Суицид среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.

Содержание

Введение 4
1. Теоретико-методологическое изучение особенностей подросткового возраста, суицида в контексте различных научных дисциплин 6
1.1 Понятие суицида 6
1.2 Виды суицида и его причины 11
1.3 Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения 14
2. Анализ суицида в Твери и Тверской области среди молодежи 18
2.1 Причины суицида среди молодежи в Твери и Тверской области 18
2.2 Обзор суицида среди молодежи 22
2.3 Профилактика суицида среди молодежи в Тверской области 24
3. Программа прикладного социологического исследования 30
3.1 Прикладное социологическое исследование……………………………………………………………………..33
Заключение 52
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

Т 178.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

 

По особенностям состава  текста, по преобладающим в нем интенциям можно предположить, в каком состоянии находился человек и какую жизненную позицию он занимал в предсуицидный период и могло ли это как-то повлиять на принятие им решения.

Психологию победителя/проигравшего современная наука выделяет на основе исследований Э. Берна. Что отличает психологию проигравшего, психологию неудачника от человека, которого можно назвать победителем? По мнению Берна, их различия — в результатах. Победитель — это тот, кто ценит себя, ценит других, кто умеет смотреть на жизнь, находя в ней много позитивного. Победитель умеет учиться и меняться, верит в Добро и становится сильнее, находя поддержку в самых неожиданных ситуациях, у него высокая самооценка, но самое главное, это то, что он любим и уважаем другими людьми. Победитель не может быть одиноким человеком. Обычно у него много друзей, и самое ценное в его жизни - это время, которое ему необходимо потратить определенным образом. Проигравший — это тот, кто остается в одиночестве, становится больным и всем недовольным.

В записках суицидентов преобладает психология проигравшего, человека, у которого уже ничего не осталось и нечего терять, или жизнь приняла такой оборот, что другого выхода уже нет.

Интерес составляют те записки, в которых прослеживается психология «победителя». Человек «смеется» над всеми, кто остался жить «в этом мире» и считает себя победителем, выбравшим единственно верный путь.

В большинстве записок  преобладают экстрапунятивные тенденции, т.е. человек видит причину сложившейся  ситуации «во вне», винит окружающиеся обстоятельства, окружающих людей.

Позиция родителя/взрослого/ребенка  так же может нам многое сказать  состоянии о человеке. Чаще всего  в записках проявляется взгляд «ребенка», т.е. проявляется инфантилизм, незрелость, непонимание сложившейся ситуации.

Позиция «взрослого»  предполагает, что человек понимает сложившуюся ситуацию, но в силу каких-то причин переоценивает ее значимость для себя.

На основании всего  вышеизложенного мы можем сделать  попытку составить психологический  портрет человека, принадлежащего к группе риска.

Во-первых, индивид имеет  конфликт с окружением близких ему  людей. Это может быть семья, дети, родители. Конфликт может заключаться  в непонимании, предательстве, неуважении и пр.

Не только семья, но отношения  в целом, царящие в обществе, могут стать предпосылкой суицидального поведения. Ситуация конфликта в этом случае имеет глубокую субъективную значимость для человека и прежде всего, затрагивает базовую систему его ценностей и идеалов. Соответственно высокое эмоциональное напряжение, «аккумулирование» его в течение длительного времени (как при аффекте), рано или поздно выливается в аутоагрессию.

Причиной ухода человека из жизни может стать или излишний инфантилизм (что, чаще всего, свойственно  подросткам), в этом случае человек  смотрит на мир глазами «ребенка» (Меня здесь не понимают, я никого не могу понять…); или чрезмерная значимость («сверхценность») ситуации. Как отмечал Э. Шнейдман, происходит «сужение когнитивной сферы»: «Мне ничего больше не оставалось»; «Единственно возможным выходом была смерть» и т.д.

Самоубийца – человек  с психологией «проигравшего», он не считает себя способным что-либо изменить. И поскольку сознание его  «сужено», он живет настоящим моментом, данной конкретной ситуацией, не смотрит  в будущее. Проблема в этот момент кажется ему неподъемным грузом.

В критической ситуации человеку свойственно: сильное эмоциональное  напряжение (ярко проявляется в содержании и в структуре написанного  текста), направленность «во вне» (экстрапунятивность): человек склонен винить окружающих и ситуацию в произошедшем. Проявляется страх перед жизнью, перед будущим («…не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь…»).

Изменить или скорректировать  направления мыслей или идей потенциального самоубийцы могут родственники, знакомые, друзья, если они понимают первопричину поведения. В этом случае человеку необходима поддержка и понимание близких, аккуратность в отношениях, т.к. неправильное поведение может повлечь печальные последствия. В настоящее время достаточно широко разрабатываются и внедряются в практику программы реабилитации, а так же превенции деструктивного поведения. Но, в первую очередь необходима помощь родственников и друзей, которые могут помочь и возвратить человека к нормальной жизни.

Таким образом, на основе анализа текстов записок, составлении психологического портрета мы имеем возможность дать практические рекомендации по превенции суицидального поведения, а так же уточнить элементы составления психологического портрета личности по написанному тексту.

Прежде всего, необходимо оказать эмоциональную помощь человеку, оказавшемуся в безвыходной ситуации. Родственники и близкие должны обращать особое внимание на особенности его поведения: перепады настроения, отношения с друзьями и пр. Т.к. причиной суицидального поведения чаще всего является конфликт в ближайшем окружении, необходимо найти эту первопричину и постараться «сгладить» ее.

Т.к. скорее всего будет  преобладать пониженный тон настроения, заниженная самооценка, необходимо отвлечь  человека от печальных мыслей и постараться  переключить его внимание в более благоприятное русло.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ реабилитации групп риска, в организации работы телефонах  доверия.

При анализе текстов, на наш взгляд, необходимо уделять  особое внимание психологическим составляющим текста.

Предложенная схема  анализа текста может быть использована в психологическом профилировании, в составлении психологического портрета личности по написанному тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведём итог, рассмотренным в работе вопросам. Статистика сообщает нам печальные цифры, в очередной раз подтверждающие остроту проблемы суицида в обществе. В нашей стране начинают приниматься общегосударственные меры по его предотвращению, но недостаточная изученность данной проблемы не позволяет выработать наиболее эффективные профилактические методы.

Одной из групп риска, находящихся в маргинальном положении, подверженной суицидальному поведению, сегодня становятся подростки. Их психические особенности, связанные с переходным возрастом, попыткой социализации и вхождением во взаимодействия с группой сверстников часто становятся причиной острого реагирования на незначительные проблемы, что приводит их в состояние подавленности, депрессии, формирует недовольство жизнью. Не маловажным оказывается и влияние подростковых субкультур на формирование негативных психических воздействий. Их идеология, межличностные взаимоотношения часто носят деструктивный для формирующейся личностной идентификации подростка.

1. На основании проведённого исследования, можно сделать вывод, что общий моральный настрой подростков пессимистичный, они чаще замыкаются в себе, бояться обращаться за помощью, плохо осведомлены о местах её оказания. В заключительной части также приведены некоторые практические рекомендации по профилактике и предотвращению суицида, формированию умения вовремя определить суицидальное поведение и разрешить проблемы подростка, что будет крайне полезно для его ближайшего окружения, семьи, учителей, друзей.

Анализ литературы по теме исследования показал, что существует большое количество исследований, посвященных суициду. На основе проработки литературы нами было сформировано общее понятие: суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

2. Было выявлено значение лингвистики и психологии в анализе текстов (в частности, предсмертных записок). Данный анализ позволяет нам выявить мотивацию и другие личностные характеристики автора, необходимые следствию. При помощи анализа записок, дневников и других документов может быть выяснено, имел ли автор в действительности намерение уйти из жизни или эта попытка была чем-то вроде просьбы о помощи или способом манипулирования “значимыми другими”.

3. Исследовательская деятельность проводилась с целью выявления индивидуально-психологических особенностей личности суицидентов, а так же особенности ситуаций, которые могли оказать влияние на состояние индивидов в предсуицидный период.

В ходе анализа были выявлены следующие особенности личности суицидента:

Сужение когнитивной  сферы.

  • Сфера восприятия и мышления человека сужается (как при аффекте) и центрируется на проблеме, из которой субъективно не видится выхода.
  • Мысли направлены только на отрицательные составляющие сложившейся ситуации.

Конфликт в межличностных  отношениях.

  • Причиной суицида может являться конфликт личности с окружением. Конфликты с семьей и близкими способствуют возникновению травмирующих ситуаций.
  • Самоубийство может быть связано с неудовлетворенными потребностями: самосовершенствования, самореализации, автономии

Проявляется неспособность  адаптироваться в социальном окружении.

  • Субъект рассматривает себя слишком слабым для того, чтобы преодолеть трудности; самооценка чаще всего занижена (возможно, это является следствием неудач, преследующих человека).
  • Ярко проявляется аутоагрессия (самобичевание, самообвинение и пр.)
  • Прослеживается состояние сильного эмоционального напряжения (в большинстве записок: фразы короткие, утвердительные, в них выражается эмоциональное отношение к происходящему)
  • В текстах имеется тенденция к преобладанию психологии «проигравшего» (т.е. человек не видит в своей жизни ничего хорошего и считает, что уже ничего и не случится такого, что может изменить ситуацию).
  • Выражены экстрапунятивные реакции (причина неудач видится в окружающей ситуации); человек смотрит на мир глазами «ребенка» (проявляются инфантилизм и незрелость, недостаточная оценка ситуации).

4. Было уточнено содержание этапов методики составления психологического портрета личности суицидентов по написанному тексту. На наш взгляд, необходимо уделять внимание психологическому содержанию текста, а не его формальным характеристикам. В частности, особенностям занимаемой личностью позиции, направленности, интенциям и пр.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ реабилитации группам риска, организации работы телефонах доверия (в работе выявляются особенности  личности суицидента, соответственно можно предположить, как он будет  вести себя в дальнейшем).

Предложенная схема  анализа текста может быть использована в психологическом профилировании, в составлении психологического портрета личности по написанному тексту.

Список литературы

  1. Агапова, С.Ф. Социология: учебник / С.Ф. Агапова. – М.: ДИС, 2009. – 789 с.
  2. Ананьев, А.П. Социология регионов / А.П. Ананьев. – М.: Экономист, 2010. – 167 с.
  3. Андреев, Б.Ф. Основы социологии / Б.Ф. Андреев. – М.: Дело, 2009. – 378 с.
  4. Борисов, Е.Ф. Элементарные понятия социологии / Е.Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 2009. – 478 с.
  5. Гиляровская, Л.Т. Социология регионов / Л.Т. Гиляровская. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 890 с.
  6. Грузинов, В.П. Социология / В.П. Грузинов. – М.: Софист, 2009. – 489 с.
  7. Дунаева, Н.Ю. Социология / Н.Ю. Дунаева. – М.: Инфра-М, 2009. – 178 с.
  8. Заславский, И.Е. Социология региона / И.Е. Заславский. – М.: Наука, 2009. – 289 с.
  9. Кисилева, Е.Н. Социология: учебник / Е.Н. Киселева. – Киров: АСА, 2010. – 189 с.
  10. Ковалев, А.И. Социология / А.И. Ковалев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 209 с.
  11. Кошанов, А.А. Социология / А.А. Кошанов. – М.: Бизнес и дело, 2011. – 189 с.
  12. Кравченко, Л.И. Основы социологии / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2010. – 759 с.
  13. Кренина, М.Н. Социология / М.Н. Кренина. – М.: Дело, 2010. – 400 с.
  14. Кушубакова, Б.К. Основы социологии / Б.К. Кушубакова. – Уфа: Китап, 2010. – 88 с.
  15. Любушин, Н.П. Основы социологии / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 356 с.
  16. Нешитая, А.С. Введение в социологию: учебник / А.С. Нешитая. – М.: Дашков и К, 2010. – 456 с.
  17. Орлов, А.Д. Теория социологии / А.Ю. Орлов. – М.: Экономистъ, 2010. – 890 с.
  18. Пешко, Д.А. Социология. Основы общей теории / Д.А. Пешко. – Мн.: Юнацтва, 2009. – 221 с.
  19. Харевич, Г.Л. Основы социологии / Г.Л. Харевич. – Мн.: Академия управления, 2009. – 164 с.
  20. Хомидов, А.У. Современная социология  регионов / А.У. Хомидов. – М.: Инфра-М, 2011. – 789 с.

 

 




Информация о работе Суицид среди молодежи