Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание

Теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона, является связующим звеном с системой социальных ролей по Т. Парсонсу. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих определенный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевые и статусные наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

Содержание

Введение
Глава I. Ранние теории личности в социологии
Понятие «личности, роли и статуса»
Ролевая и статусная теория личности
Типология статусов и ролей Т. Парсонс
Глава II. Современные теории личности
Диспозиционная структура личности В.А. Ядов
Интеракционисты теории личности
Теория социального действия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая катаев.docx

— 84.16 Кб (Скачать документ)

Основой концепции  В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций личности, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующим образом.

В основу механизма  образования диспозиций в теории В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок. Таким образом, диспозиции возникают при " встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.

Иерархия потребностей.

В концепции В.А.Ядова  выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь  последовательное расширение границ активности личности.

Первая сфера, где  реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.

Вторая сфера - контактная ( малая) группа, в рамках которой  действует индивид.

Третья сфера - более  широкая сфера деятельности, связанная  с определенной сферой труда, досуга, быта.

Четвертая сфера - сфера  деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в  которую индивид включается через  освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Ситуации структурированы  по длительности времени существования  данных условий деятельности. Т.е. ситуацию деятельности можно рассматривать  как быстро изменяющуюся или же устойчивую. 
Первый уровень - быстро изменяющиеся предметные ситуации; 
Второй уровень - ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей 
длительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущие.

Третий уровень - устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных  социальных сферах ( труда , досуга, семейной жизни человека); 
Четвертый уровень - наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного  уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций: 
Первый уровень диспозиций - установка (элементарные фиксированные установки по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности ( переживания " за" или " против") и не осознаются субъектом.

Второй уровень  диспозиций - социальные фиксированные  установки или аттитюды - более  сложные диспозиции, которые формируются  на основе потребности человека в  общении, осуществляемом в малой ( контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов ( или их свойств) и отдельных  социальных ситуаций ( или их свойств).

Третий уровень  диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов  личности относительно конкретной сферы  социальной активности). Данные установки  имеют трехкомпонентную структуру (как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).

Четвертый уровень  диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности  человека, а также на средства их достижения.

Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и  детерминирована общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает  как регулятивная система по отношению  к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы - психическая  регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или  более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней  поведения. При этом каждый из уровней  диспозиций " ответственен" за регуляцию  определенного уровня поведения.

Первый уровень - "поведенческий акт" - означает регуляцию непосредственных реакций  субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов  диктуется необходимостью установить адекватное соответствие (равновесие) между специфическими и быстро сменяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.

Второй уровень  регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую "единицу" поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.

Третий уровень  регулирует уже некоторые системы  поступков, образующие поведение в  различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно  более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. " Целеполагание" на этом высшем уровне представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни".

Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом, в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой " фоновые уровни" (в терминологии Н.А.Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации.

В целом диспозиционная регуляция социальной деятельности личности может быть описана следующей формулой

"ситуации" (= условия  деятельности) --> "диспозиции" --> "поведение"(= деятельность) 13

С помощью модели диспозиционной регуляции социального  поведения личности может быть объяснен и ранее упоминавшийся эксперимент  Лапьера. В нем различные ситуации (непосредственный прием гостей и написание ответа на письмо) могли актуализировать диспозиции разного уровня, тем самым определяя "разное" поведение хозяев гостиниц. Так в случае письменного ответа на обращение Лапьера с просьбой принять его и китайцев еще раз, могли актуализироваться ценностные ориентации, сформировавшиеся под влиянием существующих в то время в США этнических предрассудков к выходцам из Азии. Действуя в соответствии с этими ценностными ориентациями, хозяева гостиниц отказали в приеме китайцев. В то же время в ситуации непосредственного приема и поселения в гостиницу могли быть задействованы аттитюды на соблюдение принятых правил обслуживания клиента. Таким образом, в разных по уровню ситуациях актуализировались разные диспозиции. Этим же может быть объяснено множество фактов, где в определенных ситуациях аттитюд " не в силах" управлять поведением человека, поскольку актуализируется диспозиция совсем другого уровня. Социальная же установка может выступать лишь средством, обеспечивающим некоторые отдельные, периферийные моменты целостного поведения человека.

