Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.
Введение 4
1. Теоретико-методологическое изучение особенностей подросткового возраста, суицида в контексте различных научных дисциплин 6
1.1 Понятие суицида 6
1.2 Виды суицида и его причины 11
1.3 Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения 14
2. Анализ суицида в Твери и Тверской области среди молодежи 18
2.1 Причины суицида среди молодежи в Твери и Тверской области 18
2.2 Обзор суицида среди молодежи 22
2.3 Профилактика суицида среди молодежи в Тверской области 24
3. Программа прикладного социологического исследования 30
3.1 Прикладное социологическое исследование……………………………………………………………………..33
Заключение 52
Список литературы 55
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверской
государственный технический
Факультет управления и социальных коммуникаций
Кафедра социологии и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА
ТЕМА: ТЕНДЕНЦИИ СУИЦИДА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ.
Выполнила:
Белякова Д.В.
студентка 5 курса группы Соц-0810
Подпись____________
Доцент Туманова О.И.
Защита состоялась
« »
Оценка:
Члены комиссии: ________________
Тверь 2013
Содержание
Введение
Как ни печально осознавать, проблема суицида в нашей стране с каждым годом становиться значимее. И если раньше вопросы суицида замалчивались в целях создания иллюзии социального благополучия, то сегодня, в условиях развивающейся демократии, суицид выноситься на публичное обсуждение как актуальная проблема человечества с целью поиска наиболее оптимальных мер по его предотвращению. Каждый год около трёх тысяч человек сводят счёты с жизнью. И крайне важно для всех общественных сфер изучать эту проблему, её психологический, социальный, экономический и культурный аспекты.
В обществе преобладает пессимистический настрой, слово «депрессия» стало вхоже в бытовой обиход. Глобальное недовольство жизнью, разочарованность, одиночество, которые могут привести к суициду –что это? Последствия развития цивилизации, психические особенности современных людей? Отсюда и формирование в подростковой среде новых субкультур, культивирующих депрессивное состояние, ненависть к миру и жизни. Средства массовой информации сообщают ежедневно прискорбные факты о событиях подобного рода, в интернете насчитывается несколько тысяч сайтов, посвящённых смерти и суициду. Неужели это должно стать новой нормой жизни? И не станет ли «мода» на суицид помехой, носящей глобальные масштабы для нормального демографического развития общества?
Объектом исследования являются подростки 13-16 лет, в частности склонные к суицидальному поведению и девиации.
Предмет исследования: подростковый суицид в Твери и Тверской области.
Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Наибольший акцент сделан
на подростках – категории населения,
находящейся в опасном
Практическая значимость данной работы заключается в разработке на основе проведённого исследования практических рекомендаций и профилактических мер по определению и предотвращению суицида.
Методы исследования, использованные для написания работы: анализ научных документов, статей из различных областей научного знания: социологии, психологии, культурологи, медицины; для прикладного исследования использовался метод анкетного опроса.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методологическое
изучение особенностей
1.1 Понятие суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.
Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах [1, c.58].
Анализ суицида для русских мыслителей всегда представлял из себя анализ предельной, «пограничной ситуации» для личности при выборе ею определенного жизненного пути, другими словами, анализ истоков «веры живой».
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают
от сильной душевной боли и находятся
в состоянии стресса, а также
чувствуют невозможность
Суицид рассматривается как
ведущая причина смертей во всем
мире, поэтому он является значительной
общественной проблемой. Кроме того,
некоторые исследователи
Самоубийство – на первый взгляд довольно незначительное явление, особенно с высоты созерцающих глобальные геополитические события, на самом деле обнажает “изнанку” существующего строя, способно дать определенную оценку происходящим событиям в обществе. Кроме того, при наличии довольно таки обширных и разносторонних статистических сведений по предмету исследование феномена суицида представляет собой настоящую находку для западного социолога.
Тем не менее, нельзя переоценивать важность изучения самоубийства. Поскольку социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, превосходящим норму общей смертности, то изучению в первую очередь подвергаются резкие скачки общего (среднегодового или среднемесячного) показателя самоубийств – как ответной реакции на общественные кризисы [1, c.36].
В русском языке слово самоубийство означает “намеренное лишение себя жизни”. В научной литературе исследователи также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления, с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий, можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.
Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды. В социологии эта проблема изучается как социальная патология [1, c.117].
На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за него несут все члены общества в гораздо большей степени.
Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально теплых отношениях, которые являются, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.
Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.
Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида – по данным американских авторов, среди женатых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с тем, что “молодые” браки чаще являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей
[2, c.122].
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.
Одним из основных объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.
В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение в привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих
попытки самоубийства, сами подростки
и эксперты-психологи
Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.
Кроме того, в современных условиях
увеличивается разрыв между различными
возрастными и социальными