Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание

Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего 20 века и продолжает привлекать по сей день. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежью интересуются на государственном уровне, разрабатываются стратегии в области молодежной политики, программы воспитания молодежи в патриотическом духе, большое внимание уделяется так называемой молодежной аполитичности

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1 – Молодежные субкультуры как социальный феномен
Субкультурные объединения: теоретические подходы..5-9
Субкультура как элемент социальной структуры……..9-12
Нравственные убеждения, идеалы и предпосылки вступления молодежи в неформальные группировки……………..12-14
Глава 2 – Молодежные объединения и проблемы социализации
2.1 Типы и виды неформальных молодежных группировок…….15-22
2.2 Влияние неформальных организаций на социализацию подростка…………………………………………………………………….22-25
2.3 Особенности становления психологии неформалов…………26-27
2.4 Субкультурные связи и отношения…………………………....27-28
2.5 Государственные объединения и их связь с субкультурными образованиями………………………………………………………………28-30
Заключение………………………………………………………….31-34
Библиографический список………………………………………...35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 77.93 Кб (Скачать документ)

Психология неформальности  по  природе  своей  носит  двойственный, активно-реактивный  характер.  С   одной   стороны,   это   во   многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны,  общество  само  часто провоцирует на то, чтобы эта энергия направлялась  в не  лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно самому обществу, оно приводит «неформалов» в недоумение и подталкивает к слепому протесту  в явно  негативных формах.

Еще  одна  особенность  –  завышение  притязания, т. е. уверенность в победном достижении «идеальной цели». Это   «потребительство»,  которое столь часто ставится  молодым в   вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной,  а затем и громко выражать результаты этого сравнения. Что негативно отражается на представителях субкультур.

 

    1. Субкультурные связи и отношения

Субкультуры, как и любое  культурное явление возникли не в  культурном вакууме, а в культурно  насыщенной среде. Общество 21-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Существуют родственные связи между культурами, а также различные их ответвления, которые позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 21-м веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Помимо родственных связей между объединениями могут быть и разовые, основанные на достижении единой цели, отношения.  Они могут  носить и положительный: например, объединение  с целью удовлетворения массовых потребностей (концерты, показательные  представления своего ответвления  субкультуры, отчет проведенной  деятельности, в форме тех же концертов, выступлений) и отрицательный (удовлетворение малых потребностей в: наркотизации, алкоголизме, выраженности негативных эмоций) характеры.

Вдобавок ко всему, между некоторыми субкультурами существует антагонизм, или проще говоря - конфликты. Например, это касается музыкальных субкультур и их конфликтов на основе разных музыкальных вкусов; конфликтных ситуаций между субкультурами разных направлений, приверженных противоположным политическим и идейным взглядам. Зачастую бывает такое, когда представитель одной группы, сам того не зная, становится на пути у другого молодежного объединения, чисто, например, из-за внешнего вида – отсюда всевозможные разборки, разбирательства и потасовки.

Не менее важны отношения  и связи с общественностью. В  последнее время уделяется достаточно внимания субкультурным течениям, по сравнению с прошлыми годами. Представители  власти и муниципальных образований  стараются идти навстречу молодежи, организуя мероприятия и встречи, касающиеся их интересов.  Больших  разногласий в отношениях подобного  рода нет, за исключением случаев  нарушения субкультурами правил правопорядка и морали, что регулируется правоохранительными органами и  представителями местных властей.

2.5 Государственные  объединения и их связь с  субкультурными образованиями.

В настоящее время в  связи с изменением общественных ценностных приоритетов в России наблюдаются изменения молодежного  статуса в современном обществе и возросшего внимания к молодежному  вопросу, вызванного рядом политических выступлений и противостояний молодежи в начале ХХI века. Государством при  поддержке крупного бизнеса инициируются политические молодежные проекты, призванные упорядочить и мобилизовать молодежный "ресурс". Власть ищет механизмы  мобилизации (прежде всего политической) молодежного ресурса в ситуации глубокого ценностного кризиса. Игнорируется то, что молодежный активизм перекочевал за 20 лет перестройки  из пространства политики в пространство культуры. Молодежь ищет пространства для культурного самовыражения, а государство различными способами продолжает навязывать ей политические идентичности. Самые важные изменения происходят не в политической, а культурной борьбе - в области перераспределения права на культурное доминирование, содержания  современных молодежных "протестов" связаны не с политической, а культурной властью. Так, например, даже для самых эпатажно экстремистских молодежных формирований одним из ключевых моментов поддержания групповой идентичности становится эстетическая, художественно креативная сторона имиджа.

Молодежные штабы при  избирательных компаниях, кроме  материальной выгоды, привлекают тем, что становятся классической тусовкой, своеобразным клубом по интересам. Одно из последних исследований НИЦ "Регион" показало, что активно-политической молодежи "больше не стало", как  и везде, желающих и стремящихся  активно включаться в политические процессы - не более 3%, а вот в культурных акциях готовы поучаствовать более  половины молодежи разных страт, возраста, уровня образования и материального  достатка. Политические движения и  партии остаются мало привлекательными, "чистое" волонтерство практически  исключается, участие в публичных  выступлениях связывается, прежде всего, с материальными, а не идеологическими соображениями.  Это не говорит о падении духовности или нравственности в молодежной среде. В этом проявляется совершенно естественная реакция на коммерциализацию всех звеньев политической сферы. Как следствие - падение доверия к участию в официальной политике, по крайней мере - по идейным соображениям. Однако молодежь все же участвует в политике, но пытается найти и находит в ней что-то свое.

Субкультурные объединения, в зависимости от "идеологической", а точнее "внутриидеологической" установки могут относиться к власти и политике равнодушно, а могут и агрессивно. Как правило, музыкальные субкультуры относятся к политическим сдвигам в стране незаинтересованно, если это не затрагивает лично их. Напротив, экстремистские течения, такие как антиглобалисты, анархисты, скинхеды, часто настроены против власти агрессивно, что нередко выливается в различного рода "акции" протеста. Но в целом эти выступления носят стихийный, импровизационный характер, что говорит о том, что данные субкультурные течения все же находятся достаточно далеко от активного участия в общественно-политической жизни страны.

Отчужденность современной  российской молодежи от процессов активного  преобразования общества на основе имеющихся  форм демократического участия обусловлена  не только общими для всех социальных слоев причинами, но и возрастными  особенностями группы. С одной  стороны, формы восприятия для всех групп населения становятся частными. Временные же горизонты восприятия жизни сужаются.

Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы оценивает положение дел в  стране. В тоже время следует отметить, что молодежи свойственна такая  характерная черта, как переоценка своего собственного благополучия, а для студенчества своих профессиональных перспектив.

Существует мнение, что  для молодежи в целом, политика не является приоритетной сферой интересов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в  стране на свою жизнь. Политическая заинтересованность молодых людей имеет "избирательный" характер и проявляется от случая к случаю. 

Об отсутствии содержательного  интереса к политике свидетельствуют  заявления молодых людей, что  их интерес к политике сводится к  тому, чтобы иногда послушать по радио или посмотреть по ТВ политическую информацию. Как показывают социологические  опросы, около 90% молодежи ежедневно смотрят телевизионные передачи, которые нагружены политической информацией не меньше, чем рекламой. Чаще всего люди воспринимают эту информацию не потому, что хотят, а потому, что вынуждены.

Различные формы альтернативной молодежной субкультуры - это своего рода эксперимент, позволяющий выработать новые формы обращения с социальными  условиями и пути формирования социокультурных  общностей. Возможные тенденции  будущего развития этих общностей можно  выявить на примере полулегальных, официально не зарегистрированных радикальных  экологических организациях, пытающихся помешать строительству вредных производств.

Оказавшись, как и свойственно  молодежи, на шаг впереди старших  возрастных групп и вступив в  эпоху постмодернизма, она исповедует постматериалистические гуманистические  ценности, среди которых доминируют эгалитарные и "зеленые" ориентации. То есть современная молодежь во многих странах мира имеет вполне отчетливые ценностные представления, но при этом не выдвинула из своей среды некоего  социального лидера, способного внедрить эти убеждения в политическую программу.

 

 

 

Заключение

Молодежная культура - это, прежде всего, возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального  развития, это культура определенного  молодого поколения, но в то же время, это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким  образом, молодежная культура носит  одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический  облик своего времени и общества.

Проанализировав аспект появления субкультурных течений, основные подходы к их изучению, просмотрев основные и наиболее известные типы и виды субкультур, изучив проблему влияния политики на молодежную субкультуру, я могу сделать следующие выводы:

 Субкультура - система  норм и ценностей, отличающих  группу от большинства обществ.  Она формируется под влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение, религия, социальная  группа или местожительство. Ценности  субкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством, они обнаруживают  лишь некоторые отклонения от  нее. Подросток может попасть  в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с  учебой, в коллективе сверстников и др. Поэтому следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни.

Субкультурные группы легко  поддаются описанию, но их классификация  и типологизация затруднены многообразием  несводимых в систему признаков. Субкультурные образования многочисленны  и разнообразны, обладают специфическими признаками, стилем, наличием какой-либо идейной программы. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать  платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях  важно, что через субкультурные  формы для определенной части  молодежи лежит путь к освоению социального.

Анализ  соответствующей литературы показал, что вопросы социализации подростков, влияния субкультуры на процесс социализации представлены достаточно широко. Влияние субкультур на подростка может быть как негативным, так и позитивным, но в том или ином случае, необходимо прослеживать влияние неформальных объединений на социализацию и в случае необходимости, направить его в нужное русло.

 В результате прохождения  через этапы взросления молодежь  начинает не только социализироваться,  но и политизироваться. При этом  политические лидеры любой страны  всегда придавали молодежи большое  значение, так как именно она  в значительной степени решает  исход политической борьбы. При  этом молодежь значительно чаще  является лишь объектом политики  и активно используется властными  структурами. Поэтому судьба молодого  поколения в большой степени  зависит от того, какие политические  силы оказывают наибольшее воздействие  на формирование мировоззрения  молодежи. Молодежь все больше  осознает необходимость усиления  политической власти. Идея власти  сильной личности в структуре  политических ориентаций молодежи  занимает первое место, а приверженность  идеям сильного государства - второе. Это означает, что современная российская молодежь симпатизирует неординарным личностям, эпатирующим общественное мнение, а в политическом сознании молодежи накопилась усталость от бездействия и всеобщей безответственности. Но, к сожалению, со стороны большинства представителей молодежи, активности в области политики не наблюдается. Политические процессы пускаются произвольным руслом, подкрепляемые уже устоявшимся «лозунгом» - «Будь что будет, каждый в ответе только за себя».

Таким образом, в данной работе рассмотрены понятие молодежной субкультуры, история термина и влияние молодежных объединений на развитие подростка, имеющие значение для современного функционирования общества. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, я привела примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур. Также обозначила характерные черты, формы проявления этих «подгрупп», выявив специфику  молодежных объединений.

В целом, в настоящее время, явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, в настоящее время возникает стратификация нашего общества по интересам. На мой взгляд, в современной России существует достаточно большое количество разнообразных субкультур, которые представляют собой социальный феномен. Это важная составляющая нашего общества, изучению, поддержанию и направлению которой должно уделяться больше внимания.

Информация о работе Субкультурные подростковые объединения: проблемы и формирование, социализация