И так, в "диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности" В.А. Ядова рассматривается иерархическая система диспозиционных образований - готовностей личности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей. Таким образом, помимо аттитюдов, в регуляцию поведения и деятельности личности здесь включены и другие диспозиционные образования (первичные установки, базовые социальные установки и ценностные ориентации), действующие на разных уровнях ситуации (или в разных условиях деятельности).

Одним из несомненных  достоинств концепции В.А. Ядова является то, что поведение и деятельность осуществляются личностью не только в непосредственной предметной ситуации, но и в условиях широкой системы социальных связей и отношений. Кроме того, сама социальная ситуация, в которой разворачивается поведение человека, рассматривается как внутренняя образующая диспозиции и как стимул для ее актуализации. Таким образом, ситуация перестает быть (как в зарубежных теориях) внешним фактором, противопоставленным аттитюду в оказании влияния на поведение человека. В данном случае связь между ситуацией и поведением устанавливается именно через систему диспозиций.

 

2.2Интеракционисты теории личности

Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули

Рассмотрим концепция зеркального "Я", имеющая очень большое значение для концепции личности.

Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид  первичен по отношению к обществу.14 Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние.

        Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано  "Я - каким – меня – видят - другие"  и  "Я – каким – я – сам – себя - вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.  В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его  Я - концепцию.

Каждый человек, по предположению  Ч. Кули, строит свое Я, основываясь  на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия "Я" через самого себя, мы также воспринимаем свое "Я" как бы видя его отражение  в других.15

Подобно тому, как, видя свое лицо, фигуру и одежду в  зеркале, мы проявляем к ним интерес, потому что они наши, и бываем довольны или не довольны ими в зависимости от того, отвечают ли они тому, какими мы хотим их видеть, или нет, так и в воображении мы рисуем себе, что другие думают о нашей внешности, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т. д., и это оказывает на нас самое разнообразное влияние.

Такого рода идея я, по-видимому, включает три основных элемента: представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека; представление о том, как он судит об этом нашем образе, и некое чувство я, вроде гордости или стыда. Сравнение с зеркалом не позволяет выявить второй элемент — воображаемое суждение, — который весьма существен. В нас рождает гордость или стыд не просто наше механическое отражение, а приписываемое кому-то мнение, воображаемое воздействие этого отражения на другое сознание. Это явствует из того факта, что для нашего чувства я большое значение имеют характер и авторитет того человека, в чьем сознании мы себя видим.16 Мы стыдимся показаться лживыми в глазах человека прямого и честного, трусливыми в глазах смелого, вульгарными в глазах утонченного и т. д. Мы всегда представляем себе суждения других и, представляя, разделяем их: перед кем-то одним человек будет хвастаться своим поступком, скажем, ловкой торговой сделкой, а перед кем-то другим ему будет стыдно в нем сознаться.

Огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения  с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или  некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале  дает образ физического Я, так  восприятие реакции других людей  на мое поведение или внешность  дает образ социального Я. При  этом существует возможность неправильного  истолкования мнений, или искаженного  зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые  на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в  то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.17

Очевидно, что  представлениям, связанным с чувством я и составляющим его интеллектуальное содержание, нельзя дать какое-либо простое описание, указав, к примеру, что тело играет в нем такую-то роль, друзья — такую-то, намерения — такую-то и т. д.; эти представления бесконечно варьируют в зависимости от темперамента человека и его окружения.18 В развитии я, как и всех других сторон личности, сказываются глубинная наследственность и действие социальных факторов, и его нельзя понять или предсказать иначе как в связи с общим контекстом жизни. Будучи особенным, оно ни в коей мере не является обособленным — особенность и обособленность не только различны, но и противоположны, ибо первое предполагает связь с целым. То, на какие предметы направлено чувство я, зависит от общего хода истории, от конкретного развития народов, классов, профессий и других факторов такого же рода.

Информация о работе Статусно – ролевые концепции личности в социологии ХХ века