Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа
Цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.
- охарактеризовать элементы системы социологического знания.
Введение
Социологическое знание
Предмет и объект социологии
Методы социологии
Понятие социального
Социологическое исследование и его вид
Заключение
Список литературы
В отечественной
науке отсутствие четкого разграничения
между понятиями «общественное»
и «социальное» было в известной
степени обусловлено некоторыми
сложившимися языковыми традициями.
В русском языке обычно использовались
понятия «общественное» и «гражданское».
При этом понятие «социальное» рассматривалось
как синоним понятия «
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
онятие социальное, как базовая категория социологии
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.
Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.
Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:
социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);
собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т.д.);
категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).
В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др.
Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.
Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К. Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».
Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.
2. Предпосылки социального
Для того чтобы выяснить сущность социального, необходимо остановиться на его предпосылках. В науке выделяется три основные предпосылки социального, органически взаимосвязанные, не существующие друг без друга, исторически изменчивые во времени и пространстве.
Первой предпосылкой социального является существование живых индивидов. Существование живых индивидов основоположники марксизма рассматривали как производство непосредственной жизни, осуществляемое в двух взаимосвязанных формах. Первая форма - это производство собственной жизни посредством труда, в процессе которого индивид производит не только средства существования, но и свои потребности, способности и т.д., то есть он производит себя как общественного субъекта и прежде всего как субъекта трудовой деятельности. Вторая форма - это производство чужой жизни посредством деторождения, семьи и т.д. Производство чужой жизни не ограничивается только деторождением, а предполагает также создание особых общественных институтов - семьи, коллектива, других общностей, которые охватывают весь процесс производства и воспроизводства людей. Таким образом, в процессе воспроизводства жизни, как собственной, так и чужой, человек, с одной стороны, воспроизводит себя как природное (биологическое), а с другой - как общественное существо, в том смысле, что он вступает во взаимоотношения и сотрудничество с другими людьми, становится субъектом совместной, коллективной жизни. Диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль. В.М. Шепель считает, что «без биологического материала, прошедшего исторически длительный процесс обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личности. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью».
Второй важнейшей предпосылкой социальности, наряду с существованием индивидов, выступает коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как социальное существо, не способное самостоятельно обеспечивать себе свою жизнь. Коллективность - изначальное условие выделения человека из природы, делающее необходимым сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия.
Третьей предпосылкой социальности является сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, определяющие особенности проявления двух первых факторов.
Таким образом, решающими
предпосылками появления
Рассмотрим эти предпосылки конкретнее:
1) Труд - вечное, естественное
и главное условие
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Труд предполагает
определенную общественную форму (человек
- существо общественное), определенные
взаимоотношения людей в
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
2) Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
3) Познание - совокупность
процессов, процедур и методов
приобретения знаний о
Познание - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Целью познания является истина.
Существуют несколько
форм познаний: научное и ненаучное
познание, причем к последнему относятся
обыденное и художественное познание,
а также познание мифологическое
и религиозное. Также выделяют два
уровня познания: эмпирический (опытный,
чувственный) и теоретический (рациональный).
Эмпирический уровень познания выражен
в наблюдении и эксперименте, тогда
как теоретический - в обобщении
результатов эмпирического
Цели социологического исследования
Каждое серьезное дело требует тщательной социологических подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовка социологического исследования -- процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования -- анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям -- потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Вместе с тем проведение социологического исследования -- не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологическим исследованием статуса «одного из...» не позволяет абсолютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Социологическое исследование, по мнению большинства. серьезных специалистов-социологов, -- это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлений.)Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.
В научной литературе понятие «методологии» имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологический словарь» определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований1. Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод -- способ, прием; логос -- закон, главное условие, принцип. В данном случае -- это способ получения нового знания. Если рассматриваем такой подход, то главная задача методолога -- показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследовательские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.
В научной литературе
до сих пор не утихают споры, что
считать теорией и что
Информация о работе Структура и уровни социологического знания