Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни.
Задачи курсовой работы:
Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
выявить основные проблемы современной семьи;
рассмотреть что является нормой, а что патологией.
рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.
Введение
1. Понятие семьи и её функции.
1.2. Проблемы современной семьи.
2.Понятие нормы и патологии.
3.Типология благополучных и неблагополучных семей.
3.2. признаки дисфункциональных семей.
3.3. признаки функциональных семей.
Заключение
Список литературы
- Низкий
уровень культуры семейно-
- Повышение взаимной требовательности
супругов друг к другу (Эту причину специалисты
обычно называют в последнюю очередь)
Вышеназванная квалификация и разграничение
причин имеет место лишь в теоретическом
анализе. В реальной жизни психоэмоциональные,
физиологические и социальные причины
тесно взаимосвязаны.
Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных
отношениях, приводящих к распаду семей,
обозначились и положительные тенденции
в росте самосознания супругов.
Надо отметить, что объективной социальной
причиной ухудшения семейно-брачных отношений
является и низкий уровень социальных
услуг, социальной работы с семьями.
Таким
образом, современная семья призвана не
только решать многочисленные проблемы,
связанные с повседневной жизнедеятельностью
своих членов, с рождением и воспитанием
ребенка, поддержкой недееспособных, но
и быть своеобразным психологическим
укрытием для человека. Она обеспечивает
экономическую, социальную, психологическую
и физическую безопасность и защищенность
своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются
в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно
реализовывать предписываемые обществом
функции.
2. Понятие нормы и патологии .
Семья
– есть важнейший институт общества
на любом отрезке его развития.
Какими должны быть семейные отношения,
и какие они есть на самом деле вопрос
относительно дискуссионный, но лишь относительно
нашего воспитания, относительно того,
в каких семьях рос и воспитывался каждый
из нас. Наше представление о семье и ее
ценностях формируется из собственного
опыта, средств массовой информации и
искусства. Наибольшее влияние, конечно
же, имеет собственный опыт, причем полученный
не только в своей семье, но и в семье соседей,
друзей, где чаще всего приходилось бывать,
являясь невольным свидетелем семейных
отношений в их высоких и низких проявлениях.
Но эти познания чаще всего носят субъективный
характер. И если человек жил и воспитывался
в «тепличных условиях нормальной семьи»,
ему труднее войти в мир современного
социума. Но что есть норма в семейных
отношениях?
Когда
ребенок социализируется в
Но мы ведь знаем, что, кроме перечисленных,
есть и другие обстоятельства, которые
можно характеризовать как отклонение
от нормы, например неполные семьи. То
есть когда ребенок или несколько детей
воспитываются, чаще всего, только одной
матерью, или, реже, одним отцом.
Норма – это нормальное состояние, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии.
Патология (от греч. παθος — страдание, боль, болезнь и λογος — изучение) — отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции.
Таким
образом, понятия «норма» и «патология»
противоположны. Патология влечёт за собой
какие-либо нарушения, негативное сказывающиеся
на семью, а норма, наоборот, сохраняет
её целостность.
3. Типология неблагополучных и благополучных семей.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
У понятия
«неблагополучная семья» нет четкого
определения в научной
деструктивная семья
дисфункциональная семья
семьи группы риска
негармоничная семья
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни:
социальной
правовой
материальной
медицинской
психологической
педагогической и др.
При этом
только один вид проблем у семьи
встречается довольно редко, поскольку
все они взаимосвязаны и
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
· конфликтные семьи
· проблемные семьи
· асоциальные семьи
· аморально-криминальные семьи
· семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи
2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия:
формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер
проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)
проявляются
в неблагополучном
ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.[5.стр.83]
Семьи с алкогольной зависимостью.
Признаки семьи:
размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости:
вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих
в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа
все поступки жены мотивированы страхом , тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в алкогольной семье:
· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)
· живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)
· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)
· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).
· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям
· испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому
· испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им
· слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
· испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением
· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка
· пониженная самооценка, недостаток самоуважения
· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей
Конфликтные семьи.
Признаки семьи:
в семье
постоянно имеются сферы, где
сталкиваются интересы, намерения, желания
всех или нескольких членов семьи, порождая
сильные и продолжительные
конфликтные
семьи могут быть шумными, скандальными,
где повышение тона, раздраженность
– норма взаимоотношений
конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья:
· повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности
· слабые контакты с окружающими
· нередки длительные конфликты с родственниками
· в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка
Дети в недоверчивой семье:
у детей
формируется недоверчиво-
подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками
конфликты с учителями и воспитателями
непризнание детьми ошибок и собственной вины
трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья
отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем
склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны
семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).
Информация о работе Сущность нормы и патологии семейной жизни