Сущность нормы и патологии семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни.


Задачи курсовой работы:

Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
выявить основные проблемы современной семьи;
рассмотреть что является нормой, а что патологией.
рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.

Содержание

Введение


1. Понятие семьи и её функции.

1.2. Проблемы современной семьи.

2.Понятие нормы и патологии.

3.Типология благополучных и неблагополучных семей.

3.2. признаки дисфункциональных семей.

3.3. признаки функциональных семей.



Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 9.docx

— 82.65 Кб (Скачать документ)

семья постоянно находится в состоянии  внутреннего разлада, по малейшему  пустяковому поводу возникают конфликты

Дети  в легкомысленной семье:

вырастают слабовольными, неорганизованными, с  несформированными волевыми качествами

Хитрая  семья

ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех

часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам

стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий  круг полезных знакомых

к таким  качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное  отношение 

Дети  в хитрой семье:

полностью перенимают взгляды взрослых

у них  формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся! 

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

ребенок чувствует, что все его положительные  связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все  делает хорошо)

упреки, назидания, наказания в случае невозможности  достичь желаемых успехов

у ребенка  состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

Псевдовзаимные  семьи:

поощряют  выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

Псевдовраждебные  семьи:

наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные

Дети  в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

ребенок учится не чувствовать, а играть в  чувства, остается эмоционально холодным

проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Семьи известных людей:

семья постоянно находится в поле зрения общественности

недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к  детям

Дети  в семьях известных людей:

Первый  тип поведения -

многие  дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги  должны перейти к ним по наследству

испытывают  разочарование, огорчение, обиду и  злость на окружающих и собственных  родителей, если не получают признания 

эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников  против себя

ведут праздный образ жизни

Второй  тип поведения –

тяжело  переживают бремя родительской славы

тяготятся повышенным интересом окружающих

стремятся превзойти своих знаменитых родителей

страдают  от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

семья живет в состоянии запредельного  и хронического стресса

тяжелые семейные сцены и разбирательства  тщательно скрываются всеми, включая  детей и родственников

родители, делая карьеру, не уделяют времени  и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).   

Пограничные семьи.

Эта категория  семей из категории благополучных  в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами:

испытывают  материальную недостаточность, часто  дети остаются без присмотра

Семьи с детьми-инвалидами:

типичная  первоначальная реакция – отрицание  дефекта ребенка, неверие в наличие  болезни, надежда на ошибочность  диагноза

вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

часто семья сохраняется лишь формально  из чувства долга перед больным  ребенком

родители  испытывают необоснованное чувство  вины, муки, переживания

чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов

проявляют к ребенку гиперопеку.

заключительная  реакция – эмоциональная адаптация.

в подобных семьях часто бывают разводы .

Семьи с нарушением структуры семейных ролей:

семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе)

семья-театр

семья-санаторий

семья с антисексуальной идеологией.

Неполные  семьи и их типы.

Неполной  называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка  за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального  развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

· менее  четким становится процесс половой  идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера  у мальчиков или «компенсаторной  мужественности» у девочек)

· затрудняется обучение подростков навыкам общения  с представителями противоположного пола

· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ребенок в семье разведенных родителей:

Статистика (в период и после развода родителей):

у 37,7% снижается  успеваемость в школе,

у 19,6% страдает дисциплина дома,

17,4% детей  требуют особого внимания,

8,7% детей  убегают из дома,

у 6,5% возникают  конфликты с друзьями,

каждый  пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей

В семейном воспитании детей без отца можно  выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. мать  не упоминает об отце и строит  воспитание так, словно его  никогда не было

2. мать  пытается обесценить отца в  глазах ребенка, убедить в том,  что отец был плохой

3. мать  пытается увидеть в отце союзника  в воспитании, у которого есть  определенные достоинства

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

Борьба  с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга

Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании

Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:

· шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта

· отрицание смерти

· поиски

· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего

· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость

· тревога и чувство вины – ведут к депрессии

· боязнь повторного брака родителя

Ребенок из семьи матери-одиночки:

внебрачный  ребенок находится в самом  невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов  неполных семей – социальная дискриминация  будет сопровождать его всю жизнь.

ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку.

 нарушается  процесс поло-ролевой идентефикации  (гомосексуализм у мальчиков,  усвоение стандартов поведения  матери-одиночки девочками)

слепая  материнская любовь делает ребенка  инфантильным. 

По мнению психологов, воспитывать своих детей  современным семьям мешают:

усталость на работе

неорганизованный  быт – родители решают бытовые  проблемы и мало занимаются детьми

недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися  условиями жизнедеятельности в  социуме: 1) с чрезмерным стремлением  защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер-протекция» и «чрезмерная  опека»); 2) с неадекватностью соотнесения  собственных представлений о  семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней  на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Выделяют также:

  • дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
  • семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По  типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

– 46% – с пассивной жизненной  позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");

– 31% – с неадекватной реакцией ("Я  – эго" – эгоисты, упрямцы);

– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);

  • социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания). [4.стр.142]

По  области психических нарушений:

  • с нарушениями в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;

Информация о работе Сущность нормы и патологии семейной жизни