Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 77.93 Кб (Скачать документ)

Молодежные движения, о которых речь пойдет далее, были порождены послевоенной реальностью, изменением образа жизни западной молодежи. Расширение пространства досуга, рост обслуживающей его индустрии привели к усложнению характера молодежного потребления.

За многие годы существования, ситуация в российской молодежной культуре менялась: например, наблюдался бурный всплеск неформального молодежного движения, появлялись молодежные группировки, которые практически растворялись в «полубандитской» среде, ставили под свой контроль рынки, автозаправки, частные рестораны и киоски, завоевывали клубные и дискотечные пространства в российских городах.

В современной России картина  изменилась. С остатками «старых» групп соседствуют имитаторы, «позёры». Стили смешались, и хотя некоторые  ритуальные разборки сохранились, они  мало отличаются от территориальных  споров между молодежными группировками  конца перестройки.

В рамках молодежной субкультуры  могут быть и явления контркультуры  или «культуры протеста», представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры  всегда присутствуют в культуре поколений. Контркультурой называют неформальный комплекс поведенческих установок. Характеризуя это явление, пишут, что  в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные  комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят  за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее контркультурные тенденции.

    1. Субкультура как элемент социальной структуры

Усложнение социокультурных  процессов в условиях современности  ставит человека в ситуацию изобилия культуры, в которой он должен самоопределиться, сделать выбор. Самоопределение  происходит в зависимости от имеющихся  знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется  в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. Переход общества к рыночным отношениям в экономике привел к изменениям в ценностных ориентациях. Примет их человек или нет, зависит от устойчивости его стереотипов, определяющих поведение  и деятельность, отношение к людям, и ко всему происходящему в  обществе.

В социокультурных процессах  постоянно взаимодействуют две  тенденции. С одной стороны, происходит стереотипизация образа жизни людей, стилей, знаний, норм, оценок, поведения, действия и поступков; с другой –  осуществляется преодоление стереотипов, стремление к новому, варьирование ситуаций. Эти две тенденции постоянно  проявляются в противоречиях  как культурных процессов общества, так и социальных групп, общностей  и отдельной личности. Постоянство  жизнедеятельности  формирует социокультурные  стереотипы, новое в общественных процессах требует их ломки. Эта  подвижность жизни воспринимается людьми как источник личных переживаний  и страданий. В критических, проблемных ситуациях люди ведут себя по-разному.

В обыденной жизни действия человека носят заученный, автоматический характер. Многие в трудных социокультурных  условиях опираются на свои устоявшиеся  ценности, ищут, воспринимают и высоко оценивают ту информацию, которая  поддерживает их.

Многообразие культуры может  привести к смене жизненных ориентаций, и социокультурной среды. При  этом очень важна ориентированность  на поиск и новизну в проблемной социокультурной ситуации, так как  она представляет собой особый вид исследовательской деятельности с экспериментированием, именно эта деятельность ведет к новым открытиям в науке, технике, искусстве, к творческой деятельности высшего уровня, имеющей общественно значимые результаты. Способность по-новому увидеть проблему, создать стиль жизни и деятельности, образцы и модели поведения позволяет полностью освободиться от груза прошлого и действовать в соответствии с требованиями времени.

Однако новизна имеет  для людей не только положительные  последствия и смысл. На практике нередко возникает масса проблем  или оказывается, что этим можно  пользоваться локально, отдельно, или  внедрение ведет к конфликтам с теми, кто следует традициям.

Современная среда во многом определяет социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, выражающимся в многообразии, интенсивности  и динамизме происходящих в культуре процессов. Человек оказывается  перед множеством трудностей, реакция  на которые определяется его ориентацией  на стереотипы или инновации. Современная  культура стимулирует личную свободу  и ответственность, она помогает людям найти свое место в жизни. Но культура не дает готовых решений, а значительная часть людей идет привычным путем, следует традициям, хотя это не всегда целесообразно  и зачастую становится причиной нетерпимого  отношения людей друг к другу, как и приверженность людей к  новым молодежным группировкам.

Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры – все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение  образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.

Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При  этом одни ориентируются на привычные  культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ  на возникшую ситуацию, они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое, как уже было сказано, в практике оказывается положительным.

