Современная система оказания медицинской и социальной помощи детям-инвалидам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:29, дипломная работа

Описание

В современном мире вопрос помощи инвалидам очень актуален. Экологическая ситуация ухудшается с каждым годом и, несмотря на то, что медицина развивается и населению уже не угрожают такие заболевания, как чума или холера, от пневмонии практически никто не умирает, проблем здравоохранения остаётся очень много. На данный момент очень многие болезни ещё не побеждены, это различные формы рака, болезни сердечно-сосудистой системы и другие, из-за которых люди становятся инвалидами. Актуальность этой темы подкрепляется увеличением численности детей инвалидов в России, а соответственно и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Безусловно, подобные изменения в привычной жизни человека доставляют множество физических неудобств существования и моральных проблем, особенно, если с подобным заболеванием столкнулся ребёнок. А так же и множество проблем обрушивается на их родителей и родственников, под ударом находится вся семья.

Работа состоит из  1 файл

1 глава диплома Насти.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

     Комитет по физической культуре и спорту организует деятельность по развитию и пропаганде физической культуры и спорта среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, с нарушением зрения, с умственной отсталостью и нарушениями интеллекта. Мероприятия среди различных категорий инвалидов проводятся в соответствии с Календарным планом международных, всероссийских и общегородских спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге, утверждаемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

     Учреждения  культуры (музеи, библиотеки), подведомственные Комитету по культуре, уделяют значительное внимание организации работы с инвалидами, развивая традиционные и новые специальные программы социокультурных мероприятий, предоставляя дополнительные возможности инвалидам и детям-инвалидам для участия в культурной жизни города, для развития своих интересов и склонностей.

     Комитет по культуре совместно с Комитетом  по труду и социальной защите населения оказывает консультативную, организационную, а также финансовую помощь театру для людей с ограниченными возможностями АНО «Антреприза им. Екатерины Орловой», в котором профессиональные актеры выходят на сцену вместе с инвалидами.

     В дополнение организуемого Региональным отделением Фонда социального страхования санаторно-курортного лечения инвалидов и детей-инвалидов (за счет средств федерального бюджета) в Санкт-Петербурге организуется отдых и оздоровление детей-инвалидов и молодежи с инвалидностью в соответствии со следующими нормативными актами: Закон Санкт-Петербурга от 25.10.2006 №530-86 «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2008 №260 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга 18.03.2009 №261 «О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления для детей и молодежи в Санкт-Петербурге на 2010 год и январь 2011 года».

     В соответствии с данными нормативными актами Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями организует:

     - предоставление бесплатных путевок  в оздоровительные учреждения  для детейинвалидов, а также лиц  их сопровождающих, если такой  ребенок нуждается в постоянном  уходе и помощи;

     - предоставление субсидий (в 2007 году  – субсидий и субвенций) общественным организациям, входящим в Санкт-Петербургский городской реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга, в том числе на организацию оздоровительного отдыха детей-инвалидов, молодых инвалидов, детей с хроническими заболеваниями.

     Ежегодно  утверждается постановлением Правительства Санкт-Петербурга квота предоставления путевок для детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих. Распределение путевок для детей-инвалидов осуществлялось Комиссией по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи при Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, на основании заявлений родителей или законных опекунов и документов, подтверждающих статус ребенка.

     Техническое обеспечение работы комиссии в части, касающейся оздоровительной кампании для детей-инвалидов (сбор заявлений и подтверждающих документов, формирование комплектов документов для заседания Комиссии), осуществлялось Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» на основании заключенного с Комитетом соглашения о сотрудничестве.

     В последние годы в нашей стране принято несколько законопроектов нацеленных на совершенствование системы предоставления социальных услуг. В том числе  программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, она направлена на создание инвалидам необходимых условий для равного участия в жизни общества.

     Согласно  программе, через 5 лет предполагается увеличение доли инвалидов, удовлетворенных качеством оказанных реабилитационных услуг до 80%. Также в ней предусмотрено, что число объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на интересы инвалидов, ежегодно будет увеличиваться как минимум на восемь процентов.

