Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Услуга - полезная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. Оказание услуг, т.е. удовлетворение бытовых потребностей населения называется сервисом (service) - оказание продажных и обслуживание послепродажных услуг покупателям населения, организация бытового обслуживания населения. Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения.
Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров.
В большинстве случаев качество
услуг может быть выражено
только описательно и оценить
его можно после приобретения.
Для обеспечения контроля качества
услуг организации необходимо:
Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.
Помимо перечисленных причин снижения изменчивости услуг разрабатываются специальные стандарты обслуживания - комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации (название организации, ее товарный знак, фирменный логотип и т.п.).
Работа по стандартизации увеличения
эффективности создает
В сфере услуг в большинстве случаев действует относительное право, т. е., с одной стороны, право требований производителя по отношению к потребителю и обязательств потребителей по отношению к производителям, а с другой стороны, действует право требований потребителя к производителю и обязательств производителя по отношению к потребителю. В сфере услуг права собственника на материальные условия производства услуг в определенной степени ограничиваются правами потребителя и здесь существуют, как правило, не договорные отношения, а развиваются деликатные правовые отношения. Они предусматривают, что обязанность возместить причиненный вред потребителю возлагается на производителей услуг или на собственника имущества, которое при недостаточной заботе о нем может причинить ущерб. Так, например, в законодательстве многих стран и в международных конвенциях устанавливается обязанность транспортных организаций обеспечить страхование пассажиров, возмещать причиненный ущерб.
В сфере услуг широкое
Объектом интеллектуальной собственности является не вещественная форма, а содержание. Но общее, что ее объединяет с собственностью—это абсолютный характер права как исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Поскольку сервисная деятельность включает многие виды творческой интеллектуальной деятельности, то результаты его охраняются различными правовыми институтами, начиная от авторского права не только на литературные, художественные произведения, произведения изобразительного искусства, но и на исполнительную деятельность, хореографию, кончая собственностью на товарный знак и знак обслуживания. Охрана интеллектуальной собственности — это одна из характерных черт современного развития сервисной деятельности.
Одной из основных тенденций современного развития стало феноменальное расширение сферы услуг. В ведущих экономических державах мира в сфере услуг занято больше служащих, чем во всех остальных отраслях вместе взятых. Удельный вес отраслей услуг в этих странах достигает 70-80% ВВП. Сфера услуг – наиболее быстро развивающийся сектор международных коммуникаций.
В России предприятия потребительского
рынка производят 20-23% ВВП по сравнению
с 12-15% топливно-энергетического
Важной составной частью и определяющим ориентиром развития сферы услуг является сфера сервиса. В отличие от массового обслуживания населения с использованием серийных продуктов сфера сервиса сосредоточена на индивидуальном обслуживании конкретного клиента.
К современным тенденциям мирового развития сферы сервиса можно отнести: информационное обслуживание; консультирование по управленческим, техническим, финансовым вопросам, ведению домашнего хозяйства, психологическим проблемам; оформление интерьеров, перепланировка жилищ, создание тематических центров культуры и обслуживания; использование достижений робототехники и космических технологий, маркетинга, инжиниринга, франчайзинга; увеличение масштаба индустрии туризма.
Актуальным для дальнейшего развития сервисной деятельности становится ее научный анализ, разработка научно-обоснованных сервисных концепций и стратегий. Наука о сервисе находится в стадии формирования, структурирования, выделения специфики предмета и методов исследования.
Сервис является заключительной стадией цепочки создания ценности, обеспечивающей потребности человека. Послепродажное обслуживание заменяет собой потребность в новой покупке продукции. Поэтому сервисная стратегия взаимодействия с производством продуктов потребления уже на стадии проектирования производства диктует необходимость планирования материального обеспечения сервисных технологий.
Этот подход можно распространить и на сервисную стратегию обращения с природными ресурсами. Заключительной стадией сервисной деятельности является утилизация отходов. В природе происходят процессы как концентрирования, так и рассеивания вещества. Отходы жизнедеятельности должны органично входить в природные и техногенные круговороты веществ. Международное разделение труда на производственную и сервисную деятельность оставляет за последней ответственность за снижение уровня воздействия на природу.
Ключевой проблемой остается обоснование
сервисных стратегий
Спецификой сервисных
Таким образом, в сервисных технологиях
гуманитарная и естественно-научная составляющая
должна быть гармонично связаны между
собой, а сама наука о сервисе должна быть
междисциплинарной.
Специфика сервисной деятельности обусловила тот факт, что отдельные научные направления (экономика, философия, технологии сервиса) развиты к настоящему времени в большей степени, чем методологические основы науки о сервисе.
В связи с этим, на повестке дня стоит вопрос о научном обосновании понятийного аппарата, создании научных классификаций, расширении используемых методов исследования, координации деятельности ученых. Актуальным становиться создание международной академии сервиса.
К числу первоочередных задач науки
о сервисе можно отнести