Технология формирования системы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование в теории и практике системы трудовой мотивации персонала предприятия, оценка имеющихся в ней проблем и разработка путей их решения.
Задачи работы:
1) исследование актуальных вопросов управления мотивацией;
2) анализ системы мотивации на предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 5
1.2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ 12
1.3. ПРИМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 23
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» И ЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 23
2.2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 27
2.3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………....58

Работа состоит из  1 файл

кур.р. Технология формирования системы мотивации персонала.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, видим, что каждая из теорий мотивации, несмотря на свои недостатки, имеет ценность практического применения. 

Иерархия потребностей Маслоу дает менеджерам понимание и  большие знания относительно мотивации  их служащих; теория Альдерфера привлекает внимание к последствиям неудовлетворения потребностей; двухфакторная модель Герцберга выявляет факторы мотивации, которые менеджеры могут развивать и использовать; теория приобретаемых потребностей М. Клелланда помогает влиять на потребности работников путем создания программы обучения и повышения квалификации, развивая их в направлении, совпадающем с целями организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6  Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятиях различных форм собственности. – Самара: Самарский Дом печати, 2009, с. 178.

2. Анализ системы мотивации ООО «Предприятие Роспечать»

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «Предприятие Роспечать» И ЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ООО «Предприятие Роспечать» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на рынке полиграфических и рекламных услуг. Объектом анализа в настоящей работе выступает один из ее филиалов в городе Екатеринбург.

Филиал создан в 1993 году с  целью создания эффективной системы  распространения печатной продукции. На сегодняшний день в рассматриваемом  филиале осуществляется распространение печатной продукции.

Основными направлениями  деятельности филиала ООО «Предприятие Роспечать» являются:

  • торговля через собственную розничную сеть периодическими и непериодическими печатными изданиями и другими;
  • оптовая торговля;
  • прием подписки на газеты и журналы через киоски;
  • посредническая и коммерческая деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • маркетинговая деятельность на внутреннем и внешних рынках.

ООО «Предприятие Роспечать» является членом правления  Союза издателей и распространителей книгопечатной продукции с 1996 года. В связи с этим кроме главной цели деятельности предприятия – получения прибыли и развития, оно имеет такие цели, как:

- объединение усилий  с другими издателями и распространителями  периодической и другой печатной продукции для развития и совершенствования системы распространения печати путем ее саморегулирования;

- содействие  развитию и совершенствованию  рынка печатных СМИ; 7

- установление  правил и стандартов организации  деятельности по распространению  печати и осуществление контроля  за их соблюдением; 

- содействие  развитию дружественных отношений  между членами Союза. 

Руководителями  ООО «Предприятие Роспечать» постоянно  изучаются проблемы совершенствования корпоративных систем управления процессами издания и распространения печатной продукции, рекламных услуг, ведется поиск и обобщение моделей управления. В организации насчитывается 483 сотрудника. В приложении А приведено штатное расписание ООО «Предприятие Роспечать». Организационная структура компании по виду относится к линейно-функциональным структурам. Линейно-функциональная структура – структура, при которой специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения и принимают решения, обязательные для производственных подразделений. Т.е. производственные отделы подчиняются одновременно линейному руководителю (например, начальнику цеха) и руководителям функциональных отделов (например, отдела снабжения, маркетинга, финансов, планирования). В ООО «Предприятие Роспечать» в качестве функциональных подразделений являются отделы, в которые объединены специалисты одного профиля (отдел главного инженера, бухгалтерия, экономический отдел, юридический отдел), в качестве линейных подразделений выступают отделы, в которые объединены служащие по виду выполняемой работы (участок розничной торговли, газетно-журнальный участок, группа по подписке, участок непериодики и прочих товаров, группа эксплуатационно-технического обслуживания, отдел хозяйственного обслуживания).

_____________

7 Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001, с. 34

ООО «Предприятие Роспечать» имеет средний потенциал  трудовых ресурсов. Он складывается из следующих характеристик: структуры персонала по категориям (руководители, специалисты, рабочие, служащие), образовательного состава (структуры персонала по образованию), возрастного состава, структуре по полу, структуре по стажу, уровня профессиональной подготовки.

На рис.2.1. приведены  данные по распределению численности  персонала ООО «Предприятие Роспечать» по категориям в 2009-2011 годах.


Рис.2.1. Численность  персонала компании по категориям

Основную категорию  персонала ООО «Предприятие Роспечать» занимают служащие. Их доля в общей численности кадров компании колеблется в пределах 88-92 процентов. Доля специалистов 6-9 процентов. Руководители занимают 2-3 процента от общей численности персонала. За 2009 – 2011 года наблюдается наиболее высокий темп роста (180 процентов) в категории специалистов, численность персонала здесь увеличилась с 25 человек (в 2009 году) до 45 человек (в 2011 году) и их доля увеличилась на 3,33 процента. Темп роста в категории руководителей составляет 111 процентов, ее доля увеличилась на 0,53 процента. Доля служащих снизилась на 3,87 процента, однако их численность возросла с 385 человек (в 2009 году) до 426 человек (в 2011 году). Все это говорит о некотором изменении структуры персонала: на фоне роста общей численности персонала по всем категориям происходит снижение доли служащих и увеличение доли специалистов и руководителей.

На рис.2.2 приведена  структура компании по уровню образования, зафиксированная в 2011 году. Основную долю персонала компании наконец 2003 года составляли работники с общим средним образованием (59 процентов).

Рис.2.2. Структура  персонала компании по уровню образования  в 2011 г.

 

Работники этого  уровня образования заняты, в основном, в линейных подразделениях компании. Это киоскеры, сортировщики, переплетчики. Значительную долю (17 процентов) составляют также работники со средним специальным образованием: инструкторы, машинистка, электромеханики, плотники, слесари-ремонтники, электромонтер. Работники с неполным средним образованием занимают долю 10 процентов от общей численности персонала. Сюда входят вахтеры, уборщики производственных помещений, дворники, сторожа. Оставшаяся часть персонала – работники с высшим (6 процентов) и незаконченным высшим (8 процентов) образованием. Это руководители, главные специалисты, специалисты различных направлений.

Интересны результаты анализа структуры персонала  рассматриваемой компании по половому признаку (рис.2.3). Оказывается, что 95 процентов  от общей численности персонала – женщины и данное соотношение в течение последних трех лет практически не меняется.

Рис.2.3. Распределение  численности персонала компании по половому признаку

Данный фактор оказывает значительное влияние  на особенности, процедуры управления в компании. Он также может являться основным фактором, определяющим особенности трудовой мотивации в рассматриваемой организации и влиять на эффективность управления действующей системой мотивации работников.

 

2.2. Финансово-экономический анализ ООО «Предприятие Роспечать»

ООО «Предприятие Роспечать» в г. Екатеринбург – динамично  развивающаяся коммерческая организация. Если проследить динамику изменения  объемов продаж предприятия за несколько  лет, то можно увидеть, что объемы его деятельности непрерывно увеличиваются (рис.2.4.).

За 2009 – 2011 года розничный товарооборот компании увеличился на 71266 тыс. рублей (темп роста составил 162 процента). Перевыполнение плана  по розничному товарообороту в 2011 году составило 5 процентов, то есть вместо запланированного объема в 177000 тыс. рублей объем продаж составил 185920 тыс. рублей.

 

Рис.2.4. Динамика розничного товарооборота ООО «Предприятие Роспечать»  в г. Екатеринбург

В таблице 2.1 приведен анализ издержек обращения компании.

Таблица 2.1

Анализ издержек обращения ООО «Предприятие Роспечать»

Показатель

Значение показателя по годам

Абсолютное  отклонение 2011 г. к 2009 г.

Прирост 2011г. к 2010г., %

2009

2010

2011

Розничный товарооборот, тыс. руб.

114654

150813

185920

35107

123,28

Издержки обращения, тыс. руб.

36876

45784

58463

12679

127,69

Уровень издержек обращения, %

32,16

30,36

31,45

1,09

103,58


 

Уровень издержек обращения, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия.

Из табл.2.1 видим, что уровень издержек обращения  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  снизился на 1,8 процента, однако в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 3,58 процентов и составил 31,45 процентов. Это означает, что величина коммерческих расходов, приходящаяся на 1 руб. товарооборота, увеличилась с 30,36 копеек до 31,45 копеек.

Необходимо  отметить, что в настоящее время  средний уровень издержек обращения в розничной торговле составляет 18-20 процентов при рентабельности в пределах 4-6 процентов. Учитывая, что рентабельность деятельности ООО «Предприятие Роспечать» колеблется в тех же пределах, можно сказать, что в рассматриваемой организации наблюдается повышенный уровень издержек обращения. Это может объясняться большими расходами по транспортировке, хранению, обработке, сортировке, естественной убыли товаров, расходами по таре печатной продукции. Тем не менее, в рассматриваемой организации необходимо проводить мероприятия по снижению издержек обращения.

В таблице 2.2 представлен  анализ финансовых результатов филиала  ООО «Предприятие Роспечать»

Таблица 2.2

Анализ финансовых результатов ООО «Предприятие Роспечать» за 2010 -2011 гг., тыс. руб.

 Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Тыс. руб.

%

1

3

4

5

6

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 

150813

185920

35107

123,28

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ  и услуг 

(97283)

(119705)

22422

123,05

Валовая прибыль

53530

66215

12685

123,70

Коммерческие  расходы

(45784)

(58463)

12679

127,69

Прибыль от продаж

7746

7752

6

100,08

Операционные  доходы

880

1103

223

125,34

Операционные  расходы

(23)

(816)

793

3547,83

Внереализационные доходы

126

215

89

170,63

Внереализационные расходы

(8)

(6)

-2

75,00

Прибыль до налогообложения

8721

8248

-473

94,58

Текущий налог  на прибыль

(1567)

(859)

-708

54,82

Чистая прибыль

7154

7392

238

103,33

Рентабельность  от основной деятельности, %

5,1

4,2

-0,9

81,2


 

Розничный товарооборот ООО «Предприятие Роспечать» увеличился на 23,28 процентов. Себестоимость возросла пропорционально – на 23,05 процентов. Однако издержки обращения имеют больший темп прироста, чем объем товарооборота и себестоимость проданных товаров. Темп роста издержек обращения составил 27,69 процентов. Поэтому из-за увеличения издержек обращения на фоне роста объема розничного товарооборота прибыль от продаж организации в 2011 году остается примерно на том же уровне 2010 года. Рост этого показателя составил 100,08 процентов, то есть он практически не изменился. За счет осуществления операционной и внереализационной деятельности прибыль предприятия увеличилась на 496 тыс. рублей в 2011 году и составила 8248 рублей, что на 473 тыс. рублей меньше, чем в 2010 году. За счет экономии от налога на прибыль чистая прибыль предприятия увеличилась на 238 тыс. рублей или 3,33 процента. Однако наблюдается снижение рентабельности от основного вида деятельности – с 5,1 до 4,2 процентов.

 

2.3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА В  ООО «Предприятие Роспечать»

Миссия ООО  «Предприятие Роспечать»- наилучшим  образом удовлетворять потребности  граждан г. Екатеринбурга в высококачественной полиграфической продукции, рекламных  и сопутствующих им услугах, а  также потребности своих сотрудников.

Цель деятельности ООО «Предприятие Роспечать» - получение максимальной прибыли от деятельности на рынке и наиболее полное удовлетворение работников предприятия в профессиональном и личностном развитии.

Как можно видеть из рисунка 1 (приложение Б), на котором представлена организационная структура ООО «Предприятие Роспечать», в организации отдел по управлению персоналом отсутствует. Функции по управлению персоналом, в том числе функция мотивации и стимулирования персонала, распределены между главными специалистами функциональных отделов,  в также начальниками линейных подразделений (табл.2.3) организации.

Большинство управленцев  ООО «Предприятие Роспечать» придерживаются демократичного стиля руководства, обладают высоким уровнем личной культуры, культуры внешнего облика, одежды, приема посетителей, правовой культуры, культуры работы с документами.

Таблица 2.3

Распределение функций управления персоналом в ООО «Предприятие Роспечать»

Административно-управленческий персонал

Функции

Прогнози-рование  и планирование

персонала

Органи-

зация труда (прием, расста-

новка)

Мотивация и  симули-

рование персонала

Обучение, развитие персонала

Учет, контроль,

оценка персонала

Генеральный директор

 

ü

     

Главный инженер

ü

ü

     

Главный бухгалтер

       

ü

Главный экономист

ü

ü

   

ü

Старший инспектор

 

ü

     

Начальники  участков (отделов)

ü

ü

ü

ü

ü

Заместители начальников  участков (отделов)

ü

ü

ü

ü

ü

Информация о работе Технология формирования системы мотивации персонала