Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Услуга - полезная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. Оказание услуг, т.е. удовлетворение бытовых потребностей населения называется сервисом (service) - оказание продажных и обслуживание послепродажных услуг покупателям населения, организация бытового обслуживания населения. Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения.
Превращение услуг производственного характера, ранее выполняемых силами самого производства, в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг нельзя упрощенно представлять как замещение материального производства сферой услуг. На самом деле речь идет не об альтернативности двух сфер народного хозяйства, а о взаимной дополняемости их. Дополняемость усиливается до такой степени, что границы между производственной сферой и сферой услуг становятся подвижными, происходит взаимное проникновение одной сферы в другую. С появлением информационных услуг стираются границы между двумя сферами. Это выражается в повышении уровня технической оснащенности услуг, в их компьютеризации. С другой стороны, возрастает роль услуг в неценовой конкуренции промышленных товаров. Наличие большой сети самостоятельных сервисных служб деловых услуг благоприятствует развитию малых и средних предприятий. Так, развитие малого бизнеса в США стало возможным в результате создания широкой сети фирм деловых услуг. Малым предприятиям невыгодно держать в штате специалистов деловых услуг. Им эффективнее нанимать временных работников по мере необходимости или привлекать работников на условиях работы неполного рабочего дня на контрактно- договорной основе.
За 20-летний период в США с середины 70-х годов до середины 90-х годов число фирм деловых услуг и численность занятых в них возросла более чем в 2,5 раза. Согласно данным опросов, услугами специализированных фирм пользуются 44% малых предприятий, рекламных агентств и бухгалтерских фирм —45, консультативных и маркетинговых фирм—42%.
Интенсивность и производительность труда временных работников и специалистов оказывается на 30—40 процентов выше, чем у лиц с постоянным штатом. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10 — 20 процентов. Доступ к специализированным деловым услугам позволяет малому бизнесу успешно конкурировать с крупным.
Процесс отпочковывания услуг отражает процесс углубления общественного разделения труда и представляет собой один из факторов повышения общественной производительности труда. Он является процессом институционального преобразования 'невидимых услуг в "видимые". Следовательно, чем выше уровень специализации промышленного производства, тем больше будет объем видимых услуг. Однако для объективной сравнительной оценки совокупного объема услуг стран с разным уровнем специализации промышленного производства необходимо учитывать и сопоставлять объем видимых и невидимых услуг. Так, из-за несовершенства статистического учета невидимых услуг объем сферы видимых услуг в США, где промышленное производство отличаются высоким уровнем специализации, по сравнению с ФРГ, где промышленное производство носит более комбинированный характер, был выше, но современная статистика не дает полного представления об объеме всех услуг. Более того, существуют предпосылки искусственного завышения объема видимых услуг в условиях сильной инфляции, поскольку цены на услуги, как правило, растут быстрее, чем на товары, и существуют немалые трудности точного определения создания добавленной стоимости в сфере услуг.
С развитием новых форм конкуренции на товарном рынке, когда усиливается роль "невидимых" услуг, сервисной деятельности, осуществляемой индустриальными фирмами, как фактора неценной конкуренции, может произойти перегруппировка от видимых услуг к невидимым при сохранении общего объема услуг. Однако статистика, учитывающая только видимую часть айсберга услуг, покажет сокращение темпа расширения сферы услуг или стабилизацию.
ÊВ-девятых, с ростом масштабов и сложности производства, с усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, также с возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.
Преобладание сферы услуг над
другими секторами
С одной стороны, расширение сферы услуг характеризует прогрессивные сдвиги в национальном хозяйстве и не означает деиндустриализацию страны, а предполагает, что развитие сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе.
С другой стороны, расширение сферы услуг в условиях общественных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса) может происходить на фоне широкомасштабного сворачивания индустрии, и при этом экономика приобретает черты колониальной экономики. Такая ситуация сложилась в России в 1992 — 1995 гг. в результате проведенного шокового варианта экономической реформы. Переход сферы услуг российского общества 50-ти процентного рубежа занятости не свидетельствует о прогрессивности структурных сдвигов в экономике, поскольку это было достигнуто в результате сокращения падения промышленного производства за 3 года наполовину.
Следовательно, соотношение сферы
услуг и индустриального