Структура и уровни социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.
- охарактеризовать элементы системы социологического знания.

Содержание

Введение
Социологическое знание
Предмет и объект социологии
Методы социологии
Понятие социального
Социологическое исследование и его вид
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 109.57 Кб (Скачать документ)

План

Введение

Социологическое знание

  1. Предмет и объект социологии
  2. Методы социологии
  3. Понятие социального
  4. Социологическое исследование и его вид

Заключение

Список литературы

Введение

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский  социолог Э. Дюркгейм называл предметом  социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М., 2005. - С.43.. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

Социология сегодня - это  наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через  ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела  статус самостоятельной науки. Поэтому  общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру - это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические  теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все  три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая  теория и специальные (частные) социологические  теории составляют теоретический уровень  социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические  теории играют роль переходных звеньев  от общей социологической теории к эмпирическим социологическим  исследованиям.

Исходя из этого, цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- выделить уровни социологического  знания;

- оценить роль общесоциологических  теорий;

- проанализировать специальные  теории социологического знания;

- рассмотреть конкретные  социологические теории.

- охарактеризовать элементы  системы социологического знания.

При написании работы была изучена монографическая, учебная  и периодическая литература следующих  авторов: Ю.Г. Волкова, Э. Дюркгейма, В.И. Кондаурова, Д.Тернера и др.

 

1. Содержание и сущность  системы социального знания

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и  многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном.

Основанием для выделения  фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное  исследование ставит своей целью  преимущественно разработку научных  теорий, развитие основополагающих принципов  социологии, выявление универсальных  взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных  уровня познания: теоретический и  эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные  с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: "что и как изучается?". Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. М.: Прометей, Юрайт, 2006. - С. 48..

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей  и способов использования познанных  теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: "для чего изучается?".

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как  фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится  к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии.

Связь между теоретическим  и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное  Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных  построений, призванных выступить в  качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей Тернер, Д. Структура социологической  теории. М., 1985. - С. 72.:

1) между обществом и  данной сферой общественной жизни; 

2) внутренние взаимосвязи  и взаимозависимости, присущие  данной сфере общественной жизни,  функционально эти теории служат  методологией познания отдельных  социальных процессов, общностей  и институтов, то есть используются  как методологическая основа  конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

 

2. Подходы к определению  структуры социологического знания

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре  данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов Тернер, Д. Структура социологической теории. М., 1985. - С. 74.:

1) эмпирии, т. е. комплекса  социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ реальных  фактов социальной жизни с  использованием специальной методики;

2) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих  процессы развития социальной  системы в целом и ее элементов;

3) методологии - системы  принципов, лежащих в основе  накопления, построения и применения  социологического знания. Второй  подход - целевой. Фундаментальная  социология (базовая, академическая)  ориентирована на прирост знания  и научный вклад в фундаментальные  открытия. Она решает научные  проблемы, связанные с формированием  знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием  процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована  на практическую пользу. Это совокупность  теоретических моделей, методов,  процедур исследования, социальных  технологий, конкретных программ  и рекомендаций, нацеленных на  достижение реального социального  эффекта

Третий подход - масштабный - делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы  непосредственного социального  взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу  повседневной реальности).

В социологии выделяются также  содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое  знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2.1 Общесоциологическая теория

Основные проблемы современной  социологии выживание человечества и обновление цивилизации, поднятие её на более высокую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и  на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной  личности.

Социология наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных  и конкретных форм, макро и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или высший социологический  уровень - это общесоциологическая  теория.

б) Второй или средний  уровень - это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

Первый социологический  уровень представляет собой общесоциологическую  теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В  таком контексте социология может  рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

Общесоциологическая теория дает представление об обществе как  о целостном организме, системе  его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального  познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.

К основным из них относят следующие. Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Формационный подход, предлагающий единый путь развития для всех народов  через смену общественно-экономических  формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как  свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей  общественного развития, «работающих» в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно  отражающих разнообразные стороны  жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей  отражена многогранная палитра процессов  и явлений, протекающих в любом  обществе, что позволяет опираться  на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни  в нашем обществе.

Определенный уровень  знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составить адекватное и целостное представление о  социальных явлениях, процессах и  тенденциях, происходящих в окружающем мире, определить свое место и личную позицию в нем.

Итак, изучив данную проблему, можно отметить, что фундаментальный, общесоциологический уровень представлен  общесоциологическими теориями. Они  включают в себя проблемы:

* осмысления наиболее  общих вопросов развития и  функционирования общества и  места в нём человека;

* гносеологические проблемы  социологии;

* проблемы разработки  методов изучения социальных  процессов и явлений;

* проблемы построения  математических моделей социальных  общностей и процессов.

Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При  этом, как правило, не выделяются для  изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или  социальный процесс.

Задача теории этого уровня - раскрытие универсальных закономерностей  данной области, обоснование наиболее общих принципов.

На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями  научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.

Информация о работе Структура и уровни социологического знания