Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности
Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36
Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, общество само часто провоцирует на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно самому обществу, оно приводит «неформалов» в недоумение и подталкивает к слепому протесту в явно негативных формах.
Еще одна особенность – завышение притязания, т. е. уверенность в победном достижении «идеальной цели». Это «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого сравнения. Что негативно отражается на представителях субкультур.
Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 21-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.
Существуют родственные связи между культурами, а также различные их ответвления, которые позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 21-м веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.
Помимо родственных связей между объединениями могут быть и разовые, основанные на достижении единой цели, отношения. Они могут носить и положительный: например, объединение с целью удовлетворения массовых потребностей (концерты, показательные представления своего ответвления субкультуры, отчет проведенной деятельности, в форме тех же концертов, выступлений) и отрицательный (удовлетворение малых потребностей в: наркотизации, алкоголизме, выраженности негативных эмоций) характеры.
Вдобавок ко всему, между некоторыми субкультурами существует антагонизм, или проще говоря - конфликты. Например, это касается музыкальных субкультур и их конфликтов на основе разных музыкальных вкусов; конфликтных ситуаций между субкультурами разных направлений, приверженных противоположным политическим и идейным взглядам. Зачастую бывает такое, когда представитель одной группы, сам того не зная, становится на пути у другого молодежного объединения, чисто, например, из-за внешнего вида – отсюда всевозможные разборки, разбирательства и потасовки.
Не менее важны отношения
и связи с общественностью. В
последнее время уделяется
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями.
В настоящее время в
связи с изменением общественных
ценностных приоритетов в России
наблюдаются изменения
Молодежные штабы при избирательных компаниях, кроме материальной выгоды, привлекают тем, что становятся классической тусовкой, своеобразным клубом по интересам. Одно из последних исследований НИЦ "Регион" показало, что активно-политической молодежи "больше не стало", как и везде, желающих и стремящихся активно включаться в политические процессы - не более 3%, а вот в культурных акциях готовы поучаствовать более половины молодежи разных страт, возраста, уровня образования и материального достатка. Политические движения и партии остаются мало привлекательными, "чистое" волонтерство практически исключается, участие в публичных выступлениях связывается, прежде всего, с материальными, а не идеологическими соображениями. Это не говорит о падении духовности или нравственности в молодежной среде. В этом проявляется совершенно естественная реакция на коммерциализацию всех звеньев политической сферы. Как следствие - падение доверия к участию в официальной политике, по крайней мере - по идейным соображениям. Однако молодежь все же участвует в политике, но пытается найти и находит в ней что-то свое.
Субкультурные объединения, в зависимости от "идеологической", а точнее "внутриидеологической" установки могут относиться к власти и политике равнодушно, а могут и агрессивно. Как правило, музыкальные субкультуры относятся к политическим сдвигам в стране незаинтересованно, если это не затрагивает лично их. Напротив, экстремистские течения, такие как антиглобалисты, анархисты, скинхеды, часто настроены против власти агрессивно, что нередко выливается в различного рода "акции" протеста. Но в целом эти выступления носят стихийный, импровизационный характер, что говорит о том, что данные субкультурные течения все же находятся достаточно далеко от активного участия в общественно-политической жизни страны.
Отчужденность современной российской молодежи от процессов активного преобразования общества на основе имеющихся форм демократического участия обусловлена не только общими для всех социальных слоев причинами, но и возрастными особенностями группы. С одной стороны, формы восприятия для всех групп населения становятся частными. Временные же горизонты восприятия жизни сужаются.
Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы оценивает положение дел в стране. В тоже время следует отметить, что молодежи свойственна такая характерная черта, как переоценка своего собственного благополучия, а для студенчества своих профессиональных перспектив.
Существует мнение, что для молодежи в целом, политика не является приоритетной сферой интересов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь. Политическая заинтересованность молодых людей имеет "избирательный" характер и проявляется от случая к случаю.
Об отсутствии содержательного интереса к политике свидетельствуют заявления молодых людей, что их интерес к политике сводится к тому, чтобы иногда послушать по радио или посмотреть по ТВ политическую информацию. Как показывают социологические опросы, около 90% молодежи ежедневно смотрят телевизионные передачи, которые нагружены политической информацией не меньше, чем рекламой. Чаще всего люди воспринимают эту информацию не потому, что хотят, а потому, что вынуждены.
Различные формы альтернативной
молодежной субкультуры - это своего
рода эксперимент, позволяющий выработать
новые формы обращения с
Оказавшись, как и свойственно молодежи, на шаг впереди старших возрастных групп и вступив в эпоху постмодернизма, она исповедует постматериалистические гуманистические ценности, среди которых доминируют эгалитарные и "зеленые" ориентации. То есть современная молодежь во многих странах мира имеет вполне отчетливые ценностные представления, но при этом не выдвинула из своей среды некоего социального лидера, способного внедрить эти убеждения в политическую программу.
Заключение
Молодежная культура - это, прежде всего, возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время, это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.
Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.
Проанализировав аспект появления субкультурных течений, основные подходы к их изучению, просмотрев основные и наиболее известные типы и виды субкультур, изучив проблему влияния политики на молодежную субкультуру, я могу сделать следующие выводы:
Субкультура - система
норм и ценностей, отличающих
группу от большинства обществ.
Субкультурные группы легко
поддаются описанию, но их классификация
и типологизация затруднены многообразием
несводимых в систему признаков.
Субкультурные образования
Анализ соответствующей литературы показал, что вопросы социализации подростков, влияния субкультуры на процесс социализации представлены достаточно широко. Влияние субкультур на подростка может быть как негативным, так и позитивным, но в том или ином случае, необходимо прослеживать влияние неформальных объединений на социализацию и в случае необходимости, направить его в нужное русло.
В результате прохождения
через этапы взросления
Таким образом, в данной работе рассмотрены понятие молодежной субкультуры, история термина и влияние молодежных объединений на развитие подростка, имеющие значение для современного функционирования общества. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, я привела примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур. Также обозначила характерные черты, формы проявления этих «подгрупп», выявив специфику молодежных объединений.
В целом, в настоящее время, явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, в настоящее время возникает стратификация нашего общества по интересам. На мой взгляд, в современной России существует достаточно большое количество разнообразных субкультур, которые представляют собой социальный феномен. Это важная составляющая нашего общества, изучению, поддержанию и направлению которой должно уделяться больше внимания.
Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация