Структура и уровни социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.
- охарактеризовать элементы системы социологического знания.

Содержание

Введение
Социологическое знание
Предмет и объект социологии
Методы социологии
Понятие социального
Социологическое исследование и его вид
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 109.57 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Специальные социальные  теории

Второй, или средний уровень  социологических знаний - специальные (частные) социологические теории - методологическая основа - общесоциологическая  теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий Волков, Ю.Г. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова [Текст] . - М.: Гардарика, 2005. - С. 58..

Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных  социальных общностей. К ним относятся  социология города, села, этносоциология и др.

Отраслевые социологические  теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности  социальных общностей в отдельных  сферах. Это - социология труда, экономическая  социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

Теории, анализирующие отдельные  элементы социального механизма. К  ним, в частности, относятся теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.

Специальные социологические  теории конкретизируют положения общей  теории, осуществляя переход от общих  концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес, могут  представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая  труд как основной социальный процесс  в жизни общества; социология организаций - наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая  систему образования как социальный институт; социология воспитания - наука  о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи - исследующая закономерности функционирования этого важного  социального института; социология свободного времени - отрасль знаний о деятельности, социальных отношений  и ориентации людей в сфере  досуга; социология молодёжи и социология личности - теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов  социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых  в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику  индивидуального адаптивного поведения  в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь  опасных в наш динамичный век  стрессов и нагрузок.

Итак, изучив теории среднего уровня, можно отметить, что они  занимают некоторое промежуточное  положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных  областей социологического знания, как  изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

Все теории среднего уровня можно разделить на три группы Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие. [Текст] / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др. - М.: Аспект Пресс, 2008. -С. 64.:

1) теории социальных институтов (социального государства, политических  партий);

2) теории социальных общностей  (теория социальной стратификации,  этносоциология, социология малых групп);

3) теории специализированных  социальных процессов (теории  конфликтов, девиантного поведения).

Теории среднего уровня - своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.

 

2.3 Конкретно-социологические  исследования

Третий уровень социологической  системы знания - конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника  конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение  конкретных социальных процессов и  явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует много видов  конкретно-социологических исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

Важно подчеркнуть, что специальные  социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят  более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая теория. Они непосредственно ориентированы  на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные  исследования могут иметь выход  в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии (если исследования носят глубокий характер) используются для развития научной теории. Разграничение  фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь, не совпадает с  разделением их на теоретические  и эмпирические исследования в зависимости  от целей, могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер.

Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся  в тесном взаимодействии. Они как  бы взаимодополняют друг друга, образуя единую систему социологического знания. Проявляется это, прежде всего в раскрытии научно-методических основ социологического исследования в системе принципов, законов и категорий, концепции социальных отношений, теоретически обобщающей практически всё многообразие конкретных эмпирических проявлений этих отношений.

К тому же переход исходных теоретических положений к операционализации и их эмпирическому отражению обосновывается с помощью серии показателей в исследованиях социальной структуры общества, культуры, общественного сознания и др. И, наконец, такое единство реализуется методологическим обеспечением социологических служб во всех сферах деятельности и на всех уровнях и видах социологических исследований.

В современной социологии практикуется также выделение ещё  двух важнейших направлений - макро - и микросоциологии. Макросоциология ориентируется на исследование больших социальных общностей, систем и групп, а также на изучение глобальных социальных процессов. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.

На долю микросоциологии  приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих  в относительно небольших социальных системах, таких, как семья, коллектив, малая социальная группа. Тем самым  она ориентирована на эмпирическое описание явлений и событий, протекающих  в основном в форме непосредственных социальных контактов. Это обусловливает  её направленность преимущественно  на социально-психологические методы исследования. Иными словами, микросоциология  стремится к постижению целостности  социальной жизни через изучение интеракции, т.е. социального взаимодействия индивидов.

Итак, изучив эмпирический уровень - первичное обобщение эмпирических данных, можно отметить, что на этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а  также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими  науками. Так возникли смежные науки  на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.

 

3. Элементы системы социологического  знания

Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как Кондауров, В.И. Предмет  социологии. Историко-социологическое  введение [Текст] / В.И. Кондауров. - М.: Высш.шк., 2002. - С. 23.:

1) общие и специальные  социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро- или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;

2) отраслевые социологические  теории, например экономическая  социология, социология семьи, социология  города. Их задача - дать описание  отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных  социологических исследований, обеспечить  истолкование эмпирических данных; 3) методы сбора и анализа данных  служат созданию эмпирической  базы и первичному обобщению  эмпирических данных (массовый опрос,  наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит  от спецификации объекта и  задач исследования, например настроения  избирателей можно изучать с  помощью опроса избирателей, опроса  экспертов или глубинного интервью  с типичным избирателем. Соответственно  методу сбора данных избирается  метод их анализа.

 

Заключение

Таким образом, изучив литературу по теме, можно прийти к выводу, что  в современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Общая социология в зависимости  от базовых подходов, которые она  использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться  в различных направлениях. В связи  с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Применительно к социологии это  означает некую общепризнанную всеми  представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

Эмпирическая социология - это совокупность методических и  технических приемов для сбора  первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная  научная дисциплина, которая имеет  и другие названия. Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте  и в конкретное время. Поэтому  полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется  в той или иной отраслевой (или  специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические  концепции, которые разрабатываются  на стыках наук;

2) различные отрасли институциональной  социологии - особого направления,  связанного с исследованием устойчивых  форм организации и регулирования  общественной жизни;

3) социологические теории  среднего уровня, связанные с  изучением отдельных сфер общественной  жизнедеятельности.

Макросоциология - это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

Итак, основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между марко- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Информация о работе Структура и уровни социологического знания