Удовлетворенность браком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание

Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней демографической обстановкой. Критической ситуацию в этой области признают уже на официальном уровне: проблема обсуждается в Государственной Думе, в министерствах образования, здравоохранения и соцразвития. Посильный вклад и свои предложения пытаются внести культовые и общественные организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования удовлетворенности браком
1.Понятие «удовлетворенность браком» и определяющие её факторы, этапы развития семейных отношений…………………………………….5
2. Методы и методики исследования удовлетворенности браком…….25
Глава 2. Эмпирический анализ удовлетворенности браком.
1.Эмпирическая характеристика удовлетворенности браком…………29
2.Факторы, влияющие на развитие удовлетворенности браком……….46
3.Анализ практики по развитию удовлетворенности браком………….63
Заключение………………………………………………………………..68
Список используемой литературы………………………………………70
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 220.46 Кб (Скачать документ)

Диагностика семейной ситуации происходит по всем параметрам интегра- тивной модели системной семейной психотерапевтической диагностики, объединяя таким образом  полученные на тренинге знания. 4)

Лекционный фрагмент

Структура семьи. Сплоченность, иерархия, границы семьи. Типы дисфункциональных  структур в циркулярной модели Олсона, межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия и другие структурные нарушения. 5)

Дискуссия

Классификация структурных  проблем на основе разыгранных в  предыдущем упражнении семей. Ведущий  приводит примеры из терапевтической  практики, рассказывает о строении системного семейного теста Геринга и других способах диагностики семейных структур. 6)

Подведение итогов дня, ответы на вопросы.

День третий

1) Разминочное упражнение  на эмпатию

Членов группы просят прочувствовать настроение и ожидания своего соседа справа и высказаться об этом от его имени. Человек, от лица которого выступает его сосед, может потом  внести свои коррективы, а затем  высказывается от лица следующего участника, и т.

д. по кругу. К этому моменту  члены группы уже имеют двухдневный  опыт общения, а потому, как правило, удается довольно хорошо "настроиться  на волну" партнера. Кроме того, это  упражнение является вводным для  следующей техники. 2)

Тренировка навыков установления контакта с семьей

Участники делятся на малые  группы (5—6 человек). Двое играют роли терапевтов, остальные — членов семьи. Парная работа терапевтов используется для того, чтобы все участники  получили подобный опыт. Ведущий ставит перед группой задачу проработать  социальную стадию диагностической  встречи с семьей. Они должны собрать  первичную информацию о семье  и установить хороший контакт  со всеми членами семьи, никого не забыв. Им нужно справляться со слишком  разговорчивыми, поощрять молчаливых и не переходить к проблемной стадии, пока необходимая социальная информация не будет собрана. Через некоторое  время они останавливаются, обсуждают  сильные и слабые моменты в  присоединении терапевтов к семье, а затем меняются ролями. 3)

Обсуждение задач жизненного цикла семьи

Участники остаются в малых  группах. Ведущий коротко рассказывает о классификации стадий жизненного цикла и концепции обращения  семьи в консультацию в переходные периоды между ними. Подгруппы  выбирают одну-две стадии и в течение 10 — 15 минут должны написать как  можно больше проблем и жизненных задач, свойственных этим стадиям. Далее списки, наработанные в подгруппах, выносятся на всеобщее обсуждение. 4)

Лекционный фрагмент

Функции симптоматического  поведения в семейной системе. Симптом  как коммуникативная метафора, часть  циркулярной последовательности, призыв о помощи и способ стабилизации семейной системы. Переформулирование семейных проблем на основе обнаружения позитивных функций симптоматического поведения. 5)

Упражнение "Практикум  в позитивном переопределении" Время  — 40 мин.

Цель: обучение навыкам обратной связи.

Одним из вариантов реагирования на проблемную ситуацию является подчеркивание  ее позитивных аспектов. Необходимо проводить  различие между позитивной переоценкой  и поддержкой клиентов. Если поддержка  основана на принятии психотерапевтом  идей и переживаний членов се- мьи, подбадривании их в случае необходимости, то позитивная переоценка позволяет  показать определенные аспекты проблемного  поведения в более выигрышном свете. Целью позитивной переоценки не является отрицание проблемы путем  ее минимизирования. Она должна всегда основываться на правде. Терапевт просто указывает на те аспекты ситуации или поведения, которые прежде не были замечены из-за негативных эмоций и предубежденности членов семьи.

Существует много вариантов  упражнений на переопределение. Например, кто-то из участников предлагает проблему. Она может быть выдумана или основана на реальном опыте, касаться индивидуальных трудностей или проблем взаимодействия. Его сосед должен попытаться найти  позитивную формулировку данной проблемы. Если у него не получается, то такую  попытку предпринимает следующий  участник по кругу, и так до тех  пор, пока не будет найден вариант, удовлетворяющий  предложившего проблему.

Другой вариант тренировки этого навыка основан на методе мозгового  штурма. Один член группы называет проблему, а вся группа комментирует ее всевозможными позитивными способами. Качество формулировок на данном этапе не играет роли, участники вольны придумывать самые фантастические версии. Это позволяет членам группы чувствовать себя более раскрепощенно и облегчает творческий процесс. На следующей стадии работы все идеи, выдвинутые в ходе мозгового штурма, тщательно анализируются и оцениваются с точки зрения применимости к данной проблеме. 6)

Терапевтический сеанс участников под супервизией ведущего

Несколько участников группы играют семью, обратившуюся в консультацию за психологической помощью. Один-два  участника тренинга на время становятся их терапевтами и проводят первую встречу с семьей. Они работают около часа. Оценочное интервью с "симулированной" семьей должно пройти все стадии: социальную, проблемную и стадию заключения терапевтического контракта. Время от времени ведущий устраивает перерыв и обсуждает с терапевтами, что они делают и с какой целью. Семья остается на своих местах, но участия в этом обсуждении не принимает. Ведущий должен избегать негативных оценок и формулировать обратную связь в виде вопросов и предложений по работе. Важно, чтобы у начинающих терапевтов возникло ощущение хотя бы некоторого успеха. 7)

Групповая дискуссия

Обсуждение сеанса происходит с использованием карты структурирования информации о семейной системе, однако, в отличие от демонстрационной

сессии первого дня, основной акцент делается не на диагностике, а  на процессе терапии, использовании  специальных техник и планировании работы с семьей. Участники уже  знают о структуре оценочной  встречи, выполнили ряд упражнений и видели две терапевтические  сессии. Это позволяет им лучше  понимать назначение использованных терапевтических  навыков.

8) Заключительный круг  высказываний участников тренинга

Участники задают вопросы  по всему курсу, делятся впечатлениями  и обсуждают с ведущим варианты продолжения обучения.

Лекция «Удовлетворенность браком»

Удовлетворенность браком. В связи с изменением семейных функций в современном обществе проблема качества брака становится центральной проблемой при исследовании семьи. В литературе по проблемам семьи существует некоторая размытость в терминологии, в частности, в дефиниции устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, качество брака, супружеское счастье, благополучие семейных отношений и т. д.

Стабильность и удовлетворенность браком – связанные понятия, но их нужно различать, причем различия связаны с разделением подходов к изучению качества брака на социологический и психологический.

В русле социологического подхода достаточным показателем  успешности супружеских отношений  является сам факт сохранности брака, то есть отсутствие развода. Эта характеристика получила название стабильности брака и широко используется в различных демографических, социологических и других исследованиях.

«Стабильность» – важнейшее  фундаментальное понятие. В специальной  литературе под понятием «стабильность» обычно понимают «прочность», установившийся режим, в противовес конфликтности, критической ситуации в семье, завершающейся  разводом. Эта характеристика имеет  много преимуществ (здесь практически  отсутствует проблема измерения, достаточно знать, разведены супруги или  нет, благодаря чему в исследовании может быть проанализирована фактически любой величины выборка респондентов и т. д.). Но есть и свои недостатки, самый существенный из которых состоит  в том, что факт сохранности брака  практически ничего не говорит о  том, как супруги оценивают свои взаимоотношения, насколько они  счастливы в браке и т. д., а  в психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именноудовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» (Голод С.И., 1984).

Стабильность семьи и  удовлетворенность браком не взаимоисключающие  понятия, они имеют много общего, но однозначного значения они не имеют  – высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем  удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной неудовлетворенности  супругов своими отношениями, а в  современной семье подобная неудовлетворенность  может привести к разрыву даже при наличии детей) (Сысоенко В.А., 1981).

Факторы, влияющие на удовлетворенность  браком. Изучением характеристик, влияющих на удовлетворенность браком, занимались многие исследователи. В наиболее систематизированном виде они представлены в модели качества брака, созданной американскими исследователями Р.А. Левисом и Дж.Б. Спэниером, осуществившими вторичный анализ свыше 300 работ в конце 70-х годов. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:

а) добрачные;

б) социальные и экономические;

в) личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские).

Более 2/3 из названных ими  конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический  характер. Авторы модели качества брака  отмечают, что большинство выделенных ими параметров характеризуют степень  сходства и согласия в межличностных  отношениях супругов по разным параметрам.

Этот принцип – принцип  согласия – был положен в основу большинства инструментов, предназначенных  для измерения качества межличностных  отношений супругов (Алешина Ю.Е., 1993; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская  Е.М., 1987; Гозман Л.Я., Алешина ЮЕ., 1987).

Ю.Е. Алешиной установлено, что  удовлетворенность браком зависит  от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму  – в начале, в течение первых двух десятилетий существования  семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко (Алешина Ю.Е., 1985).

В исследовании, проведенном  под руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих  свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и  только 14% - что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает».

Наблюдения Г. Навайтиса  показали, что у мужчин существуют достаточно сложные взаимосвязи  между успехами на работе и семейными  отношениями: нестабильность последних  появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении  финансового состояния (Навайтис Г., 1999).

Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего  труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или полностью  выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные, в случаях, когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга  несут одинаковую нагрузку – 94% (Юркевич  Н.Г., 1970).

В семьях с эгалитарным  распределением ролей (в которых  муж помогал жене) удовлетворенность  отношениями у женщин выше, чем  в семьях с традиционными отношениями. Причем более всего удовлетворены  браком домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность – у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными отношениями оказались также более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями (Андреева Т.В., Кононова А.В., 2002). Таким образом, удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами.

Обнаружена связь между  удовлетворенностью браком и мотивами вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин – симпатия; одним из мотивов вступления в  брак отмечалось также стремление избавиться от одиночества (Мацковский М.С, Харчев А.Г., 1978). Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Так, Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформировавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длительном (около пяти лет) (Навайтис Г., 1999).

С.И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности  браком и мерой сексуальной удовлетворенности  супругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенность  сексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком (Голод С.И., 1990).

 

Лекция «Социально-психологический  климат в семье»

Социально-психологический  климат в семье. Под социально-психологическим климатом семьи понимают обобщенную интегративную характеристику семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов.

Следовательно, психологические  факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности  в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности  сексуальными отношениями и удовлетворенности  досугом.

Информация о работе Удовлетворенность браком