Сущность нормы и патологии семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни.


Задачи курсовой работы:

Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
выявить основные проблемы современной семьи;
рассмотреть что является нормой, а что патологией.
рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.

Содержание

Введение


1. Понятие семьи и её функции.

1.2. Проблемы современной семьи.

2.Понятие нормы и патологии.

3.Типология благополучных и неблагополучных семей.

3.2. признаки дисфункциональных семей.

3.3. признаки функциональных семей.



Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 9.docx

— 82.65 Кб (Скачать документ)

- Низкий  уровень культуры семейно-брачных  отношений 
- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь) 
 
Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны. 
Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов. 
Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Таким образом, современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. 

2. Понятие нормы  и патологии .

Семья – есть важнейший институт общества на любом отрезке его развития. 
Какими должны быть семейные отношения, и какие они есть на самом деле вопрос относительно дискуссионный, но лишь относительно нашего воспитания, относительно того, в каких семьях рос и воспитывался каждый из нас. Наше представление о семье и ее ценностях формируется из собственного опыта, средств массовой информации и искусства. Наибольшее влияние, конечно же, имеет собственный опыт, причем полученный не только в своей семье, но и в семье соседей, друзей, где чаще всего приходилось бывать, являясь невольным свидетелем семейных отношений в их высоких и низких проявлениях. Но эти познания чаще всего носят субъективный характер. И если человек жил и воспитывался в «тепличных условиях нормальной семьи», ему труднее войти в мир современного социума. Но что есть норма в семейных отношениях?

Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная  в себе и в окружении, хорошо воспитанная  личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами  в воспитании, в усвоении норм и  с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей  с отклоняющимся поведением воспитывались  в неблагополучных семьях. Американскими  исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь  как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский  надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная  отцовская привязанность; недостаточная  материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают  значительное влияние на процесс  социализации ребенка в семье  и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением»1.  
Но мы ведь знаем, что, кроме перечисленных, есть и другие обстоятельства, которые можно характеризовать как отклонение от нормы, например неполные семьи. То есть когда ребенок или несколько детей воспитываются, чаще всего, только одной матерью, или, реже, одним отцом. 

Норма – это нормальное состояние, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии.

Патология (от греч. παθος — страдание, боль, болезнь и λογος — изучение) — отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции.

Таким образом, понятия «норма» и «патология» противоположны. Патология влечёт за собой какие-либо нарушения, негативное сказывающиеся на семью, а норма, наоборот, сохраняет её целостность. 

3. Типология неблагополучных и благополучных семей.

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

У понятия  «неблагополучная семья» нет четкого  определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного  понятия:

деструктивная семья

дисфункциональная семья

семьи группы риска

негармоничная семья

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни:

социальной

правовой

материальной

медицинской

психологической

педагогической  и др.

При этом только один вид проблем у семьи  встречается довольно редко, поскольку  все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить  на две большие группы: 

1. семьи с явной  (открытой) формой  неблагополучия:

· конфликтные  семьи

· проблемные семьи

· асоциальные  семьи

· аморально-криминальные семьи

· семьи  с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи

2. семьи со скрытой  формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

формы семейного неблагополучия имеют  ярко выраженный характер

проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности  семьи (например, на социальном и материальном уровне)

проявляются в неблагополучном психологическом  климате в семье

ребенок испытывает физическую и эмоциональную  отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед  окружающими, страх за свое настоящее  и будущее.[5.стр.83]

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки  семьи:

размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

низкая  самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

недостаток  информации о том, как функционируют  нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой  семье является эмоционально состояние  и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам  что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости:

вся жизнь  вертится вокруг алкоголика, и семья  обеспокоена впечатлением, которое  она производит на окружающих

в ущерб  детям матери тратят много энергии  на заботу о пьющем муже, сами ведут  хозяйство, прячут алкоголь, стараются  контролировать мужа

все поступки жены мотивированы страхом , тревожным  предчувствием, ожиданием плохого.

Дети  в алкогольной семье:

· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)

· живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)

· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).

· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям

· испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому

· испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им

· слишком быстро взрослеют  – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

· испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением

· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка

· пониженная самооценка, недостаток самоуважения

· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих  выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей

Конфликтные семьи.

Признаки  семьи:

в семье  постоянно имеются сферы, где  сталкиваются интересы, намерения, желания  всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные  эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи.

конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия.

конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

 

 Внутренне неблагополучные  семьи.

Недоверчивая  семья:

· повышенная настороженность по отношению к  окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности

· слабые контакты с окружающими

· нередки  длительные конфликты с родственниками

· в  любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети  в недоверчивой семье:

у детей  формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям

подозрительность, агрессивность, нарушение контактов  со сверстниками

конфликты с учителями и воспитателями

непризнание детьми ошибок и собственной вины

трудно  идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная  семья

отличается  беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем

склонна к сиюминутным удовольствиям, планы  на будущее у нее неопределенны

семья живет по инерции, не предпринимая попыток  что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).

Информация о работе Сущность нормы и патологии семейной жизни