     Количество  внедренных современных методик  и технологий в деятельность медико-социальных учреждений и учреждений, оказывающих  инвалидам услуги по реабилитации, увеличится как минимум на 20, а  число инвалидов, принявших участие  в различных мероприятиях Программы, -  не менее 500 человек ежегодно.

     Первым  этапом Программы определены 2011 и 2012 годы. В течение этого периода  основное внимание будет уделено  разработке соответствующей нормативно-правовой базы. Второй этап программы пройдет  с 2013 по 2015 годы. За этот период планируется формирование архитектурной и градостроительной среды, обеспечивающей инвалидам доступ к физическому окружению, и создание условий для беспрепятственного передвижения инвалидов средствами общественного и индивидуального транспорта.

     Между тем в прошлом году завершилась  реализация  целевой программы  «Социальная поддержка инвалидов», реализация которой проходила с 2007 по 2010 годы. Она способствовала созданию общих условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.  

      

1.3. Анализ зарубежного опыта организации предоставления медицинской и социальной помощи детям-инвалидам

     В развитых странах за рубежом уже  сложились опре-деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям .

     Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями  в общественную жизнь ( в том числе  и интегрированное обучение ) .

     Во-вторых , преймущество воспитания этих детей  в семье .

     В-третьих , направленность на раннюю диагностику  нарушений и их лечение .

     В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии  и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .

     В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении ( РНБО). Она определяется, как «стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели : изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам». Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.

     В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов и  членов их семей; по защите и продвижению  прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности. Он является более эффективным и прогрессивным, чем медицинский, который рассматривает инвалидов просто как больных людей. Социальный подход – комплексный, он позволяет подключать к работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, одновременно несколько специалистов разного профиля - психолога, врача, социального работника и др.  

     В Швеции дети-инвалиды независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.  
     К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться специальными приспособлениями, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть.

     Примерно  такая же картина наблюдается  в школах. Шведы не делят детей  на «обучаемых» и «необучаемых», как это до последнего времени  делали у нас. Только если у ребенка  серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу.

     Отдельная тема - всесторонняя помощь родителям  таких детей. Шведские социальные работники  помогают переоборудовать квартиру, учат, как заниматься с таким ребенком, учитывая его специфику. Семья может  заказать такси для ребенка-колясочника, пригласить сотрудника так называемой службы освобождения, если возникает необходимость оставить ребенка одного - например, на время отпуска.

     В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными  работниками по отношению к детям-инвалидам, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Они тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы, — приемы которые выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они — дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов — воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента — с другой.

     Оказание  со стороны общества социальной помощи ребенку-инвалиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно как «помощь с целью самопомощи». Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.

     Отлаженная  система оказания помощи детям-инвалидам  и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности  и способствует максимально возможной  интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает  принятие  таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей  знаний  в  разработке специальных программ.

     При разработке и реализации программы  раннего вмешательства выполняются  две основные задачи:1) как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и / или с подозрением на сенсорные нарушения;

     2) подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся  детям и их родителям.

     Для решения первой задачи в США и  некоторых странах Западной  Европы традиционно оценку развития ребенка с помощью нормативных шкал проводит детский психолог. При этом, так как услуга дорога ($500-700), проверяется развитие только детей групп серьезного биологического  риска. У этих же детей проводится скрининговая проверка слуха и зрения. На основании профиля развития ребенка подбирается индивидуальная  программа  занятий. В зависимости  от  основных  проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию, или специальный педагог. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка, при необходимости проводят психотерапевтическую работу с родителями.

     В США действует программа «Инклюжен», защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены «Реабилитационным  Актом» и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые  было внесено  несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы ХХ века в  США начался процесс постройки новых зданий и перестройки  старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих  целей  правительством выделялись дополнительные финансовые средства  и в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан  отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой  информации и т.п.  Большую роль в этом сыграли  и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

Информация о работе Современная система оказания медицинской и социальной помощи детям-инвалидам