Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.
Введение 4
1. Теоретико-методологическое изучение особенностей подросткового возраста, суицида в контексте различных научных дисциплин 6
1.1 Понятие суицида 6
1.2 Виды суицида и его причины 11
1.3 Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения 14
2. Анализ суицида в Твери и Тверской области среди молодежи 18
2.1 Причины суицида среди молодежи в Твери и Тверской области 18
2.2 Обзор суицида среди молодежи 22
2.3 Профилактика суицида среди молодежи в Тверской области 24
3. Программа прикладного социологического исследования 30
3.1 Прикладное социологическое исследование……………………………………………………………………..33
Заключение 52
Список литературы 55
На наш взгляд, с
помощью анализа
Например, часто встречающиеся глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.
Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок.
В представленных текстах были выявлены следующие признаки:
Подготовленность: большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.
Спонтанность: текст написан под воздействием эмоциональных переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.
По представленным показателям можно определить тип суицида (рациональный или аффективный).
Полученные данные могут быть использованы в дальнейшем анализе и составлении психологического портрета суицидента.
Более продуманное и
спланированное самоубийство является
доказательством
На наш взгляд, стоит начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное):
Таблица 2
Элементы анализа |
Примеры из текста |
Частота встречаемости |
Выводы |
1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход из жизни |
- Я ухожу из жизни добровольно, потому что всё против меня. - Надеюсь, у вас достаточно совести, чтобы понять, что в моем поступке виноваты вы. |
23 |
Чаще всего, человек делает упор на существующие проблемы, на невозможности их разрешения и на своей беспомощности в сложившейся ситуации. |
2. Мотивы |
*…я не могу больше жить в зависимости… * Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее… |
26 |
Мотив достаточно четко звучит в предсмертных записках. Но только при сравнении указанного мотива и реально существующих отношений можно делать вывод о самостоятельном выборе человека. Т.е. оценивается то, насколько субъективно значим был для человека тот ли иной мотив. |
4. Обращение к вере |
- Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня. - Другого выхода нет. Пусть меня судит Бог!.. |
4 |
Иногда происходит обращение к религии с той целью, чтобы оправдать свой поступок. |
5. Разочарование в религии |
- Не думай, кто бы ты ни
был, кто сейчас читает эта
записку, что религиозность и
религия – одно и что же.
Нет. Религиозность – это ты.
Религиозность – это твое |
4 |
Человек разочаровывается в религии, находит ее ненужной. |
5. Упоминание о родственниках, близких |
- Буду уходить, как смогу. Только из-за того, что я урод и судьба мне досталась такая злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким. От сознания этого становится еще больней на душе. Но чудес на свете не бывает. Другого выхода нет. Пусть меня судит Бог!.. - Прошу близких меня простить. Деньги у меня дома, в шифанере под рубашками. |
15 |
Письма обычно адресованы родственникам и близким суицидента: его родителям, семье, друзьям. Иногда в них человек видит причину своих неудач. |
7. Упоминание о способах самоубийства |
- Посмотрите вниз. Закричите во весь голос. Если вы теперь готовы - делайте шаг… |
2 |
Упоминание о способе |
8. Упоминание о смерти как о позитивном явлении |
- Никто не хочет открыть свое
настоящее лицо – они его
прячут за тонированными |
6 |
Человек еще раз подтверждает, что единственный способ решения всех проблем – смерть. В 40% текстов об этом упоминается. |
9. Упоминание о жизни как |
- Любой человек может пасть жертвой автокатастрофы, или стрелки братков – и какой смысл тогда было копить деньги? Но вряд ли хоть один из людей в момент смерти понял, что все это - пустое, что жизнь их была пуста. |
8 |
Человек разочаровывается в жизни, и он всеми возможными способами пытается доказать другим (и себе), что уход его оправдан. 60% писем содержат подобную информацию. |
10. Обвинение в своей смерти других |
- Прости меня, мама, но я тебя никогда не любил! Ты, с дуру, давала мне деньги, давала мне все, но ты не могла дать мне жизнь, а самое худшее, что ты когда-либо сделала мне – Ты меня родила! За что?!? Что я тебе сделал?! Зачем надо было меня рожать?! … |
9 |
Демонстративность (обвинения и пр.) |
11. Мысли о будущем |
- Прошу в моей смерти никого не винить. Своим имуществом я распорядился. Составил завещание, и директор положил его в сейф до сентября в конверте, как я просил. |
8 |
Один из признаков, указывающих на то, что самоубийство было добровольным и спланированным действием. Человек продумывает, что будет после его смерти. |
12. Жанр письма (письма-информации, исповеди, фатические, письма-угрозы). |
19 – письма-информации 13 – письма-исповеди |
Определив жанр письма, можно предположить, был ли уход демонстративной попыткой или продуманной. В нашем случае большинство писем – письма-информации (например, письма 3 и 4) и письма-исповеди (например, письмо 10). |
Чаще всего записка адресуется родственникам или друзьям погибших, где человек объясняет причину, мотивы ухода из жизни и просит прощения. Реже – она адресована широкой аудитории (часто такого рода самоубийства имеют демонстративный характер), где человек негативно критикует определенные моменты действительности или обвиняет кого-либо в своей гибели. Очень часто тексты демонстративного характера размещаются в Интернете. Весь текст, в основном – это отображение системы межличностных отношений с позиции личности (они субъективны, но, тем самым, мы можем определить значимость для человека того или иного явления или переживания).
Такие компоненты, как: мысли о будущем (о том, что будет после гибели человека), способы самоубийства, объяснение мотивов может свидетельствовать о продуманности самоубийства (его рациональности).
В текстах проявляются субъективно значимые для человека стороны действительности: межличностные отношения, конфликты и пр.
2. Далее стоит остановить внимание на том, в чем люди чаще всего видят причины (мотивы) своего ухода из жизни. Здесь же выявляются ведущие интенции. В нашем случае можно рассмотреть две из них:
1. Откуда исходит угроза (Кто виноват?)
2. Где искать выход (Что делать?).
Мотивы самоубийства исследуется наиболее тщательно (они дают нам ответ на вопрос: «Кто виноват в произошедшем»). Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.
Таблица 3
Причина |
Примеры из текста |
Частота встречаемости |
Выводы |
1. Личные отношения |
- Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу. |
11 |
Достаточно часто является причиной суицида. Это – предательство любимого человека, расставание, сложные ситуации в семье. |
2. Родственники |
- Выхода у меня, кроме как уйти вслед за мамой, нет. Она, я так понял, умерла в бессознательном состоянии, как и хотела. |
4 |
Родственники, не дающие возможности самостоятельной жизни (или излишне опекают, или, наоборот, не обращают внимания). |
3. Общество |
- Почему ухожу? По-моему, |
8 |
Общество создает такие |
3. Лишения и ограничения, накладываемые обществом. |
- Я не хочу жить в таком мире!!! Не хочу! Я не хочу жить в мире, где приходится натягивать на лицо красно-белую маску клоуна. Я не хочу улыбаться тем, кто мне не нравится! Я хочу умереть, я не могу жить в мире, где нельзя даже уйти в лес, стать отшельником. |
3 |
Неудовлетворенность существующей системой, всевозможные ограничения и пр. |
5. Несчастная любовь |
- Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее |
8 |
По - прежнему, является одной из основных причин суицида. Когда люди теряют родного человека, жизнь им кажется разбитой и ненужной |
6. Зависимость от чего(кого)-либо |
- Простите меня, но я не могу больше жить в зависимости, это – сильнее меня, я – всего лишь обуза для всех своих друзей и родных. |
2 |
Зависимость, к сожалению, еще одна тенденция, являющаяся причиной самоубийств. Это – болезнь 20-21 века (наркотическая, алкогольная, игровая зависимости и пр.) |
7. Предательство |
4 |
Предательство близких и родных. В зависимости от того, насколько раним человек и насколько это поведение задевает его ценности… | |
8. Потеря смысла |
- Во мне слишком много от
сумасбродного, капризного - Я устал. Устал жить. В этом мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль. - Я не могу понять, в чем причина, но я чувствую себя чужим. Чуждым этому миру и людям…Мне больше нечего здесь делать, поэтому я ухожу. - А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить. Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле. - Уже много лет я не испытывал волнения ни от прослушивания, ни от создания музыки, равно как от чтения и писания стихов. |
18 |
Чаще всего в текстах писем люди указывают на потерю смысла жизни, т.е. больше нет той нити, которая связывает их с окружающим миром. В 50% текстов писем упоминается потеря смысла жизни, для каждого смысл заключается в чем-то определенном. |
9. Воспитание |
- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала, а у меня будет ребёнок. Лучше мне не жить, потому что ты учила меня совсем по-другому. |
2 |
Родители в детстве дают детям определенные установки, следование этим установкам не всегда приводит к благополучному исходу. |
10. Самоизбыточность |
- Эта жизнь оказалась не для меня. Она слишком монотонная. Люди лицемерят, все корчат из себя веселых и жизнерадостных. Все хотят показать: “Мы умеем жить!!”, все кричат: “Мы живем!!!! Вот это – настоящая жизнь!!!!”. Что это за жизнь? – мерседесы, красивые бабы, деньги, шампанское… Это оказалось не для меня. |
3 |
Больше человеку ничего не нужно, он не видит смысла в своем дальнейшем существовании. |
На основе краткого анализа текстов писем можно сказать следующее: чаще всего причиной самоубийства становится предательство любимых людей или несчастная любовь, ограничения, накладываемые обществом. В настоящее время появляются новые причины и, прежде всего, это – различного рода зависимости (алкогольная, наркотическая, все чаще – зависимость от игровых автоматов). При появлении подобной причины человек чаще уходит из жизни, чтобы не быть обузой для близких.
В редких случаях причиной
может стать «самоизбыточность»
Рис. 1. Причины самоубийств, выявленные на основе анализа текстов предсмертных записок
Значимым моментом является смысл жизни для человека. Для каждого смысл заключается в чем-то определенном: жить ради любимых, ради друзей, ради удовольствий и пр. Потеря этого смысла может стать предпосылкой для появления мыслей о суициде.
3. Далее мы постараемся выделить индивидуально-психологические качества личности суицидентов.
Качества личности |
Примеры из текста |
Вывод (что преобладает), примечание |
- Особенности мотивации; |
* Я ухожу из жизни добровольно, потому что всё против меня. Я старался, но ничего не вышло и больше нет сил. * А зачем вообще жить, если нет того человека, ради которого стоило бы пожить?... |
Человек сосредоточен на какой-либо одной стороне действительности, хочет уйти из жизни, соответственно он видит только отрицательные стороны ситуации и не может посмотреть «шире» (феномен когнитивно суженного сознания). |
- Индивидуально-типологические и возрастные особенности |
* Во мне больше нет страсти,
поэтому помните: лучше быстро
сгореть, чем медленно угасать.
* Моя любимая покончила с собой, |
Подростки, пострадавшие от несчастной любви (взгляды инфантильные и незрелые), либо уже достаточно взрослые люди (30-40), имеющие свои взгляды на жизнь и оценившие все «за» и «против». |
- Самооценка |
больше нет сил… Я трусливый пес… |
Самооценка либо занижена («я уже ничего не смогу сделать») – в большинстве случаев, либо завышена («вы мне не ровня»). |
- Эмоциональное состояние; |
*Не пожить ли еще чуть-чуть? Нет, нет, нет. Я боюсь. |
Прослеживается сильное |
- Особенности типа нервной |
Можно сделать предположение на основе анализа текста целиком. Например, «Я устала…» «Я бессилен…». |
В большинстве случаев люди действуют под влиянием внешних обстоятельств. Однако характеристики и особенности человека так же влияют на состояние человека и принятие решения. Можно предположить, что человек со слабым типом нервной системы более подвержен влиянию обстоятельств. Он не в состоянии бороться с обстоятельствами, поэтому не видит другого выхода. |
- Состояние межличностных |
*Теперь у меня даже нет друзей, настоящих друзей, с которыми можно обо всём поговорить, которые тебя никогда не бросят. Остались только знакомые, приятели, соседи, одноклассники, одногруппники и т.д. Но им, по большей части, наплевать на меня. |
Более чем в половине случаев – нарушено благополучие взаимоотношений (предательство, несчастная любовь, неразрешимый конфликт и пр.) |
- Интеллектуальное развитие; |
* Витя извени меня за всё тепере я небуду позорить тебя но ты зря говарил так про меня. Пока. Саша." * Раз уж у меня нет любви, которая так мне нужна, значит, у меня ничего не осталось. |
Об этом может говорить наличие ошибок в письмах (например, пропущенные запятые, грамматические ошибки и пр.) Об интеллектуальном развитии может так же говорить и стиль написания письма. |
Направленность личности («от» людей или «против» людей) |
*Только из-за того, что я урод и судьба мне досталась такая злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким… |
Направленность «от» людей преобладает. Человек либо замыкается в себе и фиксируется на своей проблеме, либо (что реже) считает, что весь мир и складывающиеся обстоятельства настроены против него, соответственно он уже ничего не сможет предпринять. |
- Экстравертированность - интравертированность |
* Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу.
* Я бессильна перед своими чувствами. С жизнью нельзя совладать. Я похожа на l2-летнего беспомощного ребенка. |
В большинстве случаев, это – люди-экстраверты, они страдают от не сложившихся отношений, от ссор и предательства. Интроверты, в основном, фиксируются на себе, считают, что все проблемы исходят от них. |
Прежде всего, стоит уделить внимание мотивации человека: он сосредоточен на определенной стороне действительности и видит только отрицательные ее составляющие, не может взглянуть «шире».
Что касается индивидуально-типологических особенностей, то к группе риска относятся либо инфантильные ондивиды (у них не сформировалось еще «взрослого» взгляда на жизнь, они недооценивают ситуацию), либо индивиды, которые переоценивают значимость ситуации (она для них «сверхзначима»).
Самооценка в большинстве случаев занижена, что может быть связано с неудачами и конфликтами, с которыми человек не может справиться, поэтому считает себя ни на что не способным.
Состояние человека характеризуется
сильной эмоциональной
Мы можем предположить, что индивид со слабым типом нервной системы больше подвержен влиянию внешних обстоятельств, он не считает себя способным с ними справиться.
В межличностных отношениях чаще всего существует конфликт, неблагополучие, противоречие которое субъективно значимо для человека, и которое он не может решить. Соответственно возникает состояние эмоционального напряжения, может снизиться самооценка и дальше события развиваются по нарастающей.
Человек замыкается в себе (преобладает направленность «от людей») и фиксируется на своей проблеме. Он считает, что все обстоятельства складываются против него, не обращается к другим людям за помощью. Э. Шнейдман пишет, что общей закономерностью в характеристике суицидальных тенденций является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения. Однако, на наш взгляд, намерения могут проявляться косвенно в поведении индивида….
В большинстве случаев
суициденты характеризуются
4. Позиция составителя записки. По тексту можно определить, в каком состоянии находился человек и какую жизненную позицию он занимал в предсуицидный период.
Таблица 4
Позиция человека |
Примеры из текста |
Частота встречаемости |
Выводы |
Наличие признаков победителя – проигравшего (в чем проявляется) |
- Я не хочу, чтобы меня оплакивали. Я хочу, чтобы на моих похоронах плясали и веселились! Оплакивают глупых людей – такой раб ушел из жизни, как же можно его не оплакать?! Пусть все смеются и шутят на моих похоронах! Это будет достойно меня!.. («Победитель») - Я всерьёз собрался умереть, потому что без Люды жить не могу. («Проигравший»). |
Победитель – 4
Проигравший – 24 |
В большинстве случаев, в текстах проявляется психология проигравшего. «Проигравший — это тот, кто остается в одиночестве, становится больным и всем недовольным…». В некоторых случаях – это позиция победителя (т.е. человек ставит себя надо всеми). |
- Экстрапунитивность, интрапунитивность, импунитивность (направленность) |
- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала, а у меня будет ребёнок. Лучше мне не жить, потому что ты учила меня совсем по-другому (экстрапунитивность) - всё против меня. Я старался, но ничего не вышло и больше нет сил (экстрапунитивность) |
Экстрапунитивность – 24
Интрапунитивность – 4 |
Чаще всего, человек видит причину ситуации, в которой он оказался, во «вне». Он винит складывающиеся обстоятельства, людей, реже – он винит себя. |
- Позиция Родителя/Ребенка/Взрос |
- Во мне слишком много от
сумасбродного, капризного - Я долго думал над всем… (В) - Я боюсь за своих детей.
Мне уже сейчас страшно, что
им придется умереть. Мои - Меня здесь не понимают, я никого не могу понять… (Ре) - Я устал. Устал жить. В этом мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль… (В) |
Чаще всего, в текстах записок человек смотрит на мир глазами Ребенка. Его взгляд сфокусирован на чем-то одном, он инфантилен, не понимает сложившейся ситуации. Позиция взрослого так же проявляется достаточно часто, человек смотрит на все опытным взглядом, взглядом «со стороны», оценивает все «за» и «против», и только потом совершает выбор. Т.е. причиной самоубийства может быть либо излишний инфантилизм (чаще всего это проявляется у подростков), либо субъективная безвыходность ситуации для человека. |