Суицид среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблему подросткового суицида, определить основные факторы и причины суицидального поведения, разработать профилактические рекомендации на основании проведённого исследования по предотвращению суицида.

Содержание

Введение 4
1. Теоретико-методологическое изучение особенностей подросткового возраста, суицида в контексте различных научных дисциплин 6
1.1 Понятие суицида 6
1.2 Виды суицида и его причины 11
1.3 Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения 14
2. Анализ суицида в Твери и Тверской области среди молодежи 18
2.1 Причины суицида среди молодежи в Твери и Тверской области 18
2.2 Обзор суицида среди молодежи 22
2.3 Профилактика суицида среди молодежи в Тверской области 24
3. Программа прикладного социологического исследования 30
3.1 Прикладное социологическое исследование……………………………………………………………………..33
Заключение 52
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

Т 178.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

 

На наш взгляд, с  помощью анализа лингвистических  компонентов мы можем сделать  некоторые выводы о психологических  особенностях состояния индивидов.

Например, часто встречающиеся  глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.

Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее  или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок.

В представленных текстах  были выявлены следующие признаки:

Подготовленность: большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.

Спонтанность: текст написан  под воздействием эмоциональных  переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных  дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.

По представленным показателям  можно определить тип суицида (рациональный или аффективный).

Полученные данные могут  быть использованы в дальнейшем анализе  и составлении психологического портрета суицидента.

Более продуманное и  спланированное самоубийство является доказательством самостоятельного выбора человека (т.е. он выбирает время, место и средство, предупреждает  родственников и знакомых, пишет  завещание и пр.) Здесь важное внимание необходимо уделять всем документам, имеющим отношение к делу (дневники, письма и пр.)

На наш взгляд, стоит  начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд  факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное):

Таблица 2

Элементы анализа

Примеры из текста

Частота встречаемости 

Выводы

1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход  из жизни

- Я ухожу из жизни добровольно,  потому что всё против меня.

- Надеюсь, у вас достаточно  совести, чтобы понять, что в моем поступке виноваты вы.

23

Чаще всего, человек делает упор на существующие проблемы, на невозможности  их разрешения и на своей беспомощности  в сложившейся ситуации.

2. Мотивы

*…я не могу больше жить  в зависимости…

* Моя любимая покончила с  собой, а я не могу жить без нее…

26

Мотив достаточно четко звучит в  предсмертных записках. Но только при  сравнении указанного мотива и реально  существующих отношений можно делать вывод о самостоятельном выборе человека. Т.е. оценивается то, насколько  субъективно значим был для человека тот ли иной мотив.

4. Обращение к вере

- Правда, мучает мысль о грехе  самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет  меня.

- Другого выхода нет. Пусть  меня судит Бог!..

4

Иногда происходит обращение к  религии с той целью, чтобы оправдать свой поступок.

5. Разочарование в религии

- Не думай, кто бы ты ни  был, кто сейчас читает эта  записку, что религиозность и  религия – одно и что же. Нет. Религиозность – это ты. Религиозность – это твое существо, это осознание Бога в себе, что ты – Бог, и что Бог – во всем, что Бог – не седой старик, который сидит на облаке. Богу нет до нас никакого дела.

4

Человек разочаровывается в религии, находит ее ненужной.

5. Упоминание о родственниках,  близких

- Буду уходить, как смогу. Только из-за того, что я урод и судьба мне досталась такая злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким. От сознания этого становится еще больней на душе. Но чудес на свете не бывает. Другого выхода нет. Пусть меня судит Бог!..

- Прошу близких меня простить. Деньги у меня дома, в шифанере  под рубашками.

15

Письма обычно адресованы родственникам  и близким суицидента: его родителям, семье, друзьям. Иногда в них человек  видит причину своих неудач.

7. Упоминание о способах самоубийства

- Посмотрите вниз. Закричите во  весь голос. Если вы теперь  готовы - делайте шаг…

2

Упоминание о способе самоубийства (равно как и о месте, времени  и пр.) – один из указателей на то, что суицид продуман и спланирован. В текстах писем звучит не так уж часто.

8. Упоминание о смерти как  о позитивном явлении

- Никто не хочет открыть свое  настоящее лицо – они его  прячут за тонированными стелами,  за брызгами шампанского, за  девичьими грудями, надевают маски,  на которых улыбки до ушей, а потом лежат на асфальте, в луже крови – такие спокойные и безмятежные. Только смерть дает тебе покой.

6

Человек еще раз подтверждает, что  единственный способ решения всех проблем  – смерть. В 40% текстов об этом упоминается.

9. Упоминание о жизни как негативном явлении

- Любой человек может пасть  жертвой автокатастрофы, или стрелки  братков – и какой смысл  тогда было копить деньги? Но  вряд ли хоть один из людей  в момент смерти понял, что  все это - пустое, что жизнь  их была пуста.

8

Человек разочаровывается в жизни, и он всеми возможными способами пытается доказать другим (и себе), что уход его оправдан. 60% писем содержат подобную информацию.

10. Обвинение в своей смерти  других

- Прости меня, мама, но я тебя  никогда не любил! Ты, с дуру, давала мне деньги, давала мне все, но ты не могла дать мне жизнь, а самое худшее, что ты когда-либо сделала мне – Ты меня родила! За что?!? Что я тебе сделал?! Зачем надо было меня рожать?! …

9

Демонстративность (обвинения и  пр.)

11. Мысли о будущем

- Прошу в моей смерти никого  не винить. Своим имуществом я распорядился. Составил завещание, и директор положил его в сейф до сентября в конверте, как я просил.

8

Один из признаков, указывающих  на то, что самоубийство было добровольным и спланированным действием. Человек  продумывает, что будет после его смерти.

12. Жанр письма (письма-информации, исповеди, фатические, письма-угрозы).

 

19 – письма-информации

13 – письма-исповеди

Определив жанр письма, можно предположить, был ли уход демонстративной попыткой или продуманной. В нашем случае большинство писем – письма-информации (например, письма 3 и 4) и письма-исповеди (например, письмо 10).


 

Чаще всего записка  адресуется родственникам или друзьям  погибших, где человек объясняет  причину, мотивы ухода из жизни и  просит прощения. Реже – она адресована широкой аудитории (часто такого рода самоубийства имеют демонстративный характер), где человек негативно критикует определенные моменты действительности или обвиняет кого-либо в своей гибели. Очень часто тексты демонстративного характера размещаются в Интернете. Весь текст, в основном – это отображение системы межличностных отношений с позиции личности (они субъективны, но, тем самым, мы можем определить значимость для человека того или иного явления или переживания).

Такие компоненты, как: мысли о будущем (о том, что будет после гибели человека), способы самоубийства, объяснение мотивов может свидетельствовать о продуманности самоубийства (его рациональности).

В текстах проявляются  субъективно значимые для человека стороны действительности: межличностные отношения, конфликты и пр.

2. Далее стоит остановить внимание на том, в чем люди чаще всего видят причины (мотивы) своего ухода из жизни. Здесь же выявляются ведущие интенции. В нашем случае можно рассмотреть две из них:

1. Откуда исходит угроза (Кто виноват?)

2. Где искать выход (Что делать?).

Мотивы самоубийства исследуется наиболее тщательно (они  дают нам ответ на вопрос: «Кто виноват  в произошедшем»). Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются  следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.

Таблица 3

Причина

Примеры из текста

Частота встречаемости

Выводы

1. Личные отношения

- Я всерьёз собрался умереть,  потому что без Люды жить  не могу.

11

Достаточно часто является причиной суицида. Это – предательство любимого человека, расставание, сложные ситуации в семье.

2. Родственники

- Выхода у меня, кроме как  уйти вслед за мамой, нет.  Она, я так понял, умерла  в бессознательном состоянии,  как и хотела.

4

Родственники, не дающие возможности самостоятельной жизни (или излишне опекают, или, наоборот, не обращают внимания).

3. Общество

- Почему ухожу? По-моему, оставаться  в этом ужасном, передравшемся,  созданном для дельцов с железными  локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…

8

Общество создает такие условия, в которых человеку становится очень  трудно существовать (либо он лишается возможности действовать, либо его  свобода ограничивается и пр.)

3. Лишения и ограничения, накладываемые обществом.

- Я не хочу жить в таком  мире!!! Не хочу! Я не хочу жить  в мире, где приходится натягивать  на лицо красно-белую маску  клоуна. Я не хочу улыбаться  тем, кто мне не нравится! Я  хочу умереть, я не могу жить  в мире, где нельзя даже уйти в лес, стать отшельником.

3

Неудовлетворенность существующей системой, всевозможные ограничения и пр.

5. Несчастная любовь

- Моя любимая покончила с  собой, а я не могу жить  без нее

8

По - прежнему, является одной из основных причин суицида. Когда люди теряют родного человека, жизнь им кажется разбитой и ненужной

6. Зависимость от чего(кого)-либо

- Простите меня, но я не могу  больше жить в зависимости,  это – сильнее меня, я –  всего лишь обуза для всех  своих друзей и родных.

2

Зависимость, к сожалению, еще одна тенденция, являющаяся причиной самоубийств. Это – болезнь 20-21 века (наркотическая, алкогольная, игровая зависимости и пр.)

7. Предательство

 

4

Предательство близких и родных. В зависимости от того, насколько  раним человек и насколько  это поведение задевает его ценности…

8. Потеря смысла

- Во мне слишком много от  сумасбродного, капризного ребенка!  Во мне больше нет страсти,  поэтому помните: лучше быстро  сгореть, чем медленно угасать. 

- Я устал. Устал жить. В этом  мире, полном страдания, боли и лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль.

- Я не могу понять, в чем  причина, но я чувствую себя  чужим. Чуждым этому миру и  людям…Мне больше нечего здесь  делать, поэтому я ухожу. 

- А я к тому же потеряла  два своих главных посоха —  ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить. Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле.

- Уже много лет я не испытывал  волнения ни от прослушивания,  ни от создания музыки, равно  как от чтения и писания  стихов.

18

Чаще всего в текстах писем  люди указывают на потерю смысла жизни, т.е. больше нет той нити, которая  связывает их с окружающим миром. В 50% текстов писем упоминается  потеря смысла жизни, для каждого  смысл заключается в чем-то определенном.

9. Воспитание

- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала,  а у меня будет ребёнок. Лучше  мне не жить, потому что ты  учила меня совсем по-другому.

2

Родители в детстве дают детям  определенные установки, следование этим установкам не всегда приводит к благополучному исходу.

10. Самоизбыточность

- Эта жизнь оказалась не для  меня. Она слишком монотонная. Люди  лицемерят, все корчат из себя  веселых и жизнерадостных. Все  хотят показать: “Мы умеем жить!!”,  все кричат: “Мы живем!!!! Вот это  – настоящая жизнь!!!!”. Что это за жизнь? – мерседесы, красивые бабы, деньги, шампанское… Это оказалось не для меня.

3

Больше человеку ничего не нужно, он не видит смысла в своем дальнейшем существовании.


 

 

На основе краткого анализа  текстов писем можно сказать  следующее: чаще всего причиной самоубийства становится предательство любимых людей или несчастная любовь, ограничения, накладываемые обществом. В настоящее время появляются новые причины и, прежде всего, это – различного рода зависимости (алкогольная, наркотическая, все чаще – зависимость от игровых автоматов). При появлении подобной причины человек чаще уходит из жизни, чтобы не быть обузой для близких.

В редких случаях причиной может стать «самоизбыточность», в этом случае человек не видит  смысла своего дальнейшего существования, т.к. он все уже испытал и ему ничего больше не нужно.


 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Причины самоубийств, выявленные на основе анализа текстов предсмертных записок

 

Значимым моментом является смысл жизни для человека. Для  каждого смысл заключается в  чем-то определенном: жить ради любимых, ради друзей, ради удовольствий и пр. Потеря этого смысла может стать предпосылкой для появления мыслей о суициде.

3. Далее мы постараемся выделить индивидуально-психологические качества личности суицидентов.

Качества личности

Примеры из текста

Вывод (что преобладает), примечание

- Особенности мотивации;

* Я ухожу из жизни добровольно,  потому что всё против меня. Я старался, но ничего не вышло  и больше нет сил.

* А зачем вообще жить, если  нет того человека, ради которого  стоило бы пожить?...

Человек сосредоточен на какой-либо одной  стороне действительности, хочет  уйти из жизни, соответственно он видит  только отрицательные стороны ситуации и не может посмотреть «шире» (феномен  когнитивно суженного сознания).

- Индивидуально-типологические и возрастные особенности

* Во мне больше нет страсти,  поэтому помните: лучше быстро  сгореть, чем медленно угасать. * Моя любимая покончила с собой,  а я не могу жить без нее.

Подростки, пострадавшие от несчастной любви (взгляды инфантильные и незрелые), либо уже достаточно взрослые люди (30-40), имеющие свои взгляды на жизнь и оценившие все «за» и «против».

- Самооценка 

больше нет сил…

Я трусливый пес…

Самооценка либо занижена («я уже  ничего не смогу сделать») – в  большинстве случаев, либо завышена («вы мне не ровня»).

- Эмоциональное состояние; 

*Не пожить ли еще чуть-чуть? Нет, нет, нет. Я боюсь.

Прослеживается сильное внутреннее напряжение (об этом же можно судить по характеру и составу текста). Большинство текстов ярко эмоционально окрашено, много описательных отношений к той или иной стороне действительности.

- Особенности типа нервной системы.

Можно сделать предположение на основе анализа текста целиком. Например,

«Я устала…»

«Я бессилен…».

В большинстве случаев люди действуют  под влиянием внешних обстоятельств. Однако характеристики и особенности человека так же влияют на состояние человека и принятие решения. Можно предположить, что человек со слабым типом нервной системы более подвержен влиянию обстоятельств. Он не в состоянии бороться с обстоятельствами, поэтому не видит другого выхода.

- Состояние межличностных отношений;

*Теперь у меня даже нет  друзей, настоящих друзей, с которыми  можно обо всём поговорить, которые  тебя никогда не бросят. Остались  только знакомые, приятели, соседи, одноклассники, одногруппники и т.д. Но им, по большей части, наплевать на меня.

Более чем в половине случаев  – нарушено благополучие взаимоотношений (предательство, несчастная любовь, неразрешимый конфликт и пр.)

- Интеллектуальное развитие;

* Витя извени меня за всё тепере я небуду позорить тебя но ты зря говарил так про меня. Пока. Саша."

* Раз уж у меня нет любви, которая так мне нужна, значит, у меня ничего не осталось.

Об этом может говорить наличие  ошибок в письмах (например, пропущенные  запятые, грамматические ошибки и пр.) Об интеллектуальном развитии может так же говорить и стиль написания письма.

Направленность личности («от» людей  или «против» людей)

*Только из-за того, что я урод  и судьба мне досталась такая  злая, не хочу садиться в тюрьму. Я понимаю, какие страдания и стыд принесу своим близким…

Направленность «от» людей преобладает. Человек либо замыкается в себе и  фиксируется на своей проблеме, либо (что реже) считает, что весь мир  и складывающиеся обстоятельства настроены  против него, соответственно он уже ничего не сможет предпринять.

- Экстравертированность - интравертированность

* Я всерьёз собрался умереть,  потому что без Люды жить  не могу.

 

* Я бессильна перед  своими чувствами. С жизнью  нельзя совладать. Я похожа  на l2-летнего беспомощного ребенка.

В большинстве случаев, это –  люди-экстраверты, они страдают от не сложившихся отношений, от ссор и  предательства. Интроверты, в основном, фиксируются на себе, считают, что  все проблемы исходят от них.


 

Прежде всего, стоит  уделить внимание мотивации человека: он сосредоточен на определенной стороне действительности и видит только отрицательные ее составляющие, не может взглянуть «шире».

Что касается индивидуально-типологических особенностей, то к группе риска  относятся либо инфантильные ондивиды (у них не сформировалось еще «взрослого» взгляда на жизнь, они недооценивают ситуацию), либо индивиды, которые переоценивают значимость ситуации (она для них «сверхзначима»).

Самооценка в большинстве  случаев занижена, что может быть связано с неудачами и конфликтами, с которыми человек не может справиться, поэтому считает себя ни на что не способным.

Состояние человека характеризуется  сильной эмоциональной напряженностью (об этом говорят эмоционально окрашенные фразы, выражающие отношение к действительности).

Мы можем предположить, что индивид со слабым типом нервной  системы больше подвержен влиянию  внешних обстоятельств, он не считает  себя способным с ними справиться.

В межличностных отношениях чаще всего существует конфликт, неблагополучие, противоречие которое субъективно значимо для человека, и которое он не может решить. Соответственно возникает состояние эмоционального напряжения, может снизиться самооценка и дальше события развиваются по нарастающей.

Человек замыкается в  себе (преобладает направленность «от людей») и фиксируется на своей проблеме. Он считает, что все обстоятельства складываются против него, не обращается к другим людям за помощью. Э. Шнейдман пишет, что общей закономерностью в характеристике суицидальных тенденций является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения. Однако, на наш взгляд, намерения могут проявляться косвенно в поведении индивида….

В большинстве случаев  суициденты характеризуются экстравертированной  направленностью. Соответственно конфликты в межличностных отношениях являются особенно значимыми для них.

4. Позиция составителя записки. По тексту можно определить, в каком состоянии находился человек и какую жизненную позицию он занимал в предсуицидный период.

 

Таблица 4

Позиция человека

Примеры из текста

Частота встречаемости

Выводы

Наличие признаков победителя –  проигравшего (в чем проявляется)

- Я не хочу, чтобы меня оплакивали. Я хочу, чтобы на моих похоронах  плясали и веселились! Оплакивают  глупых людей – такой раб  ушел из жизни, как же можно его не оплакать?! Пусть все смеются и шутят на моих похоронах! Это будет достойно меня!.. («Победитель»)

- Я всерьёз собрался умереть,  потому что без Люды жить  не могу. («Проигравший»).

Победитель – 4

 

Проигравший – 24

В большинстве случаев, в текстах проявляется психология проигравшего. «Проигравший — это тот, кто остается в одиночестве, становится больным и всем недовольным…». В некоторых случаях – это позиция победителя (т.е. человек ставит себя надо всеми).

- Экстрапунитивность, интрапунитивность, импунитивность (направленность)

- Женя не хочет на мне жениться, как я его не уговаривала,  а у меня будет ребёнок. Лучше  мне не жить, потому что ты  учила меня совсем по-другому  (экстрапунитивность)

- всё против меня. Я старался, но ничего не вышло и больше нет сил (экстрапунитивность)

Экстрапунитивность – 24

 

Интрапунитивность – 4

Чаще всего, человек видит причину  ситуации, в которой он оказался, во «вне». Он винит складывающиеся обстоятельства, людей, реже – он винит себя.

- Позиция Родителя/Ребенка/Взрослого (кто «говорит» в человеке).

- Во мне слишком много от  сумасбродного, капризного ребенка!.. (В) - Папочка, прости меня… (Ре)

- Я долго думал над всем…  (В)

- Я боюсь за своих детей.  Мне уже сейчас страшно, что  им придется умереть. Мои зайчики,  мои милые, не оставляйте меня… (Р)

- Меня здесь не понимают, я  никого не могу понять… (Ре)

- Я устал. Устал жить. В этом  мире, полном страдания, боли и  лжи. Я устал играть эту роль. Совершенно пустую роль… (В)

 

Чаще всего, в текстах записок  человек смотрит на мир глазами Ребенка. Его взгляд сфокусирован на чем-то одном, он инфантилен, не понимает сложившейся ситуации.

Позиция взрослого так же проявляется  достаточно часто, человек смотрит  на все опытным взглядом, взглядом «со стороны», оценивает все «за» и «против», и только потом совершает выбор.

Т.е. причиной самоубийства может быть либо излишний инфантилизм (чаще всего  это проявляется у подростков), либо субъективная безвыходность ситуации для человека.

Информация о работе Суицид среди молодежи