственного   контроля    и администрирования.

Таким образом,  понятие  рационализации  являлось  частью веберовской концепции капиталистического  общества как «железной клетки», внутри  которой  индивид,  лишённый  религиозного  смысла   и   нравственных ценностей,  во  всё  большей  степени   подчиняется   надзору   со   стороны правительства   и  бюрократической  регуляции.  Подобно  понятию  отчуждения Карла Маркса  рационализация  предполагает  отделение  индивида  от  общины, семьи и церкви и  его  подчинение  правовой,  политической  и  экономической регуляции на производстве, в образовании и в жизни государства.

       Вебер не случайно расположил  четыре описанных  им  типа  социального

действия  в порядке возрастания рациональности;  такой  порядок  является  не просто методологическим приемом, удобным для объяснения: Вебер убежден,  что рационализация социального действия –  это  тенденция  самого  исторического процесса. И хотя этот процесс  протекает  не  без  «помех»  и  «отклонений», европейская история последних столетий и «вовлечение» других,  неевропейских цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом,  свидетельствуют, по Веберу, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одной  из существенных компонент «рационализации» действия является замена  внутренней приверженности привычным нравам  и  обычаям  планомерным  приспособлением  к соображениям  интереса.  Конечно,  этот  процесс  не   исчерпывает   понятия «рационализация» действия, так как последняя может  протекать,  кроме  того, позитивно  –  в  направлении  сознательной  ценностной  рационализации  –  и негативно – не только  за  счет  разрушения  нравов,  но  также  и  за  счет вытеснения аффективного действия и, наконец,  за  счет  вытеснения  также  и ценностно-рационального поведения  в  пользу  чисто  целерационального,  при котором уже не верят в ценности».

       Возрастание роли целерационального  действия с точки зрения структуры

общества  в целом означает, что рационализируется  способ  ведения  хозяйства, рационализируется управление – как в области  экономики,  так  и  в  области политики,   науки,   культуры   –   во   всех   сферах   социальной   жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ, их  чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием  социальной  роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение  принципа рациональности. Наука проникает, прежде всего, в производство,  а затем и в управление,  наконец,  также  и  в  быт  –  в  этом  Вебер  видит  одно   из свидетельств универсальной рационализации современного общества.

       Макс Вебер считал, что «рационализация  представляет собой  результат

соединения  целого ряда  исторических  фактов,  предопределивших  направление развития  Европы  за  последние  300-400  лет».  Он   не   рассматривает констелляцию этих факторов как нечто заранее предопределенное – скорее,  это своего рода историческая случайность, а поэтому рационализация, с его  точки зрения, есть не столько необходимость исторического  развития,  сколько  его судьба. Случилось так, что в определенный временной период и в  определенном районе мира встретились несколько  феноменов,  несших  в  себе  рациональное начало: античная наука (особенно математика),  рациональное  римское  право, рациональный  способ  ведения  хозяйства,  возникший   благодаря   отделению рабочей  силы  от   средств   производства.   Согласно   Веберу,   фактором, позволившим  синтезировать  все  эти   элементы,   оказался   протестантизм, создавший  мировоззренческие  предпосылки  для  осуществления  рационального способа  ведения  хозяйства  (прежде  всего  для   внедрения   в   экономику достижений   науки    и    превращения    последней    в    непосредственную производительную  силу),  поскольку   экономический   успех   был   возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

       В результате в Европе возник  новый, никогда не существовавший прежде

и потому не имеющий аналогий в истории  тип  общества,  который  современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ  в отличие от современного  Вебер  называет  традиционными.  Важнейший  признак традиционных  обществ  –  это  отсутствие  в   них   господства   формально- рационального  начала.  Формальная  рациональность  –   это   прежде   всего калькулируемость,   формально-рациональное   –   это   то,   что   поддается количественному  учету,  что  без   остатка   исчерпывается   количественной характеристикой. «Формальная  рациональность  хозяйства  определяется  мерой технически для него возможного  и  действительно  применяемого  им  расчета.

Напротив, материальная  рациональность  характеризуется  степенью,  в  какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется  путем экономически  ориентированного   социального   действия   с   точки   зрения определенных…  ценностных  постулатов…».  Другими словами,   экономика, которая руководствуется  определенными  критериями,  лежащими  за  пределами того, что можно рационально подсчитать и  что  Вебер  называет  «ценностными постулатами», т.е. экономика, служащая  целям,  не  ею  самой  определенным, характеризуется   как   «материально   определяемая».   Понятие   формальной рациональности – это идеальный тип и в эмпирической реальности она в  чистом виде  встречается  крайне  редко.  Однако  во  многих  своих  работах  Вебер показывает, что движение  в  направлении  формальной  рационализации  –  это движение самого исторического процесса. В прежних типах обществ  преобладала «материальная рациональность», в современном  –  формальная  рациональность, что соответствует преобладанию целерационального  типа  действия  над  всеми

остальными.

       В своем учении о формальной рациональности и об  отличии именно  в

этом  отношении современного типа общества от традиционных обществ  Вебер  не оригинален: то, что он обозначил как формальную рациональность, было в  свое время открыто Марксом и выступало у него в  качестве  понятия  «абстрактного труда». Правда, это понятие играет в структуре марксовой мысли другую  роль, нежели формальная рациональность у Вебера, но влияние  Маркса  на  Вебера  в этом в этом пункте не  подлежит  сомнению.  Этого  влияния,  впрочем,  Вебер никогда не отрицал. Более того, он относил Маркса к тем мыслителям,  которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XX в.

       Учение о формальной рациональности  – это, по  существу,  веберовская

теория  капитализма.  Необходимо  отметить  тесную  связь  между  веберовской метрологией, в частности теорией социального  действия  и  выделением  типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма  –  с  другой.

На самом  деле  Вебер  подчеркивал,  что при создании  идеально-типической конструкции  исследователь  руководствуется,  в  конечном  счете  «интересом эпохи», которая и задает  ему  «направленность   взгляда».  Эпоха  поставила перед Вебером в качестве центрального вопрос о том,  что  такое  современное капиталистическое  общество,  каково  его  происхождение  и  пути  развития, какова судьба индивида в этом обществе и как оно реализовало  или  реализует в будущем те идеалы, которые в XVII  и  XVIII  вв.  были  провозглашены  его идеологами   как   «идеалы   разума».   Характер    вопроса    предопределил методологический  инструментарий  Вебера.  Был   создан   тип   «социального действия», в частности целерационального действия, который  послужил  точкой отсчета для конструирования  других  типов  действия.  Характерно,  что  сам Вебер  считал  наиболее  чистым  эмпирическим   образцом   целерационального действия поведение индивида  в  сфере  экономической.  Не  случайно  примеры целерационального действия Вебер приводит, как правило, из этой  сферы:  это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке,  или  биржевая  игра  и т.д. Соответственно, когда речь  заходит  о  традиционных  обществах,  Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается  преимущественно в сфере хозяйственной.

       Вопрос  о  судьбах  капитализма   обусловил,   таким   образом,   как

Информация о работе Социология М.Вебера