Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности
Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36
Первые спонтанные практики
«ремонта» позже
К социально-активному типу субкультур можно отнести «Граффити». Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.
Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг».
Так культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, слоганы, политические лозунги, строки песен и прочие надписи стали в огромном количестве возникать и на улицах больших городов...
Граффити - это все-таки искусство.
Некоторые исследователи
Райтеры постоянно развивали свое мастерство, объединялись в группировки. Появились и начали развиваться разные стили, возникла целая прослойка общества со своими законами, неписаными правилами, боевыми отрядами. Дело легко доходило до войн, если одни команды «забивали» своими рисунками работы уже созданные другими. Можно сказать, что образовалась субкультура.
До сих пор искусство граффити считается незаконным, кроме тех случаев, когда художник не использует перманентную краску. Начиная с 1990-х годов, всё больше граффитчиков обращаются к неперманентным краскам из-за ряда причин, но в основном потому, что в таком случае полиции будет сложно предъявить художнику обвинение. В некоторых сообществах такие недолговечные работы существуют дольше, чем работы, созданные перманентной краской, потому, что зачастую они выражают мысли и настроения всего сообщества. Это похоже на гражданский протест людей, выступающих на уличных демонстрациях — такой же недолговечный, но всё-таки эффективный протест.
Эти разноцветные композиции скрашивают "серые" улицы городов, радуют своей оригинальностью, изобретательностью, разнообразием. Недаром граффити прозвали искусством улицы.
Молодежь как наиболее
чуткая, восприимчивая и мобильная
группа первая воспринимает новые формы
развития в сфере досуга со всеми
позитивными и негативными
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка
Молодежная субкультура
рождается и существует в связи
с определенными потребностями
молодых людей
Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Ради чего они стали неформалами? 73% из них потому, что деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна; 20% – официальные учреждения не помогают в их интересах; 7% - их увлечения не одобряются обществом.
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках, способ социализации.
Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт "отцов и детей". Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная культура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным, так как спектр неформальных молодежных движений весьма разнообразен и представляет собой многоплановую систему.
В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им и "сочувствующие".
Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых; и вот в каких целях она наиболее явно выражается: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя определенные стереотипы, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию и закрепить ее в различных социокультурных установках. Система ценностей, определяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.
Вступая в юношеский возраст, человек в определенной мере отворачивается от родительской семьи, ищет новую компанию, которая должна защитить его от пока еще чуждого общества. Причем различные официальные молодежные организации группируют молодых людей одного возраста, но эти гомогенные группы не для всех могут быть "социальной родиной", ибо учреждаются взрослыми. Между потерянной семьей и необретенным обществом, молодой человек стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом первичные группы призваны удовлетворить потребность в социальной защите и обеспечить молодому человеку определенный социальный статус. Но нередко платой за это выступает отказ от индивидуальности, полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Акцентированное единообразие обеспечивает отдельным членам группы определенную социально-психологическую поддержку в борьбе против претензий и посягательств взрослых. Мотивацией молодежного поведения выступает одобрение или неодобрение ровесников.
Существует и другой процесс «социализации», основанный на вдумчивом и серьезном осмыслении возможности вступления в то или иное движение, трезвом взгляде на потенциальную референтную группу. Однако этот процесс характерен для весьма не многих молодых людей, обладающих необходимым для этого уровнем интеллекта. Чаще всего именно эти представители являются лидерами и даже инициаторами неформальных движений молодежи.
Общение молодых людей в течение определенного времени и выработка ими собственных целей является причиной формирования самостоятельной субкультуры. Главным носителем этой полунезависимой частичной культуры, которая отвергается культурой взрослых, является группа молодых людей примерно одного возраста. Важнейшей функцией этой субкультуры является признание первичного статуса ее членов, таким образом вступающих в общество товарищей, и получающих как раз тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых.
С одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежным субкультурам свойственно внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок, выраженный в одежде, манерах, жаргоне (сленге), специфических увлечениях и т.д.
Как специфическое явление молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическое становление молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени на образование, профессиональную подготовку и социальную адаптацию, соответствующую требованиям динамичной жизни.
Молодежные группы, продуцирующие
свои субкультуры, складываются в основном
в среде учащейся молодежи, поскольку
период ученичества и студенчества
- та пора, когда с одной стороны,
ослабевает контролирующая функция
родительской семьи, а с другой -
нет еще профессиональных обязанностей
и забот о своей собственной
семье. Это состояние свободы
от обязанностей и ответственности
воплощается в различных
Молодежный досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыка такого рода игр в юности, приводит к тому, что человек в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
В неформальных молодежных группах не столько снимают напряжение после учебы или деятельности, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности.
Подводя черту рассуждений, можно сказать следующее: молодежная культура - это фаза развития, переходная стадия становления молодежи, имеющая, безусловно, важное и даже необходимое значение в юности и утрачивающая его по мере адаптации молодого человека к миру взрослых.
2.3 Особенности
становления психологии
Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод, которым нужно воспользоваться.
Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и подражание. Подросток начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно становится обычным и подражание просто его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделения из окружающей среды - ломать голову приходится только первым представителям - основателям. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Поддержание и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, и в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.
Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация