Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа
Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней демографической обстановкой. Критической ситуацию в этой области признают уже на официальном уровне: проблема обсуждается в Государственной Думе, в министерствах образования, здравоохранения и соцразвития. Посильный вклад и свои предложения пытаются внести культовые и общественные организации.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования удовлетворенности браком
1.Понятие «удовлетворенность браком» и определяющие её факторы, этапы развития семейных отношений…………………………………….5
2. Методы и методики исследования удовлетворенности браком…….25
Глава 2. Эмпирический анализ удовлетворенности браком.
1.Эмпирическая характеристика удовлетворенности браком…………29
2.Факторы, влияющие на развитие удовлетворенности браком……….46
3.Анализ практики по развитию удовлетворенности браком………….63
Заключение………………………………………………………………..68
Список используемой литературы………………………………………70
Приложения……………………………………………………………….74
Устойчивость брака – это устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов" [42; с.89-90]
2.Процедурная часть.
5) Описание методов
и конкретных диагностических
методик, использованных в
1.«Тест-опросник
удовлетворенности браком» (
Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.
2. тест «Измерение установок в семейной паре».
Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.[3]
3.методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» .
Автор: А.Н. Волкова.
6)Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта:
- повышение удовлетворенности браком супругов
- уменьшение
числа разводов из-за
- контроль за состоянием внутрисемейных отношений
Требования к реализации услуг:
- Систематичность (в
-Интегративный характер деятельности (совместно с другими специалистами: психологами, сотрудниками правоохранительных органов)
- Ориентация на активизацию сил подопечных.
7)Сроки
реализации проекта и
Сроки реализации проекта – 2012 – 2013 гг.
Ожидаемые результаты – повышение удовлетворенности браком супругов
Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться – порядок использования полученных результатов определяется индивидуально каждым организующим мероприятие. Круг лиц - супруги, участвующие в проекте.
8)Календарный план-график мероприятий, составляющих содержание проекта (виды работ, сроки реализации, ответственные).
Сроки реализации |
Виды работы |
Ответственные за реализацию работ |
Январь |
Проведение лекции «Таинство брака» |
Психолог |
Февраль |
Проведение лекции «Семья – школа любви» |
Психолог, социальный работник |
Март |
Проведение исследования |
Социальный работник |
Апрель |
Трехдневный тренинг «Системная семейная терапия» |
Социальный работник, психолог |
Май |
Трехдневный тренинг «Системная семейная терапия» |
Психолог, социальный работник |
Июнь |
Трехдневный тренинг «Системная семейная терапия» |
Психолог, социальный работник |
Июль |
Лекция «Удовлетворенность браком» |
Психолог, социальный работник |
Август |
Лекция «Социально-психологический климат в семье» |
Психолог, социальный работник |
Сентябрь |
Проводим лекцию «Супружеская совместимость». |
Психолог, социальный работник |
Октябрь |
Лекция «Психологические проблемы семьи и брака». |
Психолог, социальный работник |
Ноябрь |
Проведение исследования |
Социальный работник |
Декабрь |
Итоговая конференция за прошедший год. |
Социальный работник, психолог |
9)Кадровое,
финансовое и материально-
10) Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за его реализацию) – ГБУ КЦСОН «Семья»
Приложение 5
Лекция «Таинство Брака»
Сегодняшняя наша тема — это таинство брака. Вы можете заметить, что мы начинаем изучение таинств с тех таинств, которыми как бы рождается, устраивается человеческая жизнь — крещения, миропомазания, а теперь брака. И здесь нужно сказать, что именно эти таинства и еще таинство покаяния принадлежат к числу «узких мест» в нашей церковной жизни.
В нашей церковной жизни все
пострадало: здания, люди, чинопоследования,
сама вера и нравственная жизнь христиан.
Пострадало и понимание очень
важных моментов церковной жизни. Но
все-таки одни здания пострадали больше,
а другие меньше. Подобно этому, разные
части церковной жизни
Неправильное, недостаточное понимание и совершение таинства крещения приводит к тому, что, крестившись, люди не живут потом церковной жизнью. Получается, что их крещение как бы не достигает цели. Точно так же неправильное понимание и совершение таинства брака приводит к тому, что люди после венчания не начинают жить христианским браком. Они живут обычной светской жизнью, которая очень часто в наше время кончается разводом.
Вы сами знаете, что в нашем веке церковные разводы стали не редкостью, хотя на самом деле церковного развода не бывает, но то, что мы называем церковным разводом, то есть распадение венчанной семьи, стало теперь довольно частым явлением, а прежде этого не было.
Для восприятия таинства брака есть особенная трудность. Это восприятие затрудняется еще и тем, что вообще христианское учение о браке весьма трудно. Есть в составе христианского учения более легкие моменты и части, а есть более трудные. Как раз учение о браке — это очень трудная область. Но можно сказать, что и вообще учение о браке не только в христианстве, но и в философии любой, и вообще в жизни человеческой очень трудно и бывает различным в разные века, у разных народов, в разных религиях.
В христианской богословской литературе тоже есть след такой трудности. Католическая литература о браке довольно обширна, но само понимание брака в католичестве довольно сильно отличается от православного понимания. И католическая богословская литература, поэтому, для нас, в общем-то, неприемлема, хотя богослову нужно изучать своих оппонентов и знать смежные учения. Но для изучения православного богословия брака католическая литература нам будем мало полезной. Что же касается православной литературы, то она весьма скудна. В частности, русская богословская литература имеет считанные произведения, посвященные проблеме брака.
Назову несколько книг, дающих такое учение. Во-первых, книга Павлова «50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права». Это книга прошлого века — историческое исследование, посвященное законодательству и практике совершения брака, а также церковному законодательству о браке.
Другая книга, которая больше внимания уделяет нравственному значению брака, называется «Христианское учение о браке», автор Страхов (Харьков, 1895).
О браке довольно много написано русскими религиозными философами — Бердяевым, Розановым, и хотя их учение во многом не согласуется с православным учением о браке, эти философы сумели почувствовать недостаточность тех подходов — историко-канонического и морального — которые уже были сделаны в русском богословии. Философы не дают нам нужного церковного учения, но дают ощущение глубины этой проблемы, дают возможность понять вопросы, которые требуют освещения и решения.
Более полной богословской работой
является книга Троицкого «Христианская
философия брака», изданная в Париже
в 1932 году. Но самая поздняя и, пожалуй,
по-настоящему глубокая философская
работа, дающая нам именно православное
богословское учение о браке, это
одна из лучших работ протопресвитера
Иоанна Мейендорфа, которая называется
«Брак и Евхаристия». Она была
напечатана на русском языке в
«Вестнике РСХД» (РСХД — Русское
студенческое христианское движение)
в NN 91, 92, 93, 95, 96 и 98 (IMKA PRESS, Париж, 1969-70). Хотя
эту работу найти не так-то просто,
она у нас не переиздана (я даже
обращался к редактору «
Начиная нашу тему, следует сказать, что есть очень хорошее изречение, ставшее поговоркой: «Браки совершаются на небесах». В нем многое заложено, оно выражает веру в то, что соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей, результатом случайностей, не может быть рассмотрено только лишь в чисто моральном или правовом аспекте. Нельзя рассматривать эту проблему и в категориях естественных человеческих потребностей или в категориях полезности для продолжения человеческого рода. Все эти подходы существуют и, конечно, имеют право на жизнь, но они недостаточны.
Есть необходимость в том, чтобы мы с вами вникали в онтологическую природу этой тайны — брака, т. е. мы должны понять, что само создание мужского и женского пола уже предполагает некую онтологию человека, некое учение о человеке вообще. Это есть как бы одна из очень важных, а может быть, основных проблем антропологии, т. е. учения о человеке.
Прежде всего стоит вспомнить, как учит, как говорит о создании мужского и женского пола Св. Писание. В Книге Бытия при описании творения Богом мира мы находим, что каждый день творения заканчивается приблизительно одинаково: Господь сотворил что-то, посмотрел и увидел, что все это «добро зело», все это очень хорошо получилось. И тогда Он переходит к следующему акту творения и опять находит, что это тоже добро зело.
Так мы находим, что Господь творит мир в течение шести дней. Но когда Господь сотворил человека, то Он не сказал «добро зело», а через некоторое время сказал: «Нехорошо быть человеку одному». И здесь содержится замечательное Божественное свидетельство. Все творение было очень хорошим, а человек, если можно так выразиться, сначала не удался, нехорошо получился. «Нехорошо быть человеку одному», и после этого Господь сотворил ему помощника — жену.
Уже само это учение Библии о творении человека говорит, что мужской и женский пол только вместе могут явить нам Божественное «добро зело», только вместе они достигают той гармонии, полноты, красоты, которая достойна замысла Божия о человеке. Мы знаем, что в Новом Завете есть другое учение. Апостол Павел говорит, что во Христе нет ни мужеска пола, ни женска (там еще говорится о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни мужеска пола, ни женска, но нова тварь во Христе). Это означает, что пред Богом мужской пол и женский пол не имеют онтологической разницы, они являют одну природу, одну бытийную жизнь, и достоинство их пред Богом одно. Я советую вам получше вдуматься в эти доводы, и тогда снимутся многие и многие псевдопроблемы современности.
Сейчас, вы знаете, и на Западе, и
у нас очень сильно феминистское
движение. У нас веками обсуждался
так называемый «женский вопрос». Этот
вопрос, по существу говоря, всегда вращался
вокруг того, что женщины чем-то обделены
в отношении мужчин, и это несправедливо
в отношении их устроено. Они чем-то
недовольны и хотят во что бы то
ни стало сравнять свое положение
и добиться странного советского
или коммунистического
Более того, скажу весьма ответственную мысль. Вы помните, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Когда говорят об этом, то говорят обычно о свободе человека, о разумности, о логосности человека (человек — единственная из всех тварей словесная тварь). На самом деле черт Богоподобия гораздо больше. Это специальная тема, причем очень интересная. Именно на этой позиции можно развивать антропологию — учение о человеке.
Конечно же, не может так быть, чтобы столь существенное разделение на два пола было как бы вне этого Богоподобия. Этого не может быть. Конечно, здесь тоже можно искать черты Богоподобия, но было бы большой ошибкой зайти слишком далеко. На этом-то и пытаются всегда ловить недоброжелатели: это ересь, вы хотите во Святой Троице найти какую-то разнополость.
Конечно, это было бы страшной ересью, и делать этого не следует. Но не какой-то современный богослов и тем более не я придумал эту мысль. Эту мысль о Богоподобии именно в таком устроении человечества высказал святой отец, древний учитель Церкви Григорий Нисский. Он утверждает, что такое троичное устроение рода человеческого как раз именно здесь более всего является.
Мне приходилось читать разные работы, где говорилось, что в человеке тоже есть троичность. Например: ум, воля и чувство. Конечно, на самом деле это неправильно, потому что в жизни вообще очень часто встречается троичность, и это просто диалектическая черта всякого творения, всякой твари. Но ум, воля и чувство относятся к одной личности. А что такое Троица? Это Одна Божественная Личность в трех Ипостасях, в трех Личностях. То есть мы можем вполне искать и в человеческом бытии такую триипостасность, это будет законно: если мы утверждаем, что человек есть образ Божий, то значит, что триипостасность должна быть и в человеке.
Так оно и оказывается: человечество состоит из этого триединства — отец, мать и чадо, т. е. отцовство, материнство и сыновство. Эти личностные, ипостасные свойства, безусловно, имеют в себе черты Богоподобия. Ведь мы говорим о Боге Отце и о Боге Сыне. И говорим о том, что все совершается Духом Святым. Подобно этому, и в человеческом роде есть такие черты.
Замечательно, что «Дух Святой» в переводе с греческого на русский должен быть переведен в женском роде. Это, конечно, не значит, что можно приписать Святому Духу какое-то женское начало. Наоборот: в женском начале можно искать какие-то черты Богоподобия, как и в мужском начале, и в сыновстве человеческом.
Все это я говорю для того, чтобы заранее подчеркнуть, что, говоря о таинстве брака, мы, прежде всего, обязаны обратиться к онтологии человеческого бытия, понять, что такое человек, потому что брак — это есть существенная онтологическая черта в жизни человека. И только то учение о браке будет полным и основательным, которое сумеет хотя бы как-то проникнуть в учение о человеке.