Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа
Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.
Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы
Поскольку потребность
в образовании родителей
В общем плане можно определить несколько этапов организации деятельности по образованию родителей:
- диагностический,
позволяющий выявить реально
существующие проблемы
- консультативный, когда в беседе с андрогеном (человеком, ведущим процесс образования взрослых) родитель может определить
4 необходимое содержание, удобные для него формы и методы обучения, свой образовательный заказ, наметить образовательный маршрут (см. приложение 3);
- непосредственно процесс обучения, проходящий в различных формах, в соответствии с пожеланиями родителей;
- мониторинговый
этап, помогающий проследить результа
Необходимо выделить определённые требования к андрагогам, проводящим обучение родителей:
- умение создать
доброжелательную атмосферу,
- внимание к
проблемам родителей, к их
- научная грамотность
и доступность изложения
- гибкость, подвижность
образовательной стратегии,
- разнообразие
любых предлагаемых
- способность
к оказанию психологической
- ориентация на стимулирование поведения родителей;
- способность
видеть малейшие достижения и
вселять веру в успех.
Не стоит думать, что под влиянием информации, обучающих программ родители обязательно и скоро изменятся. Не стоит ждать быстрых результатов. Однако общий кропотливый труд, получаемые родителями знания и навыки непременно будут приводить к успеху.
Преодоление отчуждения родителей от школы
Большая часть
родителей имеет уже
Ниже представлена ориентированная на эту цель примерная программа тематических родительских собраний. Программа состоит из следующих разделов:
1. Эмоциональное включение родителей
- расширение
эмоциональных контактов
- развитие коммуникативной грамотности родителей;
- развитие культуры чувств родителей и детей.
2. Нравственные вопросы интерпретации жизни
- осознание жизненных
проблем современного человека,
расширение мировидения
- вопросы концептуального
и ценностного согласования
- определение принципов построения успешной жизни человека.
3. Правовые взаимодействия детей, родителей и школы
- изучение основных прав ребенка, взрослого;
- разработка «Кодекса жизни школы».
Реализация программы требует от классных руководителей готовности к проведению занятий с родителями в разных формах: беседы, лекции, деловые игры. В школе может быть создана инициативная группа педагогов, способных предложить собственные разработки по указанным темам. Важно, чтобы опыт отдельных педагогов стал общим достоянием. Необходимо совместное обсуждение результатов, корректирование планов.
Положительный итог проведения подобных занятий проявляется:
- в установлении более тесного сотрудничества учителей и родителей;
- в активных
предложениях родителей по
- в снижении числа конфликтных ситуаций.
В ходе занятий могут проводиться анкетные опросы родителей, позволяющие наметить пути дальнейшего сотрудничества.
Цикл родительских собраний может включать следующие темы:
1. День рождения вашего ребенка.
2. Слова, которые мы произносим.
3. Учим ли мы наших детей любить?
4. Современный человек - поле проблем.
5. Мир ценностей современного человека.
6. Нравственные законы жизни.
7. Принципы анализа человеком своей жизни.
8. Взаимодействие людей друг с другом.
9. «Кодекс жизни школы».
Характеристика «хронически проблемной» семьи
Как показывают психологические исследования, большая часть теории семейной терапии основывалась, в основном, на работе с такими семьями, которые выражали обеспокоенность своим состоянием и искали помощи у семейного терапевта, психолога-консультанта и т. д. Семьи же с хроническими проблемами, наоборот, не высказывали значительной обеспокоенности и были совершенно равнодушны к традиционным методам семейной и индивидуальной терапии.
Такие семьи, как
правило, привыкли жить с серьезными
кризисами. Отсутствие мотивации к
переменам в лучшую сторону вызывает
возрастание обеспокоенности
Семьи с многочисленными кризисами, имеющими хронический характер, часто настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются им помочь. Члены таких семей как бы говорят: «Вы не понимаете. Никто не может помочь нам. В конце концов вы тоже будете обвинять, ненавидеть и отвергать нас». При таком устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь проще всего обозначить такие семьи, как «неподдающиеся», а также положиться на служителей закона (милицию, суд, прокуратуру, тюрьму), которые способны обеспечить контроль, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества.
Однако эти неблагополучные семьи не могут восприниматься только как трагические, обреченные. Кризисы, переживаемые такими семьями, могут рассматриваться как сильнейшая форма протеста против перемен, которую можно постепенно использовать в положительном направлении продвижения семьи в лучшую сторону, а также, чтобы понять суть и уровень хронических проблем семьи. Кризис этих семей может помочь понять специалистам их эмоции, найти подходы к решению вопроса как сплотить семью и подготовить к сотрудничеству, как сделать семью сильной, как прервать цикл кризисов так, чтобы новое поколение могло порвать с негативным прошлым. Мы пытаемся использовать ориентацию семьи на кризис как на ключ к пониманию процессов, происходящих в семье, травмирующего опыта семьи, ее ресурсов,
ю
текущих стрессов,
страхов и т.д. Но далеко не каждой
семье можно помочь. Иногда кризис
семьи и неблагополучие достигают
такого уровня, что вмешательство
в семью ничего не дает и в данном
случае есть только один выход - изъять
ребенка, поместить его в учреждение
государственной поддержки
Семьи «группы риска»
Семьи, переживающие
постоянный кризис, находятся в особом
состоянии страдания. Пройдя через
многочисленные переживания утрат
и травм, члены таких семей
накапливают слишком много
Одна из положительных
сторон кризиса состоит в том,
что в сферу их влияния вовлекаются
работники школы, социальный педагог,
специалисты разных центров и
т.д. Происходит подключение к ситуации,
в которой оказалась
Семьи «группы риска» накопили массу проблем, которые не удается решить. Эти семьи отличаются по своему поведению следующим:
- не появляются
в назначенное время, но
- приглашают
друзей, знакомых на собеседование
со специалистами; во время
встречи со специалистами
- любыми способами
стараются не впускать
- не соблюдают
договоренность о заранее
- не способны говорить о себе;
- постоянно меняют место жительства;
- постоянно ссорятся (в том числе с друзьями, родственниками);
- недоверчивы,
подозрительны, импульсивны,
- у них недостаточно знаний и умений, находятся в состоянии озлобленности.
Поведение родителей в таких неблагополучных семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакт с другими, которых сильно обидели. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами перенесли невосполнимую утрату. Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений и эмоциональной поддержки детей с их стороны.
Тяжелая неблагополучная семья - это семья, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, психологический надрыв.
К неблагополучным относится и семья, которая утратила всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху. К проблемным, тяжелым относятся также криминальные семьи.
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных
уровнях
Для работы с неблагополучной семьей очень важно рассмотреть взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях.
1 уровень - структуры муниципальных органов власти (управление, образования, управление здравоохранения, управление социальной защиты населения, Центр занятости, комитет по культуре и искусству, управление по делам молодёжи физической культуры и туризхма, МВД, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и т. д.).
2 уровень
- их учреждения (Дом ребенка, детские образовательные
учреждения, дошкольные образовательные
учреждения (ДОУ), кризисный Центр, реабилитационный
Центр, приют, детский дом, психолого-медико-
3 уровень
- специалисты (учителя, воспитатели, социальные
педагоги, врачи, инспектора, работники
коммунальных служб, социальные работники,
педагоги дополнительного образования
и т. д.). Все эти органы, организации, специалисты
могут оказать помощь и поддержку неблагополучной
семье тогда, когда между ними будет четкая
договоренность о том, кто, какую и когда
оказывает помощь. Специалисты должны
составить общий план работы с каждой
неблагополучной семьей, чтобы не дублировать
друг друга, а дополнять и оказывать конкретную
помощь только в том направлении, которое
даст возможность реабилитации семьи.
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам
Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними