Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью работы является исследование в теории и практике системы трудовой мотивации персонала предприятия, оценка имеющихся в ней проблем и разработка путей их решения.
Задачи работы:
1) исследование актуальных вопросов управления мотивацией;
2) анализ системы мотивации на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ И МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 5
1.2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ 12
1.3. ПРИМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 23
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» И ЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 23
2.2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 27
2.3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ РОСПЕЧАТЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………....58
В рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.
Основная масса работников в ООО «Предприятие Роспечать» относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в ООО «Предприятие Роспечать» хорошо отработана).
Должностные обязанности по управлению мотивацией трудовой деятельности работников предприятия распределены между руководителями.
В таблице 2.4. представлен перечень стимулирующих средств в организации и их закрепление за конкретным сотрудником.
Таблица 2.4
Система стимулирования в ООО «Предприятие Роспечать»
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
Заработная плата |
Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату |
Генеральный директор и члены правления |
Бонусы |
Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем) |
Генеральный директор и члены правления |
Свободное время |
Предоставление работнику за активную и творческую работнику дополнительных выходных отпуска; гибкого графика |
Генеральный директор и члены правления |
Оплата транспортных расходов |
Выделение средств на оплату транспортных расходов или с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу) |
Генеральный директор и члены правления |
Программа медицинского обслуживания |
Выделение средств на организацию медицинского обслуживания |
Генеральный директор и члены правления |
Организация питания |
Выделение средств на организацию питания на фирме, выплата субсидий на питание |
Генеральный директор, члены правления, начальники участков |
Оказание собственных услуг |
Предоставление бесплатных путевок от фирмы для работника и членов его семьи, подарки |
Генеральный директор, члены правления, начальники участков |
Проведем анализ существующей системы мотивации в данной организации, сравнив ее достоинства и недостатки (табл.2.5).
Таблица 2.5
Анализ системы стимулирования ООО «Предприятие Роспечать»
Форма стимулирования |
Характеристика | |
Достоинства |
Недостатки | |
2 |
3 |
4 |
1. Заработная плата (номинальная) |
Является эффективной, так как включает не только гарантированную зарплату (оклад), но и переменную часть, гибко учитывающую уникальность специальности, дефицитность, сложность и ответственность работы. При этом существующая система критериев оценки работников является оптимальной |
Не достаточно гибка в отношении инфляции (в течение года размер фонда оплаты труда, утвержденный генеральным директором, хотя и пересматривается исходя из полученной предприятием прибыли, но не учитывается коэффициент инфляции) |
2. Бонусы |
Является отличным стимулом коллективной работы, т.к. размер разового вознаграждения каждого работника ставится в прямую зависимость от объема услуг или работ всего отдела в течение года |
Для таких отделов, как бухгалтерия есть сложности определения объема выполненных ими работ. Поэтому система начисления бонусов работникам этих отделов недостаточно ясна для остальных работников |
3. Стимулирование свободным временем |
Является хорошим стимулом эффективной работы, так как существуют определенные критерии оценки результатов работы с целью предоставления гибкого графика |
Узость данного стимулирующего средства (не для всех работников возможен гибкий график, только для некоторых специалистов) |
4. Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом |
Транспортные
расходы компенсируются работникам,
проработавшим в организации 1,5 года.
Это стимулирует новых |
Собственный транспорт выделяется только руководителям, проработавшим в организации более 6 лет и имеющие высокие результаты, критерии которых не разработаны |
5. Организация питания |
Для разных категорий работников питание организовано раздельно (для руководящего и остального персонала) – это стимулирует работников сделать карьеру |
Несколько разрушает корпоративный дух, сплоченность коллектива |
6. Продажа печатной
продукции, выпускаемой |
Является очень
хорошим средством |
Критерии недостаточно ясны |
7. Программы медицинского обслуживания |
- |
Выделение средств не регулярно; система не отработана |
8. Льготы и компенсации, не связанные с результатами |
- |
Практикуются в отношении руководящего персонала. Система распределения льгот для персонала не ясна |
Как видим из таблицы 2.5, многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в ООО «Предприятие Роспечать» имеют определенные недостатки.
Тем не менее, достоинства существующих элементов значительны и они дают хорошие результаты. Для эффективной деятельности работников необязательно, чтобы система стимулирования работников организации включала все возможные элементы трудовой мотивации. Главное, чтобы та система стимулирования, которая существует в организации, была бы комплексной, ясной для работников и адекватной их потребностям. Эти качества характерны для системы ООО «Предприятие Роспечать», поэтому можно сделать вывод о том, что система трудовой мотивации в данной организации достаточно хорошо развита.
В следующей таблице представлена характеристика основных документов системы мотивации трудовой деятельности работников в рассматриваемой организации.
Таблица 2.6
Анализ основных нормативно-методических документов системы мотивации трудовой деятельности ООО «Предприятие Роспечать»
Форма нормативно-методического документа |
Основное содержание, показатели документа |
Положительные/
отрицательные моменты в |
1 |
2 |
3 |
Положение об оплате труда |
Принципы формирования системы оплаты труда; критерии оценки труда персонала; регламент |
(+) является
важным документом, который поддерживает
стабильность отношений в (-) после утверждения, в течение года требует изменений, корректировок, о которых нужно всегда предупреждать весь коллектив |
Положение о начислении бонусов работникам |
Принципы начисления бонусов, регламент |
(+) является
эффективным средством |
Положение о предоставлении работникам дополнительного свободного времени |
Принципы выделения работникам свободного времени, регламент |
(+) является
эффективным средством (-) принципы
не всегда являются справедливы |
Положение о предоставлении работникам бесплатных путевок |
Принципы предоставления бесплатных путевок, регламент |
(+)является эффективным
средством стимулирования (-) критерии очень высоки |
Вопросы мотивации работника (общей его ориентации при выборе данной организации) учитываются при найме работников. Например, при найме бухгалтера-кассира, менеджера активных продаж и помощника менеджера по работе с клиентами использовались следующие стимулирующие средства (табл.2.7).
Таблица 2.7
Способы привлечения кандидатов ООО «Предприятие Роспечать»
Наименование должности |
Способ привлечения |
1 |
2 |
Организатор розничной продажи |
Возможность карьерного роста, самостоятельной работы без жесткого контроля и излишней бюрократии, теплые, дружеские отношения, предоставление денежных компенсаций за использование личного автомобиля, бесплатное питание, путевки на отдых |
Бухгалтер-кассир |
Теплые, дружеские отношения, бесплатное питание, компенсации, величина оплаты труда |
Киоскер |
Бесплатное питание, компенсации, величина заработной платы, гибкий график работы |
Как уже отмечалось, цель деятельности ООО «Предприятие Роспечать» заключается также в наиболее полном удовлетворении работников предприятия в профессиональном и личностном развитии. Отсюда вопросы мотивации являются одной из главных задач руководства.
В организации разработаны: распорядок рабочего дня, для всех специалистов – должностные инструкции, в которых четко прописываются их права и обязанности. Однако в организации нет регламентации по информированию рабочих мест и работе с техникой.
Аттестация сотрудников проводится ежегодно. Аттестацию проводит аттестационная комиссия (генеральный директор и два выборных руководителя отделов). Комиссия осуществляет оценку на основе:
Результаты оценки даются в следующих формулировках:
При проведении деловой оценки персонала используется в основном экспертный метод. Система оценки персонала в данной организации занимает одно из важнейших мест в кадровой политики организации, так как на ее основе строится система развития персонала.
Оценка персонала также влияет на продвижение работника, уровень его заработной платы и получаемые льготы.
Таким образом, видим, что мотивация трудовой деятельности в ООО «Предприятие Роспечать» достаточно хорошо развита. Однако эта оценка субъективна. Чтобы получить более объективную оценку мотивационного потенциала предприятия воспользуемся специальной методикой и оценим мотивационный потенциал данного предприятия.
Цель оценки мотивационного потенциала ООО «Предприятие Роспечать» заключается в выявлении резервов повышения трудового потенциала предприятия и определении мероприятий по их использованию.
Основными задачами оценки мотивационного потенциала являются:
_____________________
8 Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2008, с. 12
В качестве субъектов оценки будут выступать: руководители предприятия, автор работы, как исследователь и специалисты консультационной компании. Объектами оценки будут выступать: организационная структура фирмы, философия управления, система трудовой мотивации ООО «Предприятие Роспечать» и ее подсистемы: найма работников, организации труда, оценки персонала, развития персонала и комплекса стимулирующих средств. Оценка мотивационного потенциала персонала начинается с разработки анкеты с вопросами по мотивации трудовой деятельности для экспертов. Представим технологическую карту в приложении В.
Таблица 2.8
Анкета для предложения экспертам
№ |
Вопрос |
Ответ | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Организационная структура |
Отражены в полной мере |
Отражены в неполной мере |
Отсут- ствуют | |
1 |
Наличие в организации должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности |
P |
||
2 |
Закрепленность должностных обязанностей за отдельным работником |
P | ||
Система стимулирующих средств |
Применяется эффективно |
Применяется не эффективно |
Не применя- ется | |
3 |
Заработная плата (номинальная) |
P |
||
4 |
Заработная плата (реальная) |
P | ||
5 |
Бонусы |
P |
||
6 |
Участие в прибылях |
P | ||
7 |
Участие в акционерном капитале |
P | ||
8 |
Планы дополнительных выплат |
P | ||
9 |
Стимулирование свободным временем |
P |
||
10 |
Трудовое или организационное стимулирование |
P | ||
11 |
Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания |
P | ||
12 |
Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом |
P |
||
13 |
Сберегательные фонды |
P | ||
14 |
Организация питания |
P |
||
15 |
Продажа товаров, выпускаемых организацией |
P |
||
16 |
Стипендиальные программы |
P | ||
17 |
Программы обучения персонала |
P |
||
18 |
Программы медицинского обслуживания |
P |
||
19 |
Консультативные службы |
P | ||
20 |
Программы жилищного строительства |
P | ||
21 |
Программы, связанные с воспитанием детей |
P | ||
22 |
Гибкие социальные выплаты |
P | ||
23 |
Страхование жизни |
P | ||
24 |
Программы выплат по временной нетрудоспособности |
P | ||
25 |
Медицинское страхование |
P | ||
26 |
Льготы и компенсации, не связанные с результатами |
P |
||
27 |
Отчисления в пенсионный фонд |
P | ||
28 |
Ассоциации получения кредитов |
P |
Информация о работе Технология формирования системы мотивации персонала