Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности
Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36
Молодежные движения, о которых речь пойдет далее, были порождены послевоенной реальностью, изменением образа жизни западной молодежи. Расширение пространства досуга, рост обслуживающей его индустрии привели к усложнению характера молодежного потребления.
За многие годы существования, ситуация в российской молодежной культуре менялась: например, наблюдался бурный всплеск неформального молодежного движения, появлялись молодежные группировки, которые практически растворялись в «полубандитской» среде, ставили под свой контроль рынки, автозаправки, частные рестораны и киоски, завоевывали клубные и дискотечные пространства в российских городах.
В современной России картина
изменилась. С остатками «старых»
групп соседствуют имитаторы, «позёры».
Стили смешались, и хотя некоторые
ритуальные разборки сохранились, они
мало отличаются от территориальных
споров между молодежными
В рамках молодежной субкультуры могут быть и явления контркультуры или «культуры протеста», представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений. Контркультурой называют неформальный комплекс поведенческих установок. Характеризуя это явление, пишут, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции.
Усложнение социокультурных процессов в условиях современности ставит человека в ситуацию изобилия культуры, в которой он должен самоопределиться, сделать выбор. Самоопределение происходит в зависимости от имеющихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. Переход общества к рыночным отношениям в экономике привел к изменениям в ценностных ориентациях. Примет их человек или нет, зависит от устойчивости его стереотипов, определяющих поведение и деятельность, отношение к людям, и ко всему происходящему в обществе.
В социокультурных процессах
постоянно взаимодействуют две
тенденции. С одной стороны, происходит
стереотипизация образа жизни людей,
стилей, знаний, норм, оценок, поведения,
действия и поступков; с другой –
осуществляется преодоление стереотипов,
стремление к новому, варьирование
ситуаций. Эти две тенденции постоянно
проявляются в противоречиях
как культурных процессов общества,
так и социальных групп, общностей
и отдельной личности. Постоянство
жизнедеятельности формирует социокультурные
стереотипы, новое в общественных
процессах требует их ломки. Эта
подвижность жизни
В обыденной жизни действия человека носят заученный, автоматический характер. Многие в трудных социокультурных условиях опираются на свои устоявшиеся ценности, ищут, воспринимают и высоко оценивают ту информацию, которая поддерживает их.
Многообразие культуры может привести к смене жизненных ориентаций, и социокультурной среды. При этом очень важна ориентированность на поиск и новизну в проблемной социокультурной ситуации, так как она представляет собой особый вид исследовательской деятельности с экспериментированием, именно эта деятельность ведет к новым открытиям в науке, технике, искусстве, к творческой деятельности высшего уровня, имеющей общественно значимые результаты. Способность по-новому увидеть проблему, создать стиль жизни и деятельности, образцы и модели поведения позволяет полностью освободиться от груза прошлого и действовать в соответствии с требованиями времени.
Однако новизна имеет
для людей не только положительные
последствия и смысл. На практике
нередко возникает масса
Современная среда во многом
определяет социокультурную ситуацию,
которая характеризуется
Динамика производственных
процессов, окружающий человека предметный
мир, экологическая среда, информационное
воздействие, особенности социальной
структуры – все это
Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию, они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое, как уже было сказано, в практике оказывается положительным.
Для понимания роли субкультур
в обществе необходимо уяснить их
взаимоотношение с другими
Некоторые субкультуры открыто бросают вызов основополагающим нормам и ценностям превалирующей культуры. «Контркультура – это субкультура, которая отвергает общественные нормы и ценности и практикует альтернативные жизненные стили». Контркультуры особенно распространены среди молодежи, которые внесли наименьший вклад в существующую культуру и, соответственно, не имеют с ней глубоких связей. Молодежь легче принимает новые культурные стандарты, чем те, кто уже привык следовать нормам доминантной культуры.
К явлению контркультуры
в современной молодежной культуре
можно отнести неформальное самодеятельное
движение. Это альтернативные формы
культуры, связанные с процессом
создания и выработки нового отношения
к миру. Внутри этого процесса роли
строго разграничены и иерархичны,
что свидетельствует о
Деятельность молодежи, направленная
на создание своей собственной культуры,
отличающейся от официальной, является
результатом особенностей современного
общественного развития. В обществе
возникновение альтернативных форм
культуры неизбежно и порождается
самим фактом развитых социальных взаимодействий.
В связи с этим важно понимание
неформального молодежного
1.3 Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки
Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на равной ноге» со взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.
Нравственность молодежи глубоко отличается, на сегодняшний день, от нравственности предшествующих поколений. На данный момент ценится не то, что ценилось нашими родителями, бабушками, а совсем другое, можно сказать, резко противоположное: например, семья не является главной ценностью, «ячейкой общества», на первом месте карьера, деньги. В человеке главное не его натура и характерные черты, а связи, социальное и общественное положение. Конечно, это относится не ко всем представителям молодежи и во многом зависит от воспитания, первичной социализации и окружения лиц данной категории.
Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.
Среди социальных факторов, способствующих приходу молодежи в неформальные группы, основными оказались:
Выявленные мотивы достаточно
традиционны: желание провести свободное
время, отсутствие взрослых и контроля,
необычные приключения и
Подавляющее большинство подростков, входящих в состав той ли иной субкультуры, довольно своим времяпровождением. Распространенные формы их досуга: тусовка, посещение видеосалона, дискотеки, прогулки по городу, сборы у кого-нибудь дома или в подъезде. Из фильмов они предпочитают сюжеты ужасов, комедии и эротику; из-за коммерциализации досуга организуют тусовки в подъездах, подвалах, скверах. Многие хотели бы иметь свой клуб, но для этого нет средств. При этом не желают, чтобы клуб был под контролем официальной организации.
Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация