Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание

Теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона, является связующим звеном с системой социальных ролей по Т. Парсонсу. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих определенный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевые и статусные наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

Содержание

Введение
Глава I. Ранние теории личности в социологии
Понятие «личности, роли и статуса»
Ролевая и статусная теория личности
Типология статусов и ролей Т. Парсонс
Глава II. Современные теории личности
Диспозиционная структура личности В.А. Ядов
Интеракционисты теории личности
Теория социального действия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая катаев.docx

— 84.16 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И  СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История социологии»

на тему: «Статусно –  ролевые концепции личности в  социологии xx века   »

Выполнила: студентка 3 курса группы соц-10  Воропаева Юлия Викторовна

Научный руководитель: Катаев  Дмитрий Валентинович, к. соц.н., доц                  Липецк 2012 г.

 

Содержание

Введение

Глава I. Ранние теории личности в социологии

  1. Понятие  «личности, роли и статуса»
  2. Ролевая и статусная теория личности
  3. Типология статусов и ролей Т. Парсонс

Глава II. Современные теории личности

  1. Диспозиционная структура личности В.А. Ядов
  2. Интеракционисты теории личности
  3. Теория социального действия

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Курсовая работа на тему « Статусно- ролевые концепции  личности».

Ежедневно мы общаемся с  различными людьми и взаимодействуем  с социальными группами. Каждый кто, включается в систему социальных взаимодействий, выполняет определенные социальные функции. Выполняя эти функции, в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные обязанности, правила, привилегия. Человек занимает определенную социальную позицию – эта позиция называется социальным статусом.

Актуальность данной темы заключается в том, что множественность  социальных ролей исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий – это реальность современного динамичного общества. Для выявления  типичных проблем нужно рассмотреть  статусно- ролевую концепцию личности.

Наиболее полно статусно-ролевая  структура личности описана в  ролевой теории Ч. Кули, Дж. Мид и функционализме Т. Парсонс, Р. Мертон.

Ролевая теория личности это  результат синтеза социологии и других социальных наук.  Теоретические предпосылки этой теории были заложены Ч. Кули.  Основные положения теории были сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.

В теории Дж. Мида главное  место  занимает  активность личности, ее способности к восприятию другого. Он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие основывается на всеобщих ценностях и стандартах поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.

Если Дж. Мид уделяет главное внимание уделяет освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон занимается описанием , прежде всего, социокультурной природой ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус - это структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса».  Роль приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон рассматривают социальное действие как систему, которая включает  множество актеров,  имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли. Так образуется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.

Базовой чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является главной составляющей процессов дифференциации, которые ведут к становлению современного общества.

Система социальных ролей, по Т. Парсонсу, характеризуется такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).

 Теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона, является связующим звеном с системой социальных ролей по Т. Парсонсу. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих определенный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевые и статусные наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

Для предотвращения ролевых конфликтов необходимо объединение статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов происходит благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.

Цель:

Задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Ранние теории личности в социологии

    1. Понятие  «личности, роли и статуса»

Социология личности как  специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. В данной  теории, как нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макроусловий, мезоусловий и микроусловий на процесс его функционирования.

 Изучая социальное  поведение личности, социологи сталкиваются с рядом сложных теоретических проблем, которые требуют незамедлительного решения, без которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. 

Понятие личности можно определить совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему' социально  значимых черт, определяющих биосоциальную  природу человека и характеризующих  индивида как члена той или  иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному  и от социальной структуры к межличностным  отношениям и индивидуальному поведению.

Личность изучается разными науками. Историей, правом, этикой, психологией, философией, биологией, они исследуют разные аспекты развития личности в природной и социальной среде. В социологии проблема личности занимает одно из центральных мест. Личность – центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии1.

 Личностью не рождаются,  личностью становятся в процессе своей жизнедеятельности. Являясь биологическим организмом, она обладает социальными качествами.

Формирование социальных черт у человека начинается с момента  рождения и вступления его в общение  с другими людьми.

Социология рассматривает  человека не как биологический организм, а как социальное явление –  социальную сущность.

«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого  вида, определенную часть человеческого  сообщества2.

Вместе с тем, каждый индивид  обладает своими собственными индивидуальными чертами, тем самым  пытаясь, выделится из человеческого сообщества. Таким образом, индивидуальность – это некая совокупность социальных и природных качеств, которые отличают конкретного человека от других людей. Вместе с этим качеством в понятие «индивидуальность» включаются также такие свойства личности человека как целостность и значимость. К настоящему времени единого определения личности нет, также как нет однозначного определения культуры, которое удовлетворяло бы все науки, изучающие ее. При определении понятия личности главное внимание заостряется на разграничении биологической и социальной составляющих этой категории.

Социология изучает личность с точки зрения ее включенности в  общество, в общественные отношения  и формирования у человека особенных  личностных качеств под влиянием социальной среды. В то же время, биологические  особенности личности человека отражаются в ее поведении и социологией  не отвергаются3.

Следовательно, личность –  продукт социальной жизни, который  активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. Процесс формирования сознания осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.

  Каждый человек в  социальной  системе  занимает несколько  позиций, которые предполагают определённые права и обязанности, называется  статусом. Человек может  иметь  несколько статусов, но только один  определяет  его  положение  в  обществе, главный  или интегральный. Часто бывает  так, что  главный  статус  обусловлен  его  должностью (например, директор, профессор). Социальный  статус  отражается  как во  внешнем поведении  и облике, так и  во  внутренней позиции.

      Социологи  отличают  предписанные и  приобретённые  статусы. Предписанный – значит, навязанный  обществом вне зависимости от  усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим  происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус  определяется усилиями самого  человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной  статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и  относительно  устойчивые  характеристики  человека (мужчины  и  женщин, детство, юность). Профессионально - должностной - это  базисный  статус  личности, для взрослого человека, чаще  всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное  положение (банкир, инженер, адвокат)4.

        Социальный  статус  обозначает  конкретное  место, которое занимает  индивид в данной социальной  системе. Совокупность  требований, предъявляемых  индивиду  обществом, образует  содержание  социальной  роли. Социальная  роль - это совокупность  действий, которые  должен  выполнить  человек, занимающий  данный  статус  в  социальной  системе.  

Роль - это тип поведения личности, который обусловлен её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

 

Социальную  роль   рассматривают  в  2-х аспектах:

-ролевого  ожидания

-ролевого  исполнения.

      Между собой  они  никогда  не совпадают. Но  каждый  из них играет главную роль в поведении  личности. Роли каждого человека определяются,  прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания  ассоциируются  со статусом, который  имеет данная  личность.

Из выше изложенного можно  сделать вывод, что личность людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Социальный статус — это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Любая  роль  не  является  чистой  моделью  поведения. Главным  связующим  звеном  между  ролевыми  ожиданиями  и  ролевым   поведением  служит  характер  индивида.  Поведение  конкретного человека  не  укладывается  в  чистую  схему.

 

1.2 Ролевая  и статусная теория  личности

Ролевая теория личности

 Специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Контом и В.А. Яловым. Деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Внимательно изучаются, описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто  ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ".

Каждая роль требует от актера определенного поведения, так как это поведение соответствует или не соответствует ожидаемому.

Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

Т. Шибутани различает два типа ролей - конвенциальные и межличностные:

Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с  другом.

Конфликты и противоречия между людьми это результат непонимания ролей друг друга. Чтобы их преодолеть необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.

Информация о работе Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века