Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов.
Да, трансформация радикальной группировки во все более умеренную вполне возможна (отечественные примеры – ЛДПР и некоторые коммунистические партии). Но ведь бывают и другие примеры. Чтобы радикалы трансформировались в умеренных, у них самих должна быть к этому некоторая внутренняя готовность. В противном случае происходит то, что случилось в Веймарской республике, или то, что мы видим сейчас в Палестинской автономии. С другой стороны, общество может согласиться терпеть процесс трансформации радикалов не от хорошей жизни, а от невозможности нейтрализовать их как-то по-другому. Нынешние национал-радикальные группировки не столь масштабны, чтобы с ними нельзя было не считаться, и мало кто из них подает признаки готовности к внутренней трансформации. Наконец, процесс включения националистов в мэйнстрим неизбежно сопровождается дальнейшим снижением и без того низкого порога отвержения ксенофобии в этом самом мэйнстриме. Мы не беремся здесь обсуждать, что первично: повышение фоновой ксенофобии или включение новых ксенофобных групп в политический мэйнстрим, но сам факт взаимосвязанности этих процессов все уже имели возможность наблюдать на примерах интеграции ЛДПР и КПРФ, а теперь еще и "Родины".
Помимо политических решений по тем или иным национал-радикальным группам или репрессивных мер (см. ниже), возможны и другие действия государства. В первую очередь в голову приходят спецоперации по развалу радикальных группировок изнутри; ходят очень упорные слухи, что РНЕ в 2000 году было разрушено именно так. Не оспаривая необходимость засылки агентуры хотя бы в некоторые подобные группы, выразим все же сомнение в разумности более активных действий: они всегда чреваты сращиванием отдельных групп со спецслужбами. Основанием для таких опасений служит не только давний опыт (в дореволюционной России), но и подозрения в политическом использовании спецслужбами национал-радикалов в постсоветский период.10
Более интересной
является идея специального публичного
списка групп, подозреваемых в
Если
до сих пор мы говорили скорее о
возможной стратегии
Конечно, мы все осуждаем идеи этнической или религиозной ненависти. Но для людей, не разделяющих эти идеи, проблема – не как вести себя по отношению к где-то существующим радикалам, а как вести себя по отношению к находящимся близко и достаточно респектабельным уже людям. Можно ли выражать уважение Жириновскому, мирно беседовать с Прохановым, в качестве экспертов привлекать Дугина или Джемаля...
Чем меньше люди, не являющиеся этно-националистами, отделяют себя от таковых, тем более легитимным становится этно-национализм. Да, мы якобы готовы терпеть рядом только респектабельных людей, но они-то приводят за собой вовсе уже не респектабельных.
Между тем провести определенные ограничения в обществе вполне возможно. Примером может служить кампания, прошедшая в интернете летом 2002 года по инициативе сайтов Jewish.Ru и Mail.Ru: участники кампании просто писали письма хостинг-провайдерам, побуждая их удалить антиконституционные по содержанию сайты. Подчеркнем, провайдерам всего лишь помогали выполнить их собственные правила, совпадающие, в общем-то, с правилами приличия; при этом свобода слова не ограничивалась (как многие утверждали): изгнанные с серверов неонацисты сохраняют теоретическую и практическую возможность создать собственные интернет-сервера (интернет – вполне свободное и недорогое в использовании пространство, в отличие, скажем, от телевидения).
Конечно, не все провайдеры, при этом вовсе не пронацистски настроенные, столь чутки к протестам. И это – не вопрос регулирования интернета как такового, а пример нашей большей проблемы – явно чрезмерной толерантности к чужой ксенофобии. Понятно, что такая наша толерантность коренится во вполне понятном страхе перед ограничениями свободы слова. Но наша свобода уже не в младенческом возрасте, и пора усвоить процитированную выше формулировка Европейского Суда о принципе неразрывности свободы слова и ее границ; не вредно ее даже повторить: "принцип свободы выражения мнения, который является объектом ряда исключений, требующих, в свою очередь, ограничительного толкования".
Если
же посмотреть на себя достаточно честно,
нетрудно заметить, что и нам самим
не стоит публично воспроизводить разного
рода этнические предрассудки, присутствующие
практически у каждого. Особенно
– в средствах массовой информации.
Увы, пока с этой задачей самоконтроля
не слишком хорошо справляются и
многие журналисты, и многие представители
демократической части
Неоднократно высказывалось мнение, что одним из важных направлений противодействия национал-радикалам является "отказ в паблисити".15 Действительно вопрос о том, как надо рассказывать в СМИ о радикалах, чтобы не "тиражировать опыт", но сообщить о важных событиях (а деятельность национал-радикалов – важная тема) и четко определить отношение к ним, не так прост, и его стоит серьезно обсуждать в рамках журналистского сообщества как вопрос скорее профессиональный, чем этический.
Не к чиновникам, а к научной общественности следует в первую очередь обращать возмущение засильем этнических мифов в школьном и высшем образовании: против согласованного натиска академического сообщества Министерства образования не пошло бы, а само оно и не может переписать учебники. Но не видно не только должного энтузиазма, но и общего согласия ученых в том, что эти, далеко не безобидные, мифы пора перестать пропагандировать через школу.16
Остается добавить, что "обучение толерантности", что бы под этим ни понималось, ведется общественностью (через разные семинары, школы и т.п.) не хуже, чем государством через систему среднего образования, так часто умеющую внушить отвращение ко всему, чему учит. Конечно, это не означает, что воспитание в духе толерантности не должно вестись в школе. Но оно должно скорее стать важной составляющей всех гуманитарных дисциплин, а не отдельным предметом.
У общественности, в принципе, есть и другое средство давления на национал-радикалов – юридическое. Но здесь важно понимать, что лишь в единичных случаях гражданин может подать иск о защите чести и достоинства против националиста, поскольку националист посягает, как правило, не на чьи-то персональные честь и достоинство, а иски от лица неопределенной общности нашим гражданским правом не предусмотрены. Спорно, стоит ли изменять в этом направлении Гражданский Кодекс. Или, аналогично, переводить ст. 282 УК в категорию частного обвинения. Здесь не место для юридического спора, но такие новации представляются нам неконструктивными.17
Нельзя
не отметить также, что общественным
активистам не удается защитить сограждан
и общество в целом от расизма,
дискриминации и прочих бед не
только потому, что этому мешают
те или иные кодексы или конкретные
судьи и прокуроры (хотя они, конечно,
мешают), а потому что эффективных
активистов просто катастрофически
мало. И вряд ли в ближайшие десятилетия
у нас их “на душу населения”
станет столько, сколько в исторически
устоявшихся либеральных
Государство же, как уже было выше отмечено, пока очень неэффективно в правовом пресечении противозаконной деятельности национал-радикалов. У этого устойчивого феномена есть три не менее устойчивые причины.
Первая – распространенность этно-ксенофобии в самих правоохранительных органах. Здесь могут в какой-то степени помочь просветительские программы и политическое давление сверху. Но качественный прорыв возможен, видимо, только в рамках принципиальной реформы систем прокуратуры и полиции, что выходит за рамки данной статьи.
Вторая – недостаток компетентности следователей, прокуроров и судей. Решение этой проблемы лежит тоже только через большие реформы, но вряд ли будет скорым.
Третья – огромная неопределенность в вопросе о том, какая именно деятельность национал-радикалов является незаконной. Закон "О противодействии экстремистской деятельности" 2002 года, увы, сделал ситуацию не только еще более неопределенной, но местами – просто абсурдной. Мы об этом не раз писали18, так что ограничимся самым кратким резюме.
Современное
российское законодательство предполагает
весьма суровые санкции для отдельных
лиц, ассоциаций и СМИ даже за столь
неопределенные действия, как "унижение
национального достоинства" или
пропаганду превосходства по религиозной
и социальной принадлежности. Легко
привести примеры, когда подобные действия
заслуживают лишь не слишком строгого
морального неодобрения, могут быть
предметом гражданского иска, а могут
быть и уголовными преступлениями.
Но наше право очень плохо
Имеет смысл отказаться от подхода, закрепленного законом 2002 года и исходящего из удобства правоохранителя: максимально широкие признаки правонарушения и максимально жесткие санкции. Все равно полиция и суды такой широкой репрессивной кампании, какая вытекала бы из буквального применения Закона 2002 года, не развернут - и слава Богу. И ранее высказывалось мнение, что гораздо эффективнее было бы сосредоточиться на наиболее опасных деяниях, связанных с насилием, дискриминацией и их прямой пропагандой, особенно – в виде массовых мероприятий, а остальное – декриминализовать.19 В УК следует оставить действия, которые подавляющее большинство общества, даже при наличном в нем уровне ксенофобии, считает действительно особо общественно опасными, а остальное, в соответствии с общим духом уголовного права, перенести в область гражданских исков, административных дел или вовсе вывести из компетенции государства. Тогда и правоохранительной системе сложнее будет уклоняться от выполнения своих обязанностей. При этом совершенно не обязательно приговаривать пропагандистов агрессивного национализма к лишению свободы – только "за слова" обычно вполне достаточно наказать действительно большим штрафом.
Надо отметить, что такого рода сдвиги уже наметились с реформой ст.282 УК в конце 2003 года: такой спорный состав, как пропаганда превосходства и неполноценности по ряду признаков, удален из статьи, зато в ней появилась "пропаганда ненависти"; нижний порог наказания, как и почти во всем УК, резко снижен, а штрафы повышены. Эти изменения, хотя и позитивны, но недостаточны. Осталась нетронутой испорченная Законом 2002 года ст.280 УК, по которой можно с тех пор посадить человека за призывы к "экстремистской деятельности", которая в свою очередь, отнюдь не всегда подпадает под УК. По-прежнему остается проблема доказывания умысла по ст.282 УК. На наш взгляд, оптимальным выходом было бы решение Верховного Суда, аналогичное приведенному выше нидерландскому, - слова или действия, возбуждающие вражду и ненависть или унижающие человеческое достоинство, являются таковыми объективно и вне зависимости от намерения совершившего эти действия.
На фоне определенного упадка ориентированных на пропаганду национал-радикальных группировок и бурного роста идеологически мотивированного насилия (будь то "джихадизм" или движения скинхедов), особенно важно сделать акцент на противодействии именно насилию и его пропаганде. Разъяснениями Верховного Суда, инструкциями Генеральной прокуратуры, может быть, какими-то еще средствами следует побудить правоохранительную систему не забывать о таком предусмотренном УК отягчающем обстоятельстве, как "совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды" (ст. 63 "е" УК), применять соответствующие квалифицирующие признаки в ряде других статей (список которых законодателю, кстати, стоило бы расширить).