Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание

Теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона, является связующим звеном с системой социальных ролей по Т. Парсонсу. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих определенный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевые и статусные наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

Содержание

Введение
Глава I. Ранние теории личности в социологии
Понятие «личности, роли и статуса»
Ролевая и статусная теория личности
Типология статусов и ролей Т. Парсонс
Глава II. Современные теории личности
Диспозиционная структура личности В.А. Ядов
Интеракционисты теории личности
Теория социального действия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая катаев.docx

— 84.16 Кб (Скачать документ)

Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования  индивида совместно с другими  индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой  реальных социальных взаимодействий в  жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится  к поведению других людей»26. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятия  «государство», «сообщество», «семья»  т.д., нельзя забывать, что эти институты  не являются реально субъектами социального  действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., — пишет он, — в социологическом  понимании означают... категории  определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается  в том, чтобы свести их к «понятному»  поведению... участвующих в этой деятельности отдельных людей»27.

«Понимание» никогда не может  быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях  непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремится понять социальную жизнь ее участников, когда  они отдалены, причем не только в  пространстве, но и во времени: он анализирует  мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений.

Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к  тем или иным ценностям. Комплексный  и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая  согласованность при относительности  понимания индивидами друг друга? Каким  образом социология как наука  способна «понять» степень приблизительности  в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием  средствами информации или же находясь под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида?28

Чтобы ответить на эти вопросы  и разрешить поставленные проблемы, Вебер прибегает к конструированию  идеально-типической модели действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводится понятие «целерациональное  действие». В нем оба вышеназванных  момента совпадают: понять смысл  действия —значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек  далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие — это  идеальный случай.

Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь, на возможное реальное поведение  людей в жизни:

  • целерациональное,
  • ценностно-рациональное,
  • аффектное,
  • традиционное.

Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно всякому  действию, может быть определено:

  1. целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);
  2. ценностно-рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;
  3. аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства;
  4. традиционно, то есть через привычку»29.

Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся  к социальным, ибо имеют дело с  осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в  индустриальном обществе — целе- и  ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.

Общая теория социального  действия Т.Парсонса

Веберовская концепция социального  действия свое дальнейшее развитие подучила в трудах американского исследователя  Т.Парсонса (1902-1979), главными из которых  являются: «Структура социального действия», «Социальная система» и «К общей  теории действия».

Уже из названия работ следует, что Т.Парсонс попытался рассмотреть  структуру общества как некую  иерархию систем действия, взаимодействующих  друг с другом. При этом, ему присущ предельно широкий теоретический  подход к анализируемой проблеме, в котором тесно переплетаются  личностное и общественное, индивидуалистское  и холистское, биологическое и  социе-тарное, рациональное и иррациональное, системное и кибернетическое  истолкование социального объекта, воплощенное в достаточно абстрактном  понятии «общая система действия», ибо анализируются не конкретные поступки и действия людей, а некая  их обобщенная схема, или модель, представляющая собой теоретический конструкт, который затем накладывается  на реальные взаимоотношения людей  и структуру общества. Рассмотрим эту модель более подробно.

Общая модель социального  действия Т.Парсонса определяется понятием «единичный акт».

Элементами социального  действия являются: 1) действующее лицо (актор); 2) ситуационное окружение или факторы внешней среды, испытывающие на себе влияние фактора и оказывающие обратное воздействие на него; 3) существуют четыре основные фактора «единичного акта», представляющие собой самостоятельные системы действия – это: биологический (или физический), культурный, личностный и социальный; 4) каждая система действия распадается на четыре подсистемы; 5) каждая система действия, являясь открытой, должна удовлетворять четырем функционально необходимым условиям (пререквизитам): адаптации, целеполаганию, интеграции и латентности, или поддержанию образца; 6) высшую роль в становлении систем и подсистем действия играют процессы социализации и институционализации; 7) функциональные отношения между системами и подсистемами действия определяются посредством обмена символической информацией, что обеспечивает автономность подсистем и их интеграцию в целостную систему; 8) социальное значение систем и подсистемы действия определяется их энергетическим и информационным потенциалом; 9) информационный потенциал системы определяет ее контрольную функцию: чем выше этот потенциал, тем сильнее проявляется данная функция; 10) энергетический и информационный потенциалы находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга.

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

  • субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными  предпосылками и операциями, без  и помимо которых она действовать  не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функциязаключается в цeлeдocтижeнии. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметрдействующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального  действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию.

Суть этой функции заключается  в обеспечении определенного  запаса мотиваций — накопителя и  источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция  направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям  системы, а также на ориентированность  акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной.

Мотив  — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия  и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур,мировоззрении, политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

 

Таким образом, действие, по Т.Парсонсу, имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимые, но взаимодействующие  системы действия (биологическая, культурная, личностная и социальная). Взаимодействие осуществляется на физической, энергетической и информационной основе. Системы  более высокого информационного  уровня играют преобладающую роль в  контроле над доведением других систем. Каждая из выделенных систем имеет  свои подсистемы действия. Все они  являются носителями четырех основных функций и дополняются осями  координат, которые определяют рамки  выбора действующего лица.

Разобрав подобным образом  структуру деятельности, Т.Парсонс  попытался воссоздать на ее основе структуру общества и пути ее изменения. Его идеи легли в основу широко распространенного на Западе структурно-функционального  анализа общества, который критиковался за формальный подход, но, тем не менее, содержал ряд продуктивных идей, которые  послужили исходными пунктами многих других социологических концепций.

 

 

1 Сорокин П.А. Структура социологии. – М., 1972. 

2 .   А.И. Кравченко. Социология: М., 1999 г.   

3  Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

4 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. №2.

5 Сорокин П.А. Структура социологии. – М., 1972. 

Информация о работе Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века