Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Актуальность темы: Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XXI веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Введение
Безработная молодежь как объект социальной работы………………6
Особенности безработицы молодежи………………………………6
Социальные проблемы безработной молодежи……………………11
Характеристика основных направлений социальной работы с безработной молодежью……………………………………………………………….17
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с безработной молодежью………………………………………………………………….17
2.2 Служба занятости как субъект социальной работы с безработной молодежью………………………………………………………………….33
Заключение
Список литературы
При анализе молодёжной безработицы, принципиальным представляется учёт следующих особенностей:8
1. Молодёжь менее зависима от профессиональной деятельности и связанной с ней оплатой труда, нежели другие социальные возрастные категории, что обусловлено, по крайней мере, двумя причинами: существенной материальной поддержкой со стороны семьи и относительно длинным периодом обучения. Для других возрастных групп данные условия социально неприемлемы.
2. По своему характеру молодёжь более активна, мобильна, поэтому в большей степени, нежели другие возрастные группы, способна к «самозанятости».
В то же время рост безработицы среди молодёжи, её негативные последствия создают огромную социальную проблему, отличительными чертами которой являются следующие:
1) безработица молодёжи создаёт огромный потенциал энергии, активности и здоровья, оказавшейся в стороне от общественного производства;
2) в образовательном плане каждое новое поколение превосходит предшествующее, следовательно, безработица молодёжи сдерживает профессионально – квалификационный и культурный рост рабочей силы;
3) особенно негативно отражается безработица на экономическом благополучии молодёжной семьи, что, в конечном счете, оказывает влияние на социально – демографическую ситуацию;
4) длительная незанятость молодых людей приводит к социальной апатии и социальному инфантилизму, является фактором роста преступности в молодёжной среде;
5) длительная безработица может привести к росту «социального иждивенства»: безработный отказывается от имеющейся трудовой вакансии, предпочитая получать материальное пособие.9
Особую тревогу вызывает рост безработицы среди молодых людей, получивших высшее образование, результатом чего являются:10
1) деквалификация молодых специалистов, длительное время неработающих по полученной специальности;
2) невозвратность финансовых средств, затраченных на подготовку специалистов с высшим образованием.
Рынок труда проводит очень жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Если же учесть значительное снижение уровня жизни многих семей, более ранний выход молодежи на рынок труда и т. д., то приходится признать, что юноши и девушки – выпускники – становятся одной из уязвимых социальных групп.
Лишь немногие студенты знают, где будут работать после завершения учебы. Наличие диплома еще не гарантирует работу по полученной специальности. Работодатели не желают тратить время и средства на обучение профессиональным навыкам работника, и в результате молодым специалистам, выпускникам учебных заведений, чрезвычайно тяжело найти первую работу по специальности, поэтому проблема конкурентоспособного специалиста обретает особую актуальность.
Проблемы занятости остаются одними из наиболее важных и сложно решаемых социальных проблем. Безработица среди молодежи выше, чем среди других возрастных групп, поскольку интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. Высокую молодежную безработицу можно рассматривать как свидетельство того, насколько велика степень неопределенности и неинформированности, с которыми приходится сталкиваться «новичкам» при вступлении на рынок труда.
1.2.
Социальные проблемы
безработной молодежью
Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.11
В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-35 лет. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией, и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе.
Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.
Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.12
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Такие, как владение иностранными языками, работа с компьютером. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый "шок от реальности", связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.
Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей.
На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность.13
Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по моему мнению, может предпринять следующие действия: поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.
В период 21 -35 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. По статистике, незамужние составили 81,8%, женатые (замужние) - 14,3%, разведенные - 3,9%. Однако все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи
К 35 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений. Как видим, молодежь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику ее положения на рынке труда.
Несомненно молодежная безработица имеет свои последствия, как правило негативные:14
Выводы о проблемах молодежной безработицы в России:
1. Работа для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека.
2. Каждой категории молодежи встречается барьеры в реализации себя в трудовой деятельности..
3. Страх перед безработицей не сводится к страху остаться без материальных средств; кроме экономического безработица имеет и социальный «портрет». Наблюдается: рост психологических и психических расстройств, снижение адаптивных свойств человека, ухудшение здоровья, изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми.
Однако необходимо заметить, что образование
рассматривается молодыми людьми преимущественно
не в отношении его значения для саморазвития
личности, но как средство для профессионального
самоопределения, которое, в свою очередь,
обеспечивает высокий социальный статус
и престиж. Коллективные ценности отходят
в молодежном сознании на второй план.
Молодые люди становятся все более прагматичными
и рационально мыслящими. Они ориентируются
на богатство и карьеру, а возможность
их достижения связывается с получением
хорошего профессионального образования.
Информация о работе Теоретические основы социальной работы с безработной молодежью