Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов.
Но повторим,
в принципе, деятельность, включающая
насилие или прямо на него направленная,
считается уголовным
США, в отличие от Европы, не желают ни в чем ограничить свободу высказываний и ассоциаций: по мнению американцев, их общество способно морально противостоять влиянию любой, самой неприемлемой пропаганды. Первая Поправка к Конституции безусловно запрещает государству ограничивать свободу слова. Европейские общества не настолько верят в свои силы и предпочитают многое передоверять государству, в том числе – и противодействие национал-радикальной пропаганде. И надо сказать, что позиции обеих сторон подтверждены их историческим опытом.
Россия в этом смысле – безусловно европейская страна. И она это подтвердила формально, признав ратифицированные еще СССР Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Эти базовые документы рассматривают два вида недопустимой ненасильственной деятельности – направленную против признанных в обществе ценностей и расистскую.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, утверждающая в пункте первом свободу слова, содержит и пункт второй:
«Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц…»
Аналогичные оговорки есть и в статьях о свободе совести и о свободе собраний и объединений. Важна также статья 17 Конвенции:
«Ничто в настоящей Конвенции
не может толковаться как
Эта статья не только ограничивает государство, но и отказывает частным лицам и ассоциациям в праве действовать с целью «упразднения прав и свобод», что прямо относится к крайним политическим группировкам.
А в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации сформулированы следующие обязательства:
«Статья 2. п. 1“b”.
Каждое государство-участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими бы то ни было лицами или организациями.
Статья 4.
Государства-участники осуждают всякую
пропаганду и все организации, основанные
на идеях или теориях
а) объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательства к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;
b) объявляют противозаконным и запрещают организации, а также организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признают участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом».
Здесь надо
отметить три момента. Первый – термин
«расизм» понимается в Конвенции
применительно к любым
Второй – акцентирование внимания не только на пропаганде расовой ненависти, но и на поощрении дискриминации. В Европе тема дискриминации гораздо заметнее темы расистской пропаганды (при всей очевидной взаимосвязанности этих явлений), поскольку практической дискриминации, практикуемой властями или корпорациями, всегда в некотором смысле «больше», чем пропаганды национал-радикальных группировок. Тем более это верно в России, но у нас в общественном дискурсе пропаганда пока явно заслоняет дискриминацию.
Третий важный момент – государства берут на себя в соответствии с Конвенцией не столь уж определенные обязательства. Например, в государстве должен быть закон, карающий любое содействие расистской пропаганде, но Конвенция не предписывает, как именно оно должно наказываться. И выбор конкретных мер оказывается весьма широк – от мелкого штрафа до тюремного заключения. Из Конвенции не вытекает также, что любое правонарушение такого рода должно рассматриваться непременно как уголовное преступление, может - и как административное правонарушение (так это и есть в российском законодательстве). Впрочем, отнюдь не во всех странах, ратифицировавших эту Конвенцию, воплощены в законы все процитированные обязательства.
Вообще, вариаций на тему законодательства, так или иначе направленного против неприемлемых политических крайностей, столько же, сколько и государств. Но стоит выделить самые интересные для нас направления этой «отрасли» европейского законотворчества.
В ряде стран
действуют специальные законы, принятые
именно как чрезвычайные меры по недопущению
реставрации фашизма или
Так, в
Австрии до сих пор действует
и модифицируется по мере общественной
потребности принятый еще в 1945 году
закон о запрете НСДАП. Этот закон
запрещает не только деятельность организации
с таким названием, но также и
пропаганду ее идей, оправдание преступлений
нацизма или попытки
Аналогично, в Италии суровые (до 20 и более лет лишения свободы) наказания ждали с 1947 года тех, кто пытается восстановить фашистскую партию или монархию (именно так!). Организации должны распускаться, а пропаганда фашизма может повлечь приговор до трех лет лишения свободы.
Важно понимать
при этом, что под фашизмом в
Италии понимается не то, что у нас.
Там это слово – не предмет
политологических или иных дискуссий,
а обозначение конкретного
В Португалии, освободившейся от диктатуры Салазара только в 1970-е, тоже был принят антифашистский закон. Видимо, его авторы учитывали критику самой идеи узконаправленных законов, да и режим Салазара не все исследователи квалифицируют как фашистский. Поэтому в португальском законе 1978 года написано:
«…фашистскими считаются организации, которые в своих уставах, манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду войны, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей».
Так определяемые
организации запрещаются
В Германии
пошли по пути более широкого обобщения.
Согласно Конституции ФРГ, Федеральный
конституционный суд может
Пропаганда в пользу запрещенных организаций, а по сути – их идеологии, наказывается штрафом или лишением свободы до трех лет. Точнее – преступны «только такие публикации, содержание которых направлено против свободного демократического строя или идеи взаимопонимания народов». И то же относится к распространению их символики.
В германских
законах есть также «техническая»,
но важная (и, увы, отсутствующая в
российском законодательстве) оговорка
– не наказываются материалы или
действия, которые «служат цели просвещения
граждан, искусству или науке, исследованиям
или преподаванию, ознакомлению с
событиями прошлого или с историей
или предпринимаются в
Вообще, германские законы концентрируются не на запрете того или иного вида пропаганды, а на защите именно демократического строя и безопасности (даже – чувства безопасности) тех или иных групп. Не случайно, что на основе упомянутых решений конституционного суда ни в какой момент не были запрещены все крайне правые и крайне левые организации.
Еще в
германских законах, в отличие от
австрийских, бельгийских, шведских и
т.д., нет расистского мотива преступления
как отягчающего
Что касается hate speech, то есть пропаганды ненависти по отношению к этническим группам (реже – религиозным, еще реже – иным), то он является уголовно наказуемым деянием почти во всех странах Европы. Общей чертой этих законов является отсутствие детального прояснения вопроса о том, насколько резким и оскорбительным должно быть высказывание, чтобы стать уголовно наказуемым (очевидно все-таки, что не всякое этнически окрашенное оскорбление должно рассматриваться как уголовное преступление). Следователи и судьи руководствуются относительно стабильными и общепринятыми представлениями о недопустимом в их обществах.
По-разному решается проблема необходимости доказывания умысла в таких преступлениях (проблема, хорошо известная в России: ст.282 УК РФ, в отличие от предшествовавшей ей ст.74 старого УК. об умысле не упоминает, но он настойчиво возвращается в Комментариях к УК). Например, в Канаде доказательство умысла требуется, а в Германии, Великобритании или Нидерландах не требуется вовсе. Верховный Суд Нидерландов принял каноническое в этом смысле решение: «Является ли оскорбительным для группы лиц высказывание в их адрес относительно их расы и (или) религии определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует».
Применение таких статей весьма неравномерно и эта неравномерность мало коррелирует с реальным размахом hate speech. В частности, почти нет таких дел в Ольстере или в Израиле.
Отдельно
стоит отметить опыт Франции, где
соответствующее
В 1987 г. и 1990 г. уголовными преступлениями стали оправдание преступлений против человечности и отрицание таковых (конечно, применительно к юридически признанным преступлениям). Причем здесь возможно сразу лишение свободы от пяти лет и от года соответственно. Французское право знает понятие запрещенной иностранной публикации, и распространение, например, «Протоколов сионских мудрецов» наказывается наравне с отрицанием Холокоста.