Содержание и организация социальной защиты военнослужащих за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Военно-социальная работа как практика - динамично развивающийся комплекс (в перспективе - система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………...2
2.Социальная работа с военнослужащими………………………….5
2.1.Субъекты и объекты социальной защиты………………………8
2.2.Страхование жизни военнослужащих…………………………..9
3.Зарубежный опыт проведения военных реформ……………….......13
3.1.Социальная практика……………………………………………….16
3.2.Особенность военно-социальной работы в отдельных странах…21
4.Заключение……………………………………………………………35
5.Список использованной литературы………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Чистовая Курсовая ТСР.docx

— 66.55 Кб (Скачать документ)

     Сложные политические события, перерастающие порой в вооруженные конфликты, недальновидные политические решения, способные; поставить перед военнослужащими в течение коротко периода  времени проблему- как быть? Пример этому - события  в Прибалтике, Грузии, Молдове, Армении, Азербайджане и т.п. Факты говорят о том, что военнослужащие и их семьи лишаются иногда самого необходимого для существования.

     В своей практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.

     В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические  гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний  уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым  направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном  плане соответствующие решения. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей  увольняемых военнослужащих, социально-бытовое  обслуживание.  

2.2.Страхование жизни военнослужащих

     Гражданин, выбирающий военную службу, понимает, что при выполнении воинского  долга может потерять здоровье, даже погибнуть, но при этом рассчитывает на своевременную и качественную медицинскую помощь, получение определенной денежной компенсации от государства, необходимой для восстановления здоровья, гарантированную помощь его семье в случае потери кормильца. Верит, что государство не оставит его и семью наедине с бедой, поможет обеспечить достойный уровень существования в любой ситуации. Государство действительно гарантирует военнослужащим и членам их семей соответствующий уровень социальной защиты, непосредственно связанной с их жизнью и здоровьем. Это характерно для любой цивилизованной страны.

     Однако  условия и порядок обязательного  государственного страхования жизни  и здоровья российских военнослужащих существенно отличаются от тех условий  страхования жизни, которыми могут  воспользоваться военнослужащие армий  зарубежных государств, в частности  США.

     Так, например, российским военнослужащим страховая защита гарантируется  государством за счет федерального бюджета  на случай получения повреждения  здоровья в течение всего периода  военной службы, а в определенных случаях в течение года после  увольнения с военной службы. Военнослужащим не надо беспокоиться ни о заключении договора страхования, ни об уплате страховых  взносов. Так, федеральным бюджетом на обеспечение обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Министерства обороны  выделяются средства. Американские же военнослужащие сами решают: страховать им свою жизнь или нет. Они заключают  договора страхования со страховыми компаниями самостоятельно и выплачивают  страховые взносы из собственных  средств. Величина страховых взносов  зависит от суммы общего страхового покрытия и программы страхования  жизни, которую они выбирают. В  настоящее время действует четыре Программы страхования, которыми могут  воспользоваться американские военнослужащие и ветераны. Российские военнослужащие получают страховую защиту за повреждение здоровья вне зависимости от связи полученного повреждения здоровья с факторами военной службы, с исполнением обязанностей военной службы. Для американских же военнослужащих, участвующих в программе SGLI, страховыми случаями признаются события, вызванные военной причиной (war cause), т.е. исполнением обязанностей военной службы.

     Российским  военнослужащим страховая защита гарантируется  государством полностью, американским - частично. В случае гибели американского  военнослужащего при исполнении служебных обязанностей члены его  семьи получают полную страховую  сумму вне зависимости от количества страховых взносов, которые военнослужащий успел выплатить до смерти. В этом случае полную сумму оставшихся страховых  взносов доплачивает правительство  США. Кроме того, любые последствия  заболевания военнослужащего, не связанного с военной службой, не являются страховыми случаями, и по ним выплаты страховых  сумм не производятся.

     Опыт  социальной защиты военнослужащих зарубежных стран свидетельствует о возможности  совершенствования обязательного  государственного страхования в  перспективе, поскольку актуальность реализации данного вида страхования  в профессиональной армии только возрастет.

     Когда речь идет о наиболее актуальных проблемах  совершенствования института страховой  защиты российских военнослужащих с  учетом зарубежного опыта, это не означает создание полного аналога  какой-то из американских программ страхования.

     Возможен  пересмотр нормы, определяющей период страхования. Это норма, гарантирующая  страховую защиту только в течение  одного года после увольнения военнослужащего  с военной службы. Почему не должны быть защищены соответствующим образом  члены семьи бывшего военнослужащего, который умирает от заболевания, вызванного факторами военного труда, не в течение года, а спустя 2 - 3 года после увольнения из армии? При решении этого вопроса проблема, вероятно, перейдет в медицинскую область и будет касаться возможности установления причинной связи заболевания, от которого гражданин умирает через несколько лет после увольнения, с его военной службой.

     Единовременное  пособие, так же как и страховая  защита, выполняет функцию компенсации  военнослужащим последствий изменения  их материального и социального  статуса вследствие получения повреждения  здоровья при исполнении обязанностей военной службы.

     Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны. Удовлетворение тех из них, которые обеспечивают минимально достаточные условия жизни, относится к социальной защите.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарубежный  опыт проведения военных  реформ

     Социальная  роль и значимость армии проявляется  в каждой стране по разному. В странах, где комплектование вооруженных сил осуществляется на основе закона о всеобщей воинской обязанности, вооруженные силы рассматриваются в качестве национально - интегрирующего института, инструмента формирования "республиканского консенсуса" (Франция).

     Вместе  с тем в ряде стран образ  армии рассматривается как "школа  нации" (типичный пример - довоенная  Германия, современный Израиль). В  случае конфликта между обществом  и армией, вызванном рядом демографических, финансово-экономических, психологических  и иных факторов, государство ищет выход на путях реформ. Эти реформы, в основном, идут по двум направлениям. Первое направление - демократизация военной  службы. Армия приближается к гражданскому обществу, в ней поощряются те же ценности, которые превалируют в  обществе. Происходит "либерализация  армии": военнослужащим предоставляется  свобода высказываний, допускается  создание профессиональных союзов и  организаций военнослужащих (ФРГ, Нидерланды). В рамках концепции "солдат -гражданин в униформе" (ФРГ) обеспечивается сохранение гражданских прав военнослужащих, отсутствует особая военная юстиция, совесть солдата - гражданина декларируется законом, стоящим выше приказа. Защита военнослужащих от несправедливого обращения гарантируется на уровне парламента (где существует специальный уполномоченный военнослужащих). Одним из проявлений демократии является альтернативная служба.

     Второе  направление - профессионализации вооруженных  сил. Это направление получило развитие в Великобритании и США. Здесь  социальная защита военнослужащих (в  частности рядового и сержантского состава вооруженных сил США) обеспечивается посредством института  главных сержантов частей, соединений, командований - вплоть до видов вооруженных сил. Оба государства уделяют большое внимание связям между вооруженными силами и общественностью. Установлены и поддерживаются регулярные контакты со средствами массовой информации и гражданскими организациями на всех уровнях: от министерства обороны до частей. В ряде стран государство, несмотря на существующую систему обязательного призыва, допускает для призывников возможность выбора между действительной и альтернативной гражданской службой.

     В настоящее время за рубежом применяются  оба принципа комплектования вооруженных  сил: принцип добровольности и принцип  всеобщей воинской обязанности. Добровольное комплектование вооруженных сил  осуществляется в четырех странах  НАТО: США, Великобритании, Канаде, Люксембурге, двух нейтральных - Ирландии, Мальте, в 8 из 23 стран региона Ближнего Востока  и Северной Африки, в 14 из 26 стран  Азии и Австралии, а также в 11 из 26 странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Всеобщая воинская обязанность сохраняется во всех странах Восточной Европы, большинстве стран НАТО и нейтральных государствах Европы. Продолжительность службы при этом варьирует от 9 до 24 месяцев (НАТО) и 18-36 месяцев (страны восточной Европы). Необходимо отметить, что в некоторых западноевропейских государствах (Германия, Франция), применяется смешанный принцип. Так в Германии 55% личного состава составляют добровольцы (в ВВС их доля достигает 68%). Тем самым обеспечивается, с одной стороны, высокий профессионализм, а с другой - массовая подготовка граждан для резерва. Таким образом, просматривается тенденция комплектования армий направленная на расширение географии добровольного принципа комплектования, прежде всего в странах, где призыв не является традицией, и на переход к смешанной модели комплектования в странах, где всеобщая воинская обязанность рассматривается в качестве важнейшего общественного института.

