Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа
Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.
Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы
Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.
Методическое пособие для инспекторов по охране прав ими, ЮТОДИСТОВ по охране прав детей, социальных педагогов, социальных работников
Составитель: Гончарова Т. В., специалиста Главного
управления образования Курганской области
Рецензенты: Куган Б. Д., начальник Главного
управления образования Курганской области, кандидат педагогических наук
Дюрягина Л. Н., главный специалист
Главного управления
образования Курганской области
Содержание
Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей
группы повышенного риска и оказание
социально-педагогической помощи таким
семьям 6 Помощь семьям, находящимся
в кризисе, сохранение и возвращение
ребенка в семью. Профилактика повторных
кризисов 7 Обучение родителей «групп
риска»
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11 Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных
уровнях 12 Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании
помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами
семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы
Введение
Педагогическое мастерство В семье -ЭТО не ТОЛЬКО внешняя форма
взаимодействия с ребёнком. Это прежде всего психологизация всех семейных и внутрисемейных
отношении п между супругами, и
со старшим поколением, и с друзьями.
В. С. Заслужнюк
Русский философ Иван Ильин писал, что семья это частичка Родины; существует такое понятие, как Дом. Это стены, ЭТО место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, родные люди. Однако в доме может быть неуютно, хотя в нем чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом, как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все в рассыпную по своим делам. Есть дом -затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.
Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.
В Курганской области по сравнению с 1994 годом количество семей группы социального риска увеличилось на 7,6 %, семей с детьми-инвалидами -на 29,2 %, семей с детьми под опекой - на 34,7 %.
Наблюдается значительное снижение уровня жизни семей с детьми. По сравнению с 1994 годом число малоимущих семей с детьми в области увеличилось на 95,6 %, причем, семей одиноких матерей - на 227,3 %, неполных семей - на 65,2 %, семей с детьми-инвалидами - на 68,7 %, семей с детьми под опекой - на 85 %, многодетных семей - на 18,4 %.
В области из
года в год растет число семей,
ведущих асоциальный образ
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся:
- изменение типа
взаимоотношений в семьях: от
традиционного авторитарного
- трудности строительства
семейной жизни, острое
4
- тревога родителей
за своих детей, за их
- проблемы взаимоотношений детей, ревность между детьми;
- конфликты внутри семьи, скандалы, разводы.
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей
Цели и задачи:
v - создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной
среды для детей, родители
- обеспечение
социально-экономической,
- содействие
обеспечению условий для
- разработка
системы мер, направленных на
оказание помощи проблемным
- осуществление
системы мер (правовых, идеологических,
организационных), способствующих включению
нормальной семьи в процесс
преобразования окружающей
- создание и
реализация программы по
- разработка
и внедрение специальной
Основными направлениями социальной работы с неблагополучными семьями должны стать:
г - поддержка родителей в воспитании детей;
- помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд;
- социальное
и терапевтическое
- информирование, юридическая помощь и советы с целью * предотвращения всех форм эксплуатации (насилия,
правонарушений), как физических, так и психологических;
- социально-педагогическая
деятельность, направленная на воспитание
Выявление семей группы повышенною риска н оказание социально-педагогической помощи таким семьям
Выявление семьи, нуждающейся в помощи И реабилитации, должно проходить как можно раньше. За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести огромный ОПЫ1 асоциального поведения, искалечить свою душу, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного определения, который противоречит нормам общества.
Выявлению и
прогнозированию жестокого обра
Анализируя каждый случай, необходимо обратить внимание на наиболее типичные стрессовые модели:
- отношения между родителями и старшими членами семьи: неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители, сожители или разведенный (одинокий) родитель;
- отношения с
ребенком: большие и малые интервалы
между рождением детей, их
- структурный
стресс: недостаток жилищной площади,
безработица, социальная
- стресс, вызванный
ребенком или другими
В поле зрения социальных работников должны быть также включены:
- социальное
место родителей: возраст,
- отсутствие
у родителей умений по
- степень неприятия
(отвергающего поведения)
- опыт социализации: наличие в опыте родителей агрессивности, жестокого отношения к себе, собственной заброшенности;
- психопатический статус родителей: личностные черты, слабый самоконтроль, психические расстройства, наркомания и алкоголизм.
Социальный работник
должен встречаться с семьей. Он
принимает решение о
- создать временный
«буфер», сохранить ребенка в
семье, оттянуть принятие
- временно вывести
ребенка из семьи, перевести
его на время в замещающую
семью, приют,
- поставить вопрос
о лишении родительских прав
и окончательно вывести
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных
кризисов
Разрабатывая
стратегию социального
- в формировании
аномального родительского
- поводы и
причины отказов от
- каковы бы
ни были причины, отрыв
Обучение родителей «групп риска»
Процесс образования родителей, социализация детей которых проходит в особых условиях, имеет свою специфику.
Цель образования родителей - добросердечные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Средства образования - знания, умения, навыки, охватывающие широкий спектр человеческих наук и сферу обыденной жизни.
Ведущая ценность образования родителей - гарантированное развитие ребенка. Отказ от понятий «правильный ребенок», «хорошо воспитанный ребенок» вызван низкой их эффективностью.
Спецификой образования родителей является их ориентация и опосредованное влияние на благополучие и жизнь детей.
Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья особенно v нуждается в специальной помощи и поддержке, в том числе и образовательной. Это, в первую очередь, помощь в осознании особенностей и проблем, достоинств и ограничений своей семьи, получение навыков оптимального взаимодействия родителей и детей, родителей и тех людей, с которыми они вступают в контакты. При этом важно, чтобы родители «группы риска» в дальнейшем плавно вошли в единое родительское сообщество (класса, школы, микрорайона).
Не все родители осознают проблемы в своих отношениях с детьми. Поэтому необходима профилактическая образовательная деятельность, направленная на развитие родительской рефлексии, критическою мышления, навыков интерпретации жизненных событий. Подобная работа может осуществляться в тех или иных формах на базе различных учреждений: от медицинских, образовательных, средств массовой коммуникации до системы повышения квалификации специалистов, сферы дополнительного образования, просвещения.
Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними