Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 77.93 Кб (Скачать документ)

Существуют субкультурные  группы, приверженные к насилию, сформированному, с одной стороны, принципами самой группы, с другой – насилием по отношению к подростку со стороны отца или матери. Это порождает склонность разрешать конфликты силой, готовность использовать различное вооружение в драке, а значит и возможность удовлетворения своей потребности – стать сильным и независимым: «Чтобы пользоваться авторитетом в своей группе, нужно уметь хорошо драться, быть физически сильным, справедливым». А драться приходится с незнакомыми подростками, с членами других групп, со знакомыми из класса, с живущими рядом. Также, по большей мере, в группе есть лица, в прошлом осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, которые и оказывают криминализирующее влияние на других. Но это не значит, что все неформальные молодежные объединения следует рассматривать как потенциально преступные.

Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации

2.1 Типы  и виды неформальных молодежных группировок

Существует множество  классификаций групп. Делят их на любительские и неформальные, официальные  и альтернативные, по возрастному  принципу, социально-правовому, по направленности интересов.

По социально-правовому  признаку выделяют:

    • Просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности.
    • Асоциальные или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам – металлисты, панки, хиппи, музыкальные и спортивные фанаты.
    • Антисоциальные – пацаны, нацисты и другие, деятельность которых носит социально негативный характер.

По направленности интересов  различают:

    • Увлеченные современной молодежной музыкой – металлисты, брэйк-дансисты, панки, любители «диско», «новой волны», классического рока.
    • Увлекающиеся техникой – рокеры, гоняющие по вечерним улицам городов на мотоциклах и др.
    • Устремленные к правопорядковой деятельности – афганцы, люберы, которые ратуют за порядок и пытаются установить его своими методами, в том числе силовыми.
    • Активно занимающиеся определенными видами спорта – люберы, атлеты, силовики.
    • Околоспортивные – различные фанаты, сопровождающие своих кумиров в спорте.
    • Философско-мистические – хиппи и различные группы, увлеченные восточной религией, пророками.

Значительный интерес  представляет характеристика неформального  движения молодежи с учетом того, что  причастность к группе может быть связана: во-первых, со способом времяпровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже юные нацисты; во-вторых, с социальной позицией –  экологокультурные; в-третьих, с образом  жизни – «системники» и их многочисленные ответвления (пипл, религиозные братства); в-четвертых, с альтернативным творчеством – официально непризнанные художники, скульпторы, музыканты, актеры, писатели.

Группы, объединенные по способу  времяпровождения, включают в себя  музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов, юных нацистов. Всех их объединяет  одиночество, неумение найти для себя более достойное  занятие. Кто-то ищет себе по вечерам  жертву для расправы, другие сопровождают своих идолов на концертах и соревнованиях, потому что не знают, чем заняться. В основе опасных игр нацистов лежит та же скука и душевная пустота. Они провоцируют окружающих фашистской символикой, ищут возможность утвердить  культ силы, жестокости и хамства. И в этом похожи на расправно-самосудные и противоправные.  Но едва ли их можно рассматривать как группы с социальной позицией, так как  они не имеют представления о  философии и социологии нацизма.  Это движение представляет собой  крайнее выражение неформальности, его характерная черта – стремление выделиться из сверстников, самовыражение  любым способом, утверждение себя во что бы то ни стало. Оно никогда  не станет массовым в силу абсолютного  противостояния общепринятым жизненным  ценностям, хотя оно и свидетельствует  о кризисе общества.

Неформальные объединения  по социальной позиции являются формой проявления социальной и политической активности. Появившись в 60-е гг. в  связи с восторженной поддержкой оттепели, в 80-е гг. они снова возрождаются, но уже выступают против социально-политических условий общества. Даже экологокультурные  группы постепенно политизировались, хотя появились как альтернатива Всесоюзному обществу охраны памятников истории и культуры. Это исключительно  молодежные группы, круг их проблем  включает в себя сохранение и восстановление памятников; истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской  ответственности человека. Они выступают  на собраниях и дискуссиях, в печати, обращаются в компетентные органы. Некоторые их акции наталкивались  на противодействие органов правопорядка. И действительно, они носят противоправный характер, но общественность воспринимает их как правомерную социальную активность молодежи.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными  ответвлениями, для которых совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное –  человеческое общение, их декларируемые ценности – мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайф и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, бегство от одиночества. Но их отличие в том, что для других групп – это досуг, а для «системников» - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах социально-политической направленности.

Группы альтернативного  творчества отличаются от всех других неформалов. В них объединены профессиональные, но не признанные официальными художественными  кругами живописцы, скульпторы, актеры, писатели и другие, ориентирующиеся  на эстетику авангарда. Они охотно перешли  бы в ранг формалов, стали бы членами  творческих союзов. Однако их творчество не вписывается в рамки официально признанного искусства. В последние  годы отношение к ним меняется, они проводят выставки, выступают  по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Тем не менее  групповая замкнутость, противостояние официальным художественным ценностям  характеризуют их именно как неформальное самодеятельное движение.

Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникшие  и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и  поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми  документами, неподотчетна государственным  общественным организациям. Они подчеркнуто  развивают свою субкультуру, для  которой характерны замкнутость  и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными  группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. В результате исследований выявлен  широкий спектр молодежно-подростковых групп: дружеские компании одноклассников, группы по досуговому занятию, криминогенные  и преступные. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ,  техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях: институализации путем осуществления общественно полезных устремлений; криминализации из-за невозможности добиться цели легально.

 Одной из самых ярких и известных субкультурных асоциальных или социально-пассивных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия.

Панки придерживаются различных  политических взглядов, но в большинстве  своём они являются приверженцами  социально направленных идеологий  и прогрессивизма. Распространенными  воззрениями являются стремление к  личной свободе и полной независимости (индивидуализм), конформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» и принцип «прямого действия». Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, вегетарианство и борьбу за права животных. Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов, неонацизма, либо аполитичны. Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Например, многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят заправленные в тяжелые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжелые ботинки, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды.

Явление панк-движения чрезвычайно  значимо для современности. Его  представители регулярно участвуют  в экологических мероприятиях, борются  за права человека (помогают беженцам, нелегальным иммигрантам), за этичное  отношение к животным, против дискриминации  по каким-либо признакам и др. Панк-движение не просто является феноменом контркультуры в нашей стране, но, несмотря на некоторые противоречия, осуществляет попытки создания альтернативной социальной среды, где отношения между людьми строятся на доверии, сотрудничестве и взаимопомощи.

Наиболее из старейших  контркультур является контркультура преступного мира, которая относится к антисоциальному типу субкультур. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки.

Истоки криминализации молодежных субкультур носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей  осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. Часть вернувшихся  из мест заключения активно участвуют  в формировании молодежных групп  криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным  данным насчитывалось более 5 тыс. таких  групп. Такого рода группировки, а в  еще большей мере носители тюремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ  жизни как одну из высших жизненных  ценностей. В исследованиях социологов зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц, тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто - золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира. Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества. В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки. Речь идет о люберах. Люберы - одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов на практике «ремонта» - совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению люберов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции. Хотя крупных скандалов вокруг люберов, вроде их целенаправленного выезда в 1987 г. в Ленинград для очистки города от металлистов, панков, хиппи, уже с середины 1990-х годов не отмечалось, ряд молодежных групп сохраняет соответствующую идентичность, и слово «люберы» осталось общеизвестным обозначением агрессивных молодежных банд, вошло в песни.

Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация