Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа
Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней демографической обстановкой. Критической ситуацию в этой области признают уже на официальном уровне: проблема обсуждается в Государственной Думе, в министерствах образования, здравоохранения и соцразвития. Посильный вклад и свои предложения пытаются внести культовые и общественные организации.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования удовлетворенности браком
1.Понятие «удовлетворенность браком» и определяющие её факторы, этапы развития семейных отношений…………………………………….5
2. Методы и методики исследования удовлетворенности браком…….25
Глава 2. Эмпирический анализ удовлетворенности браком.
1.Эмпирическая характеристика удовлетворенности браком…………29
2.Факторы, влияющие на развитие удовлетворенности браком……….46
3.Анализ практики по развитию удовлетворенности браком………….63
Заключение………………………………………………………………..68
Список используемой литературы………………………………………70
Приложения……………………………………………………………….74
В свете всего вышесказанного хотелось бы все-таки отметить, что идеалы традиционной семьи и чистой любви (целомудрия) до брака всегда лежат в основе духовного процветания страны. Это необратимо ведет к экономическому, культурному процветанию. И, наоборот, утрата норм и традиций ведет к стагнации во всех сферах жизни общества.
Семья — основная ячейка общества. То, что происходит в ней, создает ценности, формирует культуру и социальную защищенность общества. Если все соглашаются с тем, что семья — это основанная на браке и кровном родстве группа людей, члены которой связаны любовью и ответственностью, брак — это постоянный союз мужчины и женщины, созданный ради семьи и продолжения рода, а целомудрие — важнейшее условие для сохранения стабильности семьи, то само общество обретет ту же стабильность и надежность, как и сама семья.
Утрата норм сексуальности, которые прививаются главным образом в семье, в истории человечества всегда были знамением скорого упадка целых цивилизаций.
История свидетельствует, что общества и цивилизации, в которых процветали половая распущенность, гомосексуализм и прочие девиации, скоро прекращали своё существование. Вспомним Вавилон, древний Египет, древние Персию и Грецию, древний Рим. И это логично. Вскрывая вены, трудно рассчитывать на долгую жизнь. Из всего сказанного следует вывод: семья — это школа любви. Только в благополучной семье человек становится человеком высоких ценностей, чести, настоящей любви, глубокого сердца, и, как следствие, толерантным и патриотичным гражданином. В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь
и, в конце концов, любя собственных детей. Не побывав в роли ребенка, человеку, например, будет очень трудно быть родителем. А не видя любовь папы и мамы, он будет испытывать трудности при создании собственной семьи. Детство — время общения на основе любви, это обучения умению любить и напитываться любовью родителей. В этом возрасте ребенок учится главному условию сохранения семьи: любви и миру. Не получив любви родителей, ребенку не научиться любить, не вырасти в любви. Глядя на вас, будущих родителей, ваш будущий ребенок научится если не любить, то, по крайней мере, терпеть. К сожалению, многие дети остаются без одного из родителей, как правило, без папы. А многие, вообще, с первых же дней лишаются родителей. И у них не остается главного источника любви.
Приведем один пример. Однажды в Сухумском заповеднике был проведен эксперимент: детеныш обезьянки после рождения был оторван от мамы и помещен в отдельную клетку. Там были созданы комфортные условия: мягкая кукла — грелка, молоко, с обезьянкой общались операторы, она видела через стеклянную стенку жизнь других обезьяньих семей, но она не пережила детства при маме. В итоге, обезьянка не смогла, повзрослев, вступить в нормальные отношения с самцом; первому своему детенышу оторвала голову, потому что он доставил ей дискомфорт и страдания при родах; детенышей отгоняла от себя, не кормила молоком, не знала, как прижать к груди. А когда ее запустили в стаю, потребовалось семь поколений для восстановления материнского отношения в ее роду.
Чему учится ребенок в отношениях с родителями? Самое главное — нормы нравственного поведения, ценности. Это касается отношений и со старшими, и с друзьями, и с противоположным полом. Во-первых, целомудренному поведению научиться можно только у родителей. Объяснить авторитетно этот закон отношений может только любящий родитель.
Трехдневный тренинг «Системная семейная терапия»
День первый
1)Знакомство
Ведущий просит участников
представиться и сказать
2)Групповая дискуссия
Происходит уточнение целей тренинга. Ведущий коротко рассказывает о том, чему бы он хотел его посвятить и что успеть за три дня. Участники высказывают свои пожелания, и программа тренинга несколько корректируется. Уточняются также организационные аспекты тренинга:сколько часов группа работает, когда начинает и когда заканчивает, сколько длятся перерывы и т.д. Заключается групповой контракт на трехдневнуюработу. 3)
Лекционный фрагмент (около часа)
Тема 1. Интегративная модель
системной семейной психотерапевтической
диагностики. Ведущий коротко освещает
идеи системной семейной терапии, рассказывает
о предпосылках возникновения семейной
терапии, основных школах и классиках
системного подхода. В своей лекции
он суммирует диагностические
Тема 2. Семейная история. Методы изучения семейной истории. Основные символы генограммы. Способы анализа исторического материала. Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье. Комплементарные и некомплементарные браки. Совпадения жизненных событий. Короткие примеры. 4)
Упражнение "Генограмма" Время — 40 мин.
Цели упражнения: 1.
Знакомство с условными
обозначениями и получение
Выявление параллелей в семейных системах малознакомых людей, выбравших друг друга интуитивно, на основе предложенных критериев (аналог выбора партнера по браку).
Инструкция: Выберите из группы человека, чем-либо напоминающего кого-то в вашей собственной семье или, наоборот, восполняющего, по вашему мнению, недостающее в ней звено. Объединитесь с ним в пару, проинтервьюируйте и постройте генограммы друг друга.
После того как участники выполнят эту часть упражнения, ведущий просит их сравнить полученные генограммы и отметить совпадения, контрасты и возможную их комплементарность.
Обсуждение:
При сопоставлении своих генограмм участники довольно часто обнаруживают параллели. Например, участница, имеющая старшую сестру, может выбрать партнершу, которая является старшей дочерью в своей семье, или выяснится, что оба партнера потеряли кого-то из родителей в достаточно раннем возрасте, или оба происходят из семей, в которых разводятся крайне редко, и т.д. Если посвятить этому упражнению достаточно времени и дополнить формальный рисунок семейной родословной анализом отноше- ний в родительских семьях партнеров, то можно увидеть, насколько обоснованным окажется якобы случайный выбор в данном упражнении. 5)
Разбор случая
Ведущий предлагает анализ случая из собственной терапевтической практики. С помощью генограммы исследуется проблема выбора супругами друг друга, сходство и различие проблем их родительских семей. Рассматриваются семейные треугольники и механизмы передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения. 6)
Лекционный фрагмент
Ведущий коротко рассказывает о целях и задачах оценочного интервью с семьей, кто из членов семьи на него приглашается, как в общих чертах оно строится и какие стадии проходит. 7)
Демонстрационный сеанс (около часа)
Ведущий проводит демонстрацию оценочного интервью с "симулированной" семьей, которую разыгрывают желающие участники тренинга. Другие члены группы выступают в роли наблюдателей. 8)
Обсуждение (около часа)
После короткого перерыва
участники вместе с ведущим проводят
детальный анализ сеанса. Ведущий
просит сначала высказаться тех,
кто играл семейные роли. Они выражают
свои чувства из ролей членов семьи
и наблюдения за ходом терапевтической
сессии. Далее в свободном порядке
высказываются остальные члены
группы. Ведущий отвечает на вопросы.
Разбор сессии происходит по двум направлениям.
Во-первых, проводится диагностика
сыгранной семьи с
Лекционный фрагмент
Ведущий рассказывает о стадиях семейной терапии, профессиональной позиции терапевта, организационных аспектах терапии, дает панораму используемых техник.
10) Подведение итогов дня
Участники обмениваются впечатлениями, просят разобрать отдельные темы более подробно. Уточняется рабочий план на оставшиеся два дня.
День второй 1)
Утренний круг высказываний участников
Члены группы говорят о
своем настроении, с которым приступают
к дальнейшей работе, задают новые
вопросы и высказывают
Лекционный фрагмент
Циркулярные процессы в семье. Некоторые типичные последовательности, включающие проблемное поведение. Прослеживание семейных взаимодействий. Циркулярное интервью миланской школы. Типы вопросов. 3)
Ролевая игра "Порочный круг" Время — 2 часа 30 мин.
Цели: 1.
Тренинг наблюдательности при взаимодействиях. 2.
Обучение системному восприятию семейных процессов.
Это упражнение состоит из нескольких этапов:
а) Участники делятся на небольшие группы по 3 — 6 человек. Оптимальное количество таких групп 3—4. Ведущий дает следующую инструкцию: "Вам нужно выбрать одну из семейных проблем или ситуаций, которая кажется важной и интересной членам вашей подгруппы. Обсудите различные аспекты этой ситуации, распределите роли и покажите ее всей группе в виде небольшой сценки, придумав для нее название. Ситуация, которую вы выберете, не должна быть личной проблемой кого-то из вас, так как нашей задачей в данный момент является развитие навыков восприятия, а не личная терапия участников группы. У вас есть 15 — 20 минут на подготовку".
б) Подготовка в малых группах.
в) Организуется импровизированная сцена, и одна из подгрупп показывает всем свою ситуацию. Участники должны разыграть ее, причем объяснения того, что они делают, на этом этапе должны быть сведены к минимуму. Как правило, участники спонтанно корректируют сюжет по ходу игры,
и ситуация развивается по своим законам, часто довольно неожиданно для игроков.
г) Разбор ролевой игры, в котором принимает участие вся группа.
д) Следующая подгруппа предлагает свою сценку, затем следует ее разбор и так далее, пока не будут проиграны и обсуждены ситуации всех подгрупп. На каждую подгруппу отводится около 40 мин, после двух сценок может быть сделан перерыв на 10 мин.
Разбор ролевой игры происходит по следующей схеме:
а) Отчет играющих о своих
чувствах в ролях людей, которых
они представляли. Как они ощущали
себя в этой ситуации, чего хотели достичь,
каковы были их потребности. Ведущий
намеренно проводит границу между
персонажами сценки и личностями
участников группы. Он относится к
сыгранной роли как к произвольно
выбранной участником театральной
маске, и обращается к ним не по
именам, а называет их роли. "Что
чувствовал муж в этой ситуации?
Чего он опасался? Как пережил этот
конфликт ребенок? Что захотелось сделать
в тот момент жене?" и т.д. Такое
разграничение позволяет
б) Далее необходимо объединить их в последовательности, желательно в циркулярные. Ведущий еще раз коротко напоминает, какова была цепочка сюжетных ходов и реакций членов семьи (например: муж пришел, жена сказала, он ответил, ребенок заплакал, он ушел из дома и т.д.) Постепенно группа переходит к обсуждению того, что могло быть в семье данного типа до момента, разыгранного в ситуации, и что, возможно, произойдет впоследствии.
Ведущий может сказать примерно
Члены группы обучаются также отмечать циркулярные петли, которые происходят в самой сценке. Например, отец грубо ругает ребенка за плохую успеваемость. Тот начинает тереть глаза. Мать выступает на его защи- ту и говорит мужу, что он слишком строг. Отец отступает, но через некоторое время пытается снова возвратиться к проблеме. Ребенок снова принимает обиженный вид, и мама снова нападает на мужа и т.д. Модель семейных коммуникаций в небольшой промежуток времени, возможно, отражает общий семейный подход к воспитанию и проблемы супружеских взаимоотношений.
в) Участники группы тренируются в построении различных системных гипотез, включающих в себя реакции всех членов семьи.
Ведущий время от времени
спрашивает у участников, выдвигающих
свои версии происходящего: "На чьей
вы стороне в этой семье? Как это
влияет на формулировку вашей гипотезы?"
Подобная рефлексия помогает участникам
прояснить свое собственное подключение
к проблемам семьи и