     Особый  интерес могут представлять военные  реформы, проводимые в странах Восточной  Европы. Реформы в этих странах  проводятся по следующим направлениям:

     запрет  на партийно-политическую деятельность в армии, превращение ее в политически  нейтральный институт, действующий  только в рамках конституции;

     разработка  национальных военных доктрин как  теоретической основы для проведения военной реформы в соответствующих  странах, а также для обеспечения  автономии в решении вопросов национальной безопасности;

     демократизация  самих вооруженных сил (сокращение срока военной службы, введение института  альтернативной службы, обеспечение  социальной защиты военнослужащих);

     теоретическая дискуссия проводимая в обществе о возможностях и путях изменения принципа комплектования, о формах и организации вооруженных сил, разработка конкретных программ.

     Учитывая  данный опыт, необходимо провести не только социально - политические и экономические  преобразования, но и реформу военной  организации государства. Именно комплексность  реформ гарантирует формирование современной  системы национальной безопасности.

     Результаты  сравнительного анализа функционирования отечественных и зарубежных общественных объединений военнослужащих в системе  их социальной защиты показывает, что  ассоциирование военнослужащих является прочной исторической тенденцией, для  всех стран идущих по пути развития демократии. Несмотря на то, что роль общественных объединений военнослужащих в этих странах неоднозначна, все они способствуют повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, развитию демократических ценностей в Вооруженных силах и как следствие росту престижа военной службы.

     Для информационно-воспитательной работы в иностранных государствах характерны следующие особенности: наличие  в войсках широко разветвленной  структуры информационного аппарата, который работает, как правило, до батальона включительно; высокая  насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе во всех звеньях; высокий профессионализм  специалистов по информации; мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих; интенсивное использование религиозного воздействия на военнослужащих. 

3.1. Общие моменты в практике военно-социальной работы 

в зарубежных государствах

     В настоящее время системы и  механизмы социальной защиты военнослужащих в различных странах мира все  более явственно выступают в  виде особого социально-политического  института, который компенсирует ограничения  и тяготы военной службы системой социально-экономических льгот и  гарантий, закрепленных в соответствующих  нормативно-правовых актах. Во многих развитых странах мира права военнослужащих закреплены в специальных законах. Система социальной работы с военнослужащими  в любой стране является важнейшим  фактором обеспечения высокой боевой готовности войск и, несомненно, помогает военному руководству эффективнее  решать стоящие перед ним задачи.

     Сущностью военно-социальной работы является создание условий, предохраняющих военнослужащих от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с их профессиональной деятельностью, или компенсирующих влияние этих факторов.

    Граждане, поступающие на военную службу, принимают  на себя обязательства выполнять  ее требования, в частности, быть готовым  бороться и умереть за интересы государства. При этом к ним должно быть особое отношение, так как они не по своей  воле оторваны от гражданской жизни  и ее возможностей.

    В этих условиях перед государствами  и военным руководством стран  стоит моральная обязанность  — предоставить личному составу  и членам семей по крайней мере такой же уровень социального обеспечения и бытовых услуг, а лучше — несколько выше, как и обычным гражданам.

    Основой социального обеспечения  личного состава  армий зарубежных государств является военный бюджет, большая часть которого расходуется на содержание личного состава.

    В системе военно-социальной работы многих стран можно выделить несколько основных элементов:

  • прямые регулярные выплаты,
  • специальные и наградные выплаты,
  • компенсационные пособия и доплаты,
  • льготы по линии социального обеспечения,
  • прочие льготы,
  • права на пенсию, денежную компенсацию в случае потери кормильца,
  • трудоустройство военнослужащих и членов их семей.

Информация о работе Содержание и организация социальной защиты военнослужащих за рубежом