Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа
Цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.
- охарактеризовать элементы системы социологического знания.
Введение
Социологическое знание
Предмет и объект социологии
Методы социологии
Понятие социального
Социологическое исследование и его вид
Заключение
Список литературы
План
Введение
Социологическое знание
Заключение
Список литературы
Введение
Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М., 2005. - С.43.. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
Социология сегодня - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру - это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Исходя из этого, цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни
- оценить роль
- проанализировать специальные
теории социологического
- рассмотреть конкретные социологические теории.
- охарактеризовать элементы
системы социологического
При написании работы была изучена монографическая, учебная и периодическая литература следующих авторов: Ю.Г. Волкова, Э. Дюркгейма, В.И. Кондаурова, Д.Тернера и др.
1. Содержание и сущность системы социального знания
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: "что и как изучается?". Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. М.: Прометей, Юрайт, 2006. - С. 48..
Прикладная социология ставит
задачу поиска средства для достижения
определенных практических целей, путей
и способов использования познанных
теоретической социологией
Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии.
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей Тернер, Д. Структура социологической теории. М., 1985. - С. 72.:
1) между обществом и
данной сферой общественной
2) внутренние взаимосвязи
и взаимозависимости, присущие
данной сфере общественной
В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
2. Подходы к определению
структуры социологического
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает
обязательность наличия трех основных
взаимосвязанных компонентов
1) эмпирии, т. е. комплекса
социологических исследований, ориентированных
на сбор и анализ реальных
фактов социальной жизни с
использованием специальной
2) теории - совокупности суждений,
взглядов, моделей, гипотез, объясняющих
процессы развития социальной
системы в целом и ее
3) методологии - системы
принципов, лежащих в основе
накопления, построения и применения
социологического знания. Второй
подход - целевой. Фундаментальная
социология (базовая, академическая)
ориентирована на прирост
Третий подход - масштабный - делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).
В социологии выделяются также
содержательно-структурные
2.1 Общесоциологическая теория
Основные проблемы современной
социологии выживание человечества
и обновление цивилизации, поднятие
её на более высокую ступень
Социология наука
Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.
а) Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория.
б) Второй или средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.
в) Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.
Первый социологический
уровень представляет собой общесоциологическую
теорию, которая охватывает наиболее
общие законы и закономерности функционирования
и развития таких социальных общностей,
как общество в целом, человек. В
таком контексте социология может
рассматриваться как теоретико-
Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.
К основным из них относят следующие. Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).
Формационный подход, предлагающий
единый путь развития для всех народов
через смену общественно-
Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.
Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей общественного развития, «работающих» в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена многогранная палитра процессов и явлений, протекающих в любом обществе, что позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе.
Определенный уровень знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составить адекватное и целостное представление о социальных явлениях, процессах и тенденциях, происходящих в окружающем мире, определить свое место и личную позицию в нем.
Итак, изучив данную проблему,
можно отметить, что фундаментальный,
общесоциологический уровень
* осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;
* гносеологические проблемы социологии;
* проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;
* проблемы построения
математических моделей
Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.
Задача теории этого уровня
- раскрытие универсальных
На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.
Информация о работе Структура и уровни социологического знания