Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни.
Задачи курсовой работы:
Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
выявить основные проблемы современной семьи;
рассмотреть что является нормой, а что патологией.
рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.
Введение
1. Понятие семьи и её функции.
1.2. Проблемы современной семьи.
2.Понятие нормы и патологии.
3.Типология благополучных и неблагополучных семей.
3.2. признаки дисфункциональных семей.
3.3. признаки функциональных семей.
Заключение
Список литературы
семья
постоянно находится в
Дети в легкомысленной семье:
вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами
Хитрая семья
ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех
часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам
стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых
к таким
качествам, как трудолюбие, терпение,
настойчивость проявляет
Дети в хитрой семье:
полностью перенимают взгляды взрослых
у них
формируется установка –
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо)
упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов
у ребенка
состояние повышенного
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)
Псевдовзаимные семьи:
поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
Псевдовраждебные семьи:
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным
проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование
Семьи известных людей:
семья постоянно находится в поле зрения общественности
недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения -
многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству
испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания
эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя
ведут праздный образ жизни
Второй тип поведения –
тяжело переживают бремя родительской славы
тяготятся повышенным интересом окружающих
стремятся превзойти своих знаменитых родителей
страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
семья
живет в состоянии
тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников
родители,
делая карьеру, не уделяют времени
и внимания детям, перепоручают воспитание
детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Пограничные семьи.
Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами:
испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра
Семьи с детьми-инвалидами:
типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза
вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности
часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком
родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания
чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов
проявляют к ребенку гиперопеку.
заключительная
реакция – эмоциональная
в подобных семьях часто бывают разводы .
Семьи с нарушением структуры семейных ролей:
семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе)
семья-театр
семья-санаторий
семья с антисексуальной идеологией.
Неполные семьи и их типы.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
· нарушается
гармоничное развитие интеллектуальной
сферы, страдают математические, пространственные,
аналитические способности
· менее
четким становится процесс половой
идентификации мальчиков и
· затрудняется
обучение подростков навыкам общения
с представителями
· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Ребенок в семье разведенных родителей:
Статистика (в период и после развода родителей):
у 37,7% снижается успеваемость в школе,
у 19,6% страдает дисциплина дома,
17,4% детей требуют особого внимания,
8,7% детей убегают из дома,
у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было
2. мать
пытается обесценить отца в
глазах ребенка, убедить в том,
3. мать
пытается увидеть в отце
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.
Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга
Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании
Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
· шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта
· отрицание смерти
· поиски
· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего
· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость
· тревога и чувство вины – ведут к депрессии
· боязнь повторного брака родителя
Ребенок из семьи матери-одиночки:
внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.
ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку.
нарушается
процесс поло-ролевой
слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:
усталость на работе
неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми
недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Благополучные
семьи. Их проблемы, как правило, вызваны
внутренними противоречиями и конфликтами,
которые связаны с
Выделяют также:
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);
– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
По области психических нарушений:
Информация о работе Сущность нормы и патологии семейной жизни