Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 77.93 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Алтайский государственный  технический университет

им. И. И. Ползунова

 

Кафедра «Теоретической и Прикладной Социологии»

 

     Курсовая работа защищена с оценкой_________            

                                        Руководитель

работы______доцент, кандидат соц. наук каф. ТиПС В. А. Мелехин

                                                                подпись                        должность                                            И. О. Ф

 

 

 

Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация

тема работы

 

 

 

 дисциплина «Социология»

 

 

 

 Работу выполнила

 студентка гр. СР-01                                                   __________________М. А. Шаманаева

                                                                                                      подпись                                И. О. Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..3-4

Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен

    1. Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
    2. Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
    3. Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14

Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации

2.1 Типы и виды неформальных  молодежных группировок…….15-22

2.2 Влияние неформальных  организаций на социализацию  подростка…………………………………………………………………….22-25

2.3 Особенности становления  психологии неформалов…………26-27

2.4 Субкультурные связи  и отношения…………………………....27-28

2.5 Государственные объединения  и их связь с субкультурными  образованиями………………………………………………………………28-30

Заключение………………………………………………………….31-34

Библиографический список………………………………………...35-36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и  политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности. При этом игнорируется то обстоятельство, что современная молодежь не просто избегает участия в политической жизни, а понимает активность по-другому, не в государственном формате.

Самые важные изменения в  молодежной среде, включая и молодежные протесты, связаны с политической, но большей мере культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование.

Переход от детской зависимости  к взрослой автономии включает в  себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения  к другому.

Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые  молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися  в дальнейшем.

Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), несущих в себе с одной стороны, результаты влияния различных факторов и представляющие сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе зрелость отодвигается.

Данная тема является актуальной, так как в настоящее время  в России существует большое количество разнообразных молодежных субкультур, которые, в свою очередь, являются социальным феноменом. На мой взгляд, изучение сущности и формы данных субкультур может быть названо важнейшей задачей, так как необходимо своевременно интегрировать данный социальный феномен в функционирование общества. То есть молодежные субкультуры, являясь частью общества, могут способствовать укреплению взаимосвязей внутри страны.

В первой главе я рассматриваю теоретическую основу понятия субкультуры  как социального феномена, анализирую историческую базу возникновения термина, а также обозначаю основные сложности во взаимодействиях молодежных субкультур, опираясь при этом на труды современных ученых, культурологов, социологов. Во второй главе я привожу примерную классификацию существующих (основных) молодежных субкультур в нашей стране, выделяя социальный фактор и характерные черты.

Объектом исследования в  работе выступают отечественные  молодежные субкультурные течения.

Предмет исследования: процесс  влияния политической обстановки в  современной России на функционирование и развитие молодежных субкультур.

Следовательно, целью  курсовой работы является анализ молодежной субкультуры, изучение особенностей феномена молодежной субкультуры в России в их зависимости  от современной политической ситуации в нашей стране.

Цель, объект и предмет  определяют следующие задачи исследования в моей работе:

  1. изучение и анализ особенностей феномена молодежной субкультуры
  2. рассмотрение влияния политических сил в отношении неформальной молодежи

Молодежная культура-это  особый тип социального пространства, которое населяют люди, находящиеся  в относительно бесправном и зависимом  положении; это естественный ресурс будущего общества, который надо воспитывать  и использовать.

 

Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен

    1. Субкультурные объединения: теоретические подходы

Прежде всего следует  разобраться с самим термином. Соответственно словарю, субкультура (подкультура, лат. Sub -- под и лат. Cultura -- возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Откуда же появился сам термин? Понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, было открыто американским социологом Дэвидом Райзменом в середине двадцатого века. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. В нашей же стране для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Хотя появление термина  “субкультура” в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее  распространение он получил в 1960-70-х  гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные  культурные пласты, подстилающие “дневную поверхность” господствующей культуры. В том же контексте использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне-культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.

Эстетика, этика, идеология  молодежных сообществ получила признание  как особая «молодежная культура». Обнаружилось существование и других культур, отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию  «субкультуры», впрочем, в несколько  измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества.

В таком прочтении концепция  «субкультуры» оказалась чрезвычайно  плодотворной как в научно-эвристическом (программа описания различных сегментов  и вариаций культуры), так и в  практически-прикладном отношении. С  этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых в последнее  десятилетие наиболее актуальна, пожалуй, концепция «жизненных стилей», под  которыми понимаются особенности идеологии, социальной психологии, потребительского поведения, языка и символики, в  целом образа жизни, - характерных для различных социальных групп.

Единой устоявшейся системы  взглядов на явление субкультуры  сегодня нет. Определение понятия  «субкультура» затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его  основе понятия «культуры» и существования  огромного множества его определений. Каждая наука понятие «субкультура»  интерпретирует и описывает с  позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался  ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризую их.

Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются, а другие угасают. Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание  формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ активно влияют на этот процесс. Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня. Трофический подход основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде. Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных. Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность.

Помимо перечисленных  выше подходов, в границах гуманистической  традиции известные методологи Шварц и Якобс выделили два основных направления, избирающих различные исследовательские стратегии (парадигмы) изучения и описания субкультуры — реконструкцию жизненного мира и изучение социальных форм. Кратко об этом.

Реконструктивистская стратегия (парадигма) ставит своей целью наиболее полное воспроизведение мировоззрения представителей определенной группы, ее картины мира. Основным исследовательским приемом является феноменология. В пределах этой стратегии выделяют еще два направления (феноменологические модели): сциентизм и экзистенциализм. С позиций сциентизма, все люди мыслят примерно по одним принципам — в соответствии с требованиями научной методологии, выдвигают и проверяют гипотезы, создают теории и фальсифицируют их. Весь жизненный мир здесь можно представить как совокупность знаний, развивающихся по законам развития научного знания. Противоположным является экзистенциальное направление. Основное внимание здесь уделяют аспекту эмоциональных переживаний, а не воображаемым структурам, как у сциентистов.

Стратегия, изучающая социальные формы (инструктивистская парадигма), изучает правила, позволяющие самому исследователю стать членом данной субкультуры. Формы представляют собой типичные образцы социального взаимодействия, каковыми являются приветствие или ухаживание. Формы задаются правилами, которые определяют, какие ходы допустимы в этой игре, а какие нет, однако партии, складывающиеся из ходов, являются результатом творчества самих участников. Изучаются именно игры и правила мышления, а также действия, образующие их. Символические системы возникают как средство адаптации к окружающей действительности и решения неотложных проблем; эти системы передаются в ходе инкультурации, прежде всего как инструкции по поведению в некоторых проблематичных ситуациях. Большинство «субкультур» не располагают развернутыми текстами, передающими общее мировоззрение их участников, зато они все разъясняют новичкам, как им себя вести и как им себя чувствовать.

Разумеется, вся совокупность научных подходов не ограничивается этим перечнем, но данные подходы наиболее распространены, и именно на их основе предпринимаются попытки типологизации и интерпретации субкультур.

Кроме указанных выше основных подходов к изучению субкультуры, заслуживает  внимания и предложенная К. Соколовым  концепция социокультурной стратификации, понимающая субкультуру в первую очередь как явление социально-психологическое  и художественное. Согласно этой концепции, субкультура — это не что иное, как картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему - «ядро культуры».

Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация