Сущность нормы и патологии семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни.


Задачи курсовой работы:

Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
выявить основные проблемы современной семьи;
рассмотреть что является нормой, а что патологией.
рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.

Содержание

Введение


1. Понятие семьи и её функции.

1.2. Проблемы современной семьи.

2.Понятие нормы и патологии.

3.Типология благополучных и неблагополучных семей.

3.2. признаки дисфункциональных семей.

3.3. признаки функциональных семей.



Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 9.docx

— 82.65 Кб (Скачать документ)
  • 2 состояние - состояние семейной тревоги.

Это состояние  нередко плохо осознаваемое и  плохо локализуемой тревоги у  одного, двух или всех членов семьи. Тревога - это обычная человеческая эмоция, возникающая в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Характерные  признаки тревоги - сомнения, страхи или  опасения, касающиеся семьи в целом. Это могут быть страхи о здоровье членов семьи, отлучек, поздних возвращений  или стычек и конфликтов в семье. Тревожность касается исключительно  сферы семейной жизни и она  не распространяется на сферу работы и жизнедеятельности. Такие тревоги  буквально изводят семью. В основе такой семейной тревоги лежит  неосознаваемая неуверенность человека в каком-то очень важном для него аспекте семейной жизни. Это неуверенность  в чувствах другого или неуверенность  в себе. Кроме того, это состояние  может проявляться в чувстве  беспомощности и неспособности  вмешаться в ход событий в  семье. Характерны такие высказывания: чувствую, что как бы я не поступил, всё равно будет плохо. В семье  мне поговорить не с кем. Поэтому  при семейной тревоге индивид  не ощущает себя значимым лицом в  семье, несмотря на свою позицию в  семье (отец). Некоторые объективные  данные говорят, что на этом человеке действительно лежит вся семья, хотя он считает наоборот. Это несоответствие становится очень ярким. В ситуации семейной тревоги члены семьи  невротизированы.

  • 3-е состояние - непосильного физического и психического напряжения.

Чрезмерное  напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Для  таких напряжений имеются нормативные  периоды - это периоды семейных кризисов (кризис молодой семьи, кризис появления  ребёнка и пр.). Кроме нормативных  периодов семья может создавать  психическое и физическое напряжения у её членов следующими способами:

1. Путём  создания для индивида ситуации  постоянного психологического давления  трудного или даже безвыходного  положения. Например, положение жены  алкоголика, который держит её  в постоянном страхе.

2. Семья  может создавать препятствия  для проявления удовлетворений  членами семьи чрезвычайно важных  для них потребностей и чувств. Например, чувства несовместимые  с ролевыми представлениями члена  семьи (невестке стоит огромных  усилий скрывать антипатии к  свекрови). Чем не благополучнее  отношения в семье, тем больше  сил нужно прикладывать, чтобы  сдержать негодование. Проявления  этих чувств приводят к осложнениям.  Поэтому манеры взаимоотношений  носят манерный характер. Это  те чувства, которые семья должна  удовлетворять в этом человеке. Это прежде всего касается  сексуальных потребностей или  удовлетворения потребности во  взаимопонимании.

3. Путём  создания и поддержания внутреннего  конфликта у какого-то члена  семьи. Семья может регулярно  ставить какого-либо члена семьи  перед противоречивыми требованиями  и одновременно возлагать на  него ответственность за их  разрешение. Пример - жена, которая пилит  мужа за руки не оттуда растущие, муж пытается доказать обратное, но что-то сделав, снова получает  критику жены. Чтобы я не сделал, всё равно будет плохо. Это  приводит к внутреннему конфликту.  Вначале возникает достаточно  длительный период оправдательной  активности, когда муж прилагает  немалые усилия, чтобы доказать  обратное, но каждый раз истощаясь  стремится в семье занимать  всё меньше места. Здесь появляются  фигуры дистантной жены или  мужа, или сына или дочери, стремящихся  поменьше быть в семье. В  случае детей - появляется противоречивое  воспитание. Папа воспитывает по-своему, мама по-своему. Каждый из этих  членов семьи тратит на воспитание  ребёнка много сил, но в результате  противоречивости эффект воспитания  нулевой - безнадзорность.

Картина отношений при семейной тревоге  носит характер суетливости. Многое не доводится до конца. Ремонт, который  никогда не кончается. Либо состояние  семейного страха перед тем, что  должно случиться что-то неотвратимое - заторможенность.

В случаях  психического напряжения могут быть состояния разрыва, конфликты, приводящие к дистанцированию

  • Состояние семейной вины.

Чувство вины возникает у каждого совершенно естественно в том случае, если мы совершаем противоестественный  поступок, порождающий конфликт. Совершение оправдательных поступков смягчает вину. В таком случае речь идёт о  реальной вине. Кроме этого бывает невротическая вина. Она возникает  при появлении мыслей, чувств, носящих  неблаговидный характер. Мы обвиняем себя, что эти чувства у нас  есть.

Экзистенциальная  вина - вина за то, что я не являюсь  другим, а являюсь собой. Она часто  актуализируется во время утрат.

Вина  самое мало переносимое чувство. Муки совести могут достигать  большой силы, вызывая мучение  и страх. Путём проекции мы пытаемся возложить вину на другого.

Как вся  эта информация монтируется на семью. Человек чувствует себя помехой  для окружающих, виновником всех неудач семьи, склонен воспринимать отношение  других членов семьи как обвиняющее, несмотря на то, что это не так. При  этом такая семейная вина может быть осознанной или неосознаваемой, когда  она висит на человеке тяжким грузом. Также и виновником человек может  быть как действительным, так и  мнимым. Я знаю, что я в семье  лишний. Члены моей семьи считают  меня бестолковым. Им кажется, что членам семьи неудобно за него перед друзьями. Это чувство вины с одной стороны  порождает этап оправдательной активности. Человек прилагает огромные усилия, чтобы оправдать своё существование  в семье. Затем возникает этап, когда такой член семьи стремится  занимать в семье как можно  меньше места. Он уменьшает свои притязания до минимума, проявляет уступчивость и берёт на себя ответственность  за действительное или мнимое состояние.

Семейное  чувство вины также порождает  феномен «козла отпущения». На какого-либо из членов семьи обычно самого слабого, семья взваливает свою собственную вину. Это может быть ребёнок, рождённый в неудачное время для семьи. Эта материнская вина возлагается на ребёнка. Это та вина, которая ему не принадлежит. Теперь он должен испытывать вину за то, что он в семье является лишним ртом. Наступает период доказательства, что я не лишний, а затем истощение. Сценарии дальнейших событий:

1. Поскольку  чувство вины мучительно и  непереносимо, ребёнок ищет, где  ему лучше. Он начинает отделяться  от семьи и быть всё больше  вне семьи. Он находит иные  привязанности и интересы. В семье  всё меньше проводится места.  Начинают работать силы, выталкивающие  его из семьи. Так появляются дети с делинквентным поведением.

2. Вариант  золушки - когда такой член  семьи остаётся в семье, но  как золушка, выбирает свой  чуланчик, где и функционирует.  Чувство вины ломает чувства  человека. Этот подлом очень опасен  для личности.[5]

И как  пример нарушения жизнедеятельности  семьи хочу рассмотреть алкогольную  семью, а именно что происходит с  ребенком, какие особенности у  него возникают.[4.стр.60] 

Алкогольная семья как пример дисфункциональной  семьи.

  • Характеристика семей, в которых кто-либо болен алкоголизмом.

Все семьи  с наличием больного алкоголизмом –  дисфункциональные, лишь временами  они может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи  заключаются в следующем: члены  семьи не уделяют внимания друг другу, родители плохо относятся к детям, вся жизнь это непостоянство  и непредсказуемость, а отношения  между членами деспотичны.

     Описано 5 таких семей:

  1. Размытость, нечеткость границ. Поскольку жизнь неупорядочена, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны, и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Это приводит к нечеткости границ личности.
  2. Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много все построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего носит почти навязчивый характер. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.
  3. Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод внимании к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает к себе внимание.
  4. Низкая самооценка. Вся система воспитания заставляет ребенка поверить, что он виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним происходит.
  5. Недостаток информации о том, как функционирует нормальная здоровая семья.

Ситуация  в алкогольной семье всегда нездорова  и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создании здоровой окружающей среды для духовного  роста.

Суть  здоровой функциональной семьи –  создание условий для духовного  роста. Здоровые отношения являются гибкими. 
 

3.2. Признаки функциональной семьи:

  • Проблемы признаются и решаются.
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
  • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
  • Родители делают то, что говорят
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются
  • В семье есть место развлечениям
  • Ошибки прощаются, на них учатся
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Но если функционирование семьи нарушается. То здесь мы уже будем говорить о дисфункциональной семье. 

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.

Ледерер и Джексон выдвинули такую  точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:

    - толерантность.

    -уважение  друг к другу.

    -честность.

    -желание  быть вместе.

    -сходство  интересов и ценных ориентаций.

А.Н.Обозов считает, что стабильный брак обуславливается  совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. 

На протяжении всего жизненного цикла семья  постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями. Исследования в области  функционирование семьи идут в двух направлениях:

  1. исследование семьи в условиях трудностей, возникающих в силу неблагоприятных воздействий (социальные процессы, войны, стихийные бедствия).
  2. Изучение нормативных стрессоров – трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанны с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что-то нарушает жизнь семьи: длительные разлука, развод, смерть и.т.д.

Все эти  обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям – к проявлениям  нарушений в жизни семьи. Многочисленные трудности, которые возникают перед  семьей можно разделить, прежде всего, по силе и длительности воздействия. Особое значение имеют две группы семейных трудностей:

        -острые (в том числе сверхсильные) -  смерть, арест, болезнь

        - хронические  - физические и психические  нагрузки, сложности при решении  бытовых проблем, конфликт между  членами.

Можно выделить следующие группы трудностей, связанные со сменой образа жизни  семьи и с суммированием трудностей, их наложением друг на друга. Пример первых психические трудности, возникающие  при переходе от одного этапа жизненного цикла на другой. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни семьи. Примет вторых – необходимость  практически одновременного решения  ряда проблем в начале второго  этапа (сразу после появления  ребенка) – завершение образования  и освоение  профессии, решение  жилищных проблем. 

Чтобы семья из дисфункциональной стала  функциональной, не обязательно ждать, когда больной с химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи  может существенно улучшится, если хотя бы один из ее членов начнет действовать.

Сравнение функциональных и  дисфункциональных  семей

Функциональные семьи Дисфункциональные семьи
Гибкость  ролей, взаимозаменяемость функций Негибкость  ролей, функции ригидны
Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность Правила негуманны, им невозможно следовать
Границы признаются и уважаются Границы либо отсутствуют, либо ригидны
Коммуникации  прямые; чувства открытые, свобода  говорить Коммуникации  непрямые и скрытые; чувства не ценятся
Поощряется  рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты Поощряется  либо бунтарство, либо зависимость  и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты
Исход: приемлемый и конструктивный Исход: неприемлемый и деструктивный

Информация о работе Сущность нормы и патологии семейной жизни