Для понимания роли субкультур в обществе необходимо уяснить их взаимоотношение с другими группами, такими как родители, учителя, правоохранительные органы и культурами: культуры рабочего класса, среднего класса. В настоящее  же время, когда на смену теории класса приходит более сложная система  социальной стратификации, приходится скорее говорить о взаимоотношениях между различными субкультурами, которые  возникают постоянно на различных  основаниях. Но в любом случае молодежные субкультуры продолжают привлекать к себе внимание из-за яркой внешней  выраженности, в то время, как некоторые  профессиональные субкультуры или субкультуры маргинальных групп не получают столь видимого внешнего выражения. Многие исследователи склонны рассматривать молодежную культуру исключительно как антропологически универсальное явление, как своего рода ритуалы перехода к взрослому состоянию, которые имеют место во всех обществах, принимая разные формы, от сложных обрядов инициации в племенах до экстремалов в современных обществах. Связь между субкультурой и ее социокультурным контекстом, несомненно, существует. Эта связь особенно четко прослеживается в период после Второй мировой войны, когда общественные изменения стали фоном развития многочисленных субкультур в западных обществах. «Приход массмедиа, изменения в составе семьи, в организации общего образования и трудовой деятельности, изменения в относительном статусе работы и досуга – все это служило тому, чтобы фрагментировать и поляризировать сообщество рабочего класса, производя ряд маргинальных групп».

Некоторые субкультуры открыто  бросают вызов основополагающим нормам и ценностям превалирующей  культуры. «Контркультура – это  субкультура, которая отвергает  общественные нормы и ценности и  практикует альтернативные жизненные  стили». Контркультуры особенно распространены среди молодежи, которые внесли наименьший вклад в существующую культуру и, соответственно, не имеют с ней  глубоких связей. Молодежь легче принимает  новые культурные стандарты, чем  те, кто уже привык следовать нормам доминантной культуры.

К явлению контркультуры  в современной молодежной культуре можно отнести неформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы  культуры, связанные с процессом  создания и выработки нового отношения  к миру. Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном  и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи. Такой процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его  невозможно. Попытки запретить или  уничтожить могут породить иные, более  уродливые формы, например, фашиствующие группировки. Этот процесс необходимо воспринимать как вполне здоровый и  нормальный, поскольку альтернативные формы культуры в конечном итоге  ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. Демократичная  культура должна впитывать, ассимилировать, переплавлять эти ответвления. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя отжившие, омертвевшие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.

Деятельность молодежи, направленная на создание своей собственной культуры, отличающейся от официальной, является результатом особенностей современного общественного развития. В обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно и порождается  самим фактом развитых социальных взаимодействий. В связи с этим важно понимание  неформального молодежного движения как социально обусловленного, детерминированного целым рядом объективных обстоятельств. Источником их являются социум, современная  российская культура, особенности поколения, условия социализации, политика, СМИ и другие факторы. Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Это явление серьезное и не сводимое только к возрастной психологии.

 

1.3  Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки

Характерные  черты  молодёжи – стремление   ко   всему   новому, необычному,  интерес  к  технике,  желание  быть  «на  равной  ноге»  со взрослыми, стремление к активной деятельности.  Именно  в  подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,  уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех  сторон  его  жизни  и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, –  в  подростковом  возрасте  начинается  систематическое усвоение основ наук.  Это требует изменения  привычных  форм  работы  и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов  запоминания. Изменяется и отношение  к  окружающему:  подросток  уже  не  ребёнок  и требует иного к себе отношения.

Нравственность молодежи глубоко отличается, на сегодняшний  день, от нравственности предшествующих поколений. На данный момент ценится  не то, что ценилось нашими родителями, бабушками, а совсем другое, можно  сказать, резко противоположное: например, семья не является главной ценностью, «ячейкой общества», на первом месте  карьера, деньги. В человеке главное  не его натура и характерные черты, а связи, социальное и общественное положение. Конечно, это относится  не ко всем представителям молодежи и  во многом зависит от воспитания, первичной  социализации и окружения лиц данной категории.

 Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием  нравственных убеждений молодых  людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как  показали  исследования,  идеалы  у  подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом  у молодого человека наблюдается  заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается. Старшие подростки  начинают  предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным воплощением  человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное  развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами близких  родственных отношений.

Среди социальных факторов, способствующих приходу молодежи в  неформальные группы, основными оказались:

    • невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями
    • нежелание быть как все
    • желание привлечь к себе внимание
    • желание утвердится в новой среде
    • не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране
    • копирование западных структур, течений, культуры
    • религиозные идейные убеждения
    • дань моде
    • отсутствие цели в жизни
    • влияние криминальных структур, хулиганство
    • возрастные увлечения

Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное  время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы, возможность общения. Однако внешние причины заставляют задуматься, выражая следующие аспекты состояния – внутреннее одиночество и желание найти друзей, любовь между юношей и девушкой, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида.

Подавляющее большинство  подростков, входящих в состав той ли иной субкультуры, довольно своим времяпровождением. Распространенные формы их досуга: тусовка, посещение видеосалона, дискотеки, прогулки по городу, сборы у кого-нибудь дома или в подъезде. Из фильмов они предпочитают сюжеты ужасов, комедии и эротику; из-за коммерциализации досуга организуют тусовки в подъездах, подвалах, скверах. Многие хотели бы иметь свой клуб, но для этого нет средств. При этом не желают, чтобы клуб был под контролем официальной организации.

Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация