Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.
Введение 4
1. Теоретико-методологическое изучение особенностей подросткового возраста, суицида в контексте различных научных дисциплин 6
1.1 Понятие суицида 6
1.2 Виды суицида и его причины 11
1.3 Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения 14
2. Анализ суицида в Твери и Тверской области среди молодежи 18
2.1 Причины суицида среди молодежи в Твери и Тверской области 18
2.2 Обзор суицида среди молодежи 22
2.3 Профилактика суицида среди молодежи в Тверской области 24
3. Программа прикладного социологического исследования 30
3.1 Прикладное социологическое исследование……………………………………………………………………..33
Заключение 52
Список литературы 55
А вдруг для собеседника это станет последней каплей? Но ведь ты же не хотел… Да и потом, возможна ли цензура, отслеживающая каждую фразу каждого пользователя?
Так что собравшиеся снова вернулись к дебатам о злом умысле и его отсутствии. Лидия Туманова разрешила этот спор, проведя аналогию: если десяток раз бросить нож в дерево, а на одиннадцатый попасть в человека, это будет квалифицировано как убийство. Пусть даже это будет убийство по неосторожности. Также и с неосторожной фразой. Словом можно убить или спасти, и каждый должен об этом помнить.
Подразделение по делам несовершеннолетних проводит проверку по каждому факту суицидальной попытки подростка. Информация направляется в министерство образования Тверской области, уполномоченному по правам ребенка и так далее. И в большинстве случаев выясняется: неладное с ребенком стало твориться не за полчаса до попытки суицида. Иногда школьник сам не свой несколько месяцев бродил, родители в школу приходили, пытались выяснить, что происходит с их сыном или дочерью. Но педагоги и школьные психологи не видели ничего особенного.
С одной стороны, в школах не хватает квалифицированных психологов. И их работа не должна ограничиваться оценкой готовности ребенка к школе в первом классе и профориентационным тестированием – в одиннадцатом.
А с другой… Если в каждом классе по 30 человек, а в каждой параллели – по три класса, то непросто разглядеть, что творится в душе у каждого. И никто не поймет и не поддержит ребенка лучше, чем родители.
Тем не менее, участники круглого стола задумались о введении профилактического курса для школьников, который удачно вписался бы в рамки изучения основ религиозной культуры или ОБЖ. На этих занятиях планируют говорить о ценности жизни, разъяснять меру ответственности за подталкивание другого человека к суициду, рассказывать об отношении к самоубийству в разных культурах и религиях. Не случайно все конфессии считают самоубийство смертным грехом, а атеисты соглашаются, что этот поступок – низкий и трусливый. Но, разумеется, этот курс должен составляться с учетом рекомендаций психологов и требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Кроме того, по инициативе
Правительства Тверской области
планируется создание кризисного центра.
Он будет работать при областном
клиническом
Оживленное обсуждение
вызвали и молодежные субкультуры.
Эмо, готы – у многих эти модные
течения ассоциируются с
– Эмо не суицид пропагандируют, а открытое выражение чувств на трезвую голову, – вступились за колоритных ребят в черном и розовом некоторые студенты. – Они даже спиртное не употребляют. Каждый видит то, что хочет видеть: одного привлекает здоровый образ жизни, другого – музыка и стиль одежды, а третий из всего спектра эмоций выбирает исключительно печаль и безнадежность. Но это не значит, что на него так субкультура действует. Скорее надо искать причины в его личной жизни.
Эти ребята во многом правы. Рискованно развешивать ярлыки: мол, если подросток принадлежал к определенной субкультуре, то причины суицидальной попытки очевидны. И эмо, и готы, и кто там еще появится, могут стать жертвой насилия, морального давления, жестокого обращения. Сваливая все на «эту новую моду», можно и настоящее преступление проглядеть.
Да, нужно менять законы, продумывать профилактические мероприятия, вникать в каждую ситуацию, привлекать к ответственности тех, кто позволяет себе играть чужими жизнями. Но не следует забывать: в конечном итоге все зависит от самого человека. Вряд ли подумает о самоубийстве тот, кто знает несколько простых вещей. Первое: жизнь дается одна (прочие версии пока не доказаны), и хочется думать, что не зря. Второе: какие бы на первый взгляд неразрешимые трудности ни навалились – кто сказал, что суицид позволит от них уйти? Третье: можно исправить любую ситуацию, но только пока ты жив. И четвертое: человек куда выносливее, чем ему самому кажется. Вспомните, как часто все мы бросаем: «Нет, ну это невозможно, сил моих больше нет!» И что бывает после этого «невозможно»? Да ничего, продолжаем разруливать ситуацию и, в конце концов, решаем проблему. Это правило проверено: оно никогда не подводит.
Областной антисуицидальный центр будет создан в Тверской области в ближайшее время. Об этом на Коллегии региональных органов прокуратуры и МВД сообщила заместитель председателя правительства Тверской области Светлана Вержбицкая.
Одной из функций учреждения станет помощь детям, страдающим от «тяжелой родительской руки», внешних неблагоприятных обстоятельств и других причин, побуждающих их свести счеты с жизнью.
Сегодня все больше детей оказываются в группах риска, подчеркнула вице-премьер. За текущий год более 900 тверских подростков в возрасте до 16 лет были задержаны полицией в момент употребления спиртного. По словам Вержбицкой, многие проблемы профилактики вызваны «слабейшим межведомственным взаимодействием», и эту ситуацию необходимо исправлять.
Таким образом, суицид в юном возрасте – сегодня это попытка уйти от реальности, желание испытать неведомые переживания, которые доселе были незнакомы. Родители таких детей говорят, что «все было нормально», но это скорее всего не так. Ненормально было, просто родители вовремя не обратили внимания, не удосужились узнать, что у близкого человека происходит в жизни. У него неприятности? Ему скучно? Много свободного времени? В чем дело? Если ребенок занят делом, то на поиск альтернативных способов жизни или смерти у него не остается ни времени, ни сил. Мне кажется, у детей, которые пробуют опасные способы жизни, точнее смерти, слишком много свободного времени.
Конечно, и раньше случались
самоубийства, но их основной причиной
становилась неразделенная
3. Программа прикладного социологического исследования.
Тема: Проблема суицида среди молодежи в Твери и Тверской области.
Актуальность: Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. В обществе преобладает пессимистический настрой, слово «депрессия» стало вхоже в бытовой обиход. Глобальное недовольство жизнью, разочарованность, одиночество, которые могут привести к суициду –что это? Последствия развития цивилизации, психические особенности современных людей? Отсюда и формирование в подростковой среде новых субкультур, культивирующих депрессивное состояние, ненависть к миру и жизни. Средства массовой информации сообщают ежедневно прискорбные факты о событиях подобного рода, в интернете насчитывается несколько тысяч сайтов, посвящённых смерти и суициду. Неужели это должно стать новой нормой жизни? И не станет ли «мода» на суицид помехой, носящей глобальные масштабы для нормального демографического развития общества?
Объект: предсмертные записки самоубийц
Предмет: содержание предсмертных записок самоубийц.
Метод: контент-анализ. Поскольку целью исследования является анализ предсмертных записок, то этот метод наиболее подходящий для выполнения этой цели. С его помощью, можно преобразовать качественные характеристики предмета исследования в количественные значения, удобные для сравнения и анализа.
Цель: Проанализировать содержание предсмертных записок суицидалов.
Задачи:
1). Рассмотреть технические параметры данных записок (форма, размер шрифта, словарный состав, словосочетания, особенности состава предложений).
2). Проанализировать позиции родителя/ребенка/взрослого
3). Проанализировать характер
лексики наиболее
4). Оценить интенции, коммуникативное намерение говорящего(что и кому хочет сказать)
5). Рассмотреть, о чем могут свидетельствовать те или иные особенности (психологическое состояние человека, отношения его с близкими и друзьями, субъективная тяжесть сложившейся ситуации, возможность выхода из сложившейся ситуации, причины ухода из жизни).
Гипотезы:
1). Предположительно в записках, оставшихся после самоубийц, будут встречаться глаголы настоящего времени, в текстах будут преобладать короткие утвердительные фразы.
2). В большинство писем будут адресованы родственникам и близким суицидента. И в основном в них человек будет видеть причину своих неудач.
3). В большинстве записок будут преобладать отрицательные конструкции.
4). В основном письма адресованы родственникам и близким-родителям, семье, друзьям.
5). В основном, больше подвержен влиянию обстоятельств человек со слабым типом нервной системы.
Смысловая единица: проблема суицида среди молодежи Твери и Тверской области.
Единица анализа: место расположения записки; размер записки; события и факты, имеющие отношение к самоубийству, отраженные в записках; лексика, используемая в записках.
Единица счета: записка, в которой описываются причины, подтолкнувшие к суициду.
Обоснование:
В исследовании было проанализировано 32 текста из предсмертных записок в Тверской области. Среди них встречались различные по объему и содержанию, одни - длинные, на нескольких листах, другие составляли всего 1-2 предложения. Однако, на мой взгляд, с помощью этой информации можно составить достаточно целостный психологический портрет потенциального суицидента и уточнить психологические характеристики группы риска.
Тексты писем – возможно, единственная нить, которая может нам что-то сказать о личности человека, и исходит от него самого, в ней может содержаться достаточно полная информация о произошедшем и о его причинах. Конечно, влияние обстановки и эмоциональной перегрузки искажает существующую картину, восприятие субъективно, но, таким образом, можно определить эмоциональное состояние человека, его направленность, мотивы, причины поведения и пр.
3.1 Прикладное социологическое исследование.
Контент-анализ.
В данной работе мной были выделено несколько критериев, по которым в дальнейшем будут анализироваться тексты писем (в их психологическом и лингвистическом содержании).
Схема анализа текста
а) Элементы анализа текста
б) О чем могут свидетельствовать те или иные особенности:
На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на языковые особенности текста, преобладающие лексические единицы и пр.
Таблица 1
Особенности текста |
Частота встречаемости |
Указание в тексте |
Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) |
Меня окружает…Я не могу понять…Я не могу жить без нее… |
Чаще встречаются глаголы |
Местоимения |
Если меня…лучше мне…меня не понимают…я никого не могу понять… |
Во всех текстах содержится большое количество личных местоимений, человек центрируется на себе и на своих переживаниях. |
Глаголы по группам (каузативы, императивы речи (не чувствуйте и пр…), состояния). |
Я хочу…Я долго думал…Я ухожу…Я прошу простить… |
Часто встречаются императивы (обращение к родственникам ли к знакомым). |
Длина фразы |
Я трусливый пес. Не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь. Счастливо оставаться. |
В текстах отмечено преобладание коротких, утвердительных фраз (т.е. вопросов и побудительных предложений меньше). Длинных и развернутых высказываний гораздо меньше. Такая структура текста может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении. |
Конструкции (утвердительные, отрицательные). |
- Лучше сейчас, чем никогда. - Меня здесь не понимают, я никого не могу понять. - Другого выхода нет. - Эта жизнь не для меня. |
Преобладают отрицательные конструкции.
Человек «не допускает |