Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа
Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.
Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы
Сведения о семье
1. Дата постановки на учет_
2. Ф. И. О., год рождения: отец_
мать_
3. Домашний адрес, телефон:_
4. Место работы, занимаемая должность:
Отец_
Мать_
5. Сведения - о детях (Ф.И.О., дата рождения, посещаемое учреждение) _
6. Состояние
здоровья членов семьи (
кож вендиспансер__
психиатрический диспансер__
туберкулезный диспансер___
другое______
7. Жилищные условия семьи____
8. Причина постановки на учет__
Ф.И.О. специалистов_
Приложение
Приложение 6
провела обследование жилищно-бытовых условий семьи
в составе.......................
Квартира (частный
дом) имеет жилую площадь Место
работы членов семьи.........................
В результате обследования установлено, что
Заключение
Справки прилагаются: Подписи членов комиссии:
с
Приложение 8
Состояние здоровья, прочие сведения
Ф.И.О. матери__
Год рождения______
Образование_
Место работы, специальность
Состояние здоровья, прочие сведения_
Дети (сведения заполняются на каждого ребенка)
Ф. И. О.__
Дата рождения___
Место учебы___
Состояние здоровья________
Характеристика условий в семье:
Бытовые_____
Материальные_
Жилищные___
Санитарные___
Где состоит на учете___
По чьей инициативе____
К какому фактору группы риска относится. Социально-демографический фактор:
- многодетная семья;
- неполная семья;
- с приемными, опекаемыми детьми;
- с недееспособными родителями;
- с низким
социально-экономическим
- родители не
справляются с социальной
- конфликтные семьи;
- семьи, где
дети самовольно уходят из
дома. Социально-криминогенный
- семьи, где имеется угроза жизни детей; деградация родителей.
Экономический прогноз ______-__________~^^_
Прожиточный МИНИМУМ _
Реальный доход _
Доход на одною
человека___________
Рекомендации:
Необходимо встать на учет в___
НуЖДаЮТСЯ it срочной ЭКОНОМИЧеСКОЙ помощи__
Другое:__
Потребность в реабилитации:
Решение социального консилиума от_г. по социальной помощи:
Специалист по социальной работе_____
( подпись)
37
Социальный паспорт семьи группы риска
Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи):_
Ф. И.О. отца_____
Адрес___
Год рождения____
Образование _
Место работы, специальность__
Технология работы с неблагополучной семьей
1 этап - Изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2 этап - Выявление неблагополучной (проблемной) семьи.
3 этап - Первичное обследование жилищных условий неблагополучно it (проблемной семьи).
4 этап - Знакомство с членами семьи и ее окружением.
5 этап - Знакомство с теми, кто уже оказывал помощь данной семье, изучение их действий, выводов.
6 этап - Изучение проблем семьи, ее особенностей, ее целей.
7 этап - Изучение личностных особенностей членов семьи.
8 этап - Составление карты семьи.
9 этап
- Координационная деятельность со всеми
заинтересованными организациями (образовательные
учреждения, дошкольные учреждения,
центр социальной реабилитации детей
и подростков, центр защиты семьи, приюты,
детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,
комиссия по делам
несовершеннолетних, медико-психолого-
10 этап - Составление программы работы с неблагополучной семьей.
11 этап - Текущие и контрольные посещения семьи.
12 этап - Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Алгоритм изучения семьи
Важно изучить:
- состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия;
- материальную обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
- характер взаимоотношений в семье:
38
а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
в) ПОЗИЦИЮ ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; представлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторш арным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);
г) отношение ребенка к родителям.
Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен и любим, и люблю вас тоже»;
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;
«Я нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».
Первые две позиции являю гея оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. Признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.
Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: Дорожит семейными отношениями; Родители авторитетны; Относится безразлично; Относится пренебрежительно; Остро переживает драму; Тяготеет к одному из членов семьи.
Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д.).
Список литературы
1. Антропология социальной работы. - М., 1995.
2. Азаров Ю. Семейная педагогика. - М., 1993.
3. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? как? - М., 1993.
4. Байдард Р., Байдард Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1988.
5. Безлепкина Л. Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности/ Вестник социальной работы. 1993, № 3.
6. Бим-Бад Б. М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. - М., 1988.
7. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. Для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1988.
8. Гребенников И. В. Школа и семья. - М., 1985.
9. Гребенников
И. В. Педагогический всеобуч
родителей: Примерная
Ю.Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -М., 1991.
11 .Джайнотт X. Д. Родители и дети. - М.: Прогресс, 1986.
12.Жутикова Н.
В. Психологические уроки
учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1990. 13.3аслужнюк В. С, Семиченко В. А. Родители и дети: Кн. для родителей. -
М.: Просвещение, 1996. Н.Иванова М. А. Брак, семья, дети. - М., 1993.
15.Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. - М.: Юридическая литература, 1989.
16.Лесгафт П.
Ф. Семейное воспитание
17. Макаренко А. С. Книга для родителей. - Петрозаводск, 1959.
18. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. - М.: ТОО «ИнтелТех», 1994.
19. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1992.
20. Никитин Б. Н., Никитина Л. А. Мы и наши дети. - М., 1986.
21. Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. -М., 1985.
22. Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа: Учебно-методическое пособие. - М., 1999.
23. Разумихина Г. П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. - М. 1999.
24. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - М., 1978.
25. Фромм А. Азбука для родителей. - Л.: Лениздат, 1991.
26. Шульга Т.
И., Олиференко Л. Я.
27. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2001.